Что мы видим на картинах

Oct 05, 2022 22:00


Каковы бы ни были произведения искусства, в частности живописи, каковы бы ни были форматы и виды этих произведений, для зрителя всегда важен ответ на один и тот же вопрос: "Что там происходит?"

Человеку понимание "происходящего" на картине так же важно, как и в жизни. Если, конечно, картина не стала для зрителя загадкой, застрявшей в памяти, то картина без ответа на этот вопрос теряет смысл, становится картиной без свойств, без характерных признаков и не производит впечатления.

Человек нуждается в понимании содержания, смысла, желательно даже возвышенного смысла.

Поскольку множество произведений живописи непонятны для зрителя, и порой совсем трудно сказать, "что там происходит", то искусствоведение имеет целью толкование и объяснение картин. Отрасль толкования стала называться иконология. Кроме описания, что происходит на картине, иконология выдумала еще один вопрос: "Что художник хотел этим сказать?", то есть, какой тайный смысл, послание зашифрованы художником в полотне.

Иногда понять смысл можно по названию картины, развить его и объяснить на основании образов, созданных художником. Однако названия у картин появились только в XVIII веке. Поэтому картины старых мастеров часто бывают недоступны для понимания: нет ни названия, ни понятного события. Искусствоведы в таких случаях идут простым путем - они сами придумывают названия картинам без названия и сочиняют описания того, "что происходит", с легкостью выдумывая, что художник хотел этим сказать.



Поэтому внимательный и добросовестный зритель бывает подготовлен к знакомству с картинами чужими и весьма искусственными, надуманными идеями о том, что надлежит ему видеть на художественном полотне

Зная это, лучше смотреть картины без мыслей вдохновенных искусствоведов, пытающихся втолковать то, что нам следует понять. Сначала посмотреть, а потом соотнести свое впечатление с рассуждениями искусствоведов. Принять разумное и обоснованное толкование никогда не поздно, но не надо лишать себя собственного чистого непредвзятого взгляда на произведения искусства.

Когда я впервые рассматривала картину Джудит Лейстер "Предложение", я знала только автора картины, название и смотрела на неё, пытаясь понять, что изображено:



Джудит Лейстер. Предложение. 1631 год. Дерево, масло. Размеры 30,8 х 24,2 см. Из собрания Королевской галереи Маурицхёйс (Mauritshuis Royal Picture Gallery) в Гааге.

Картина была написана в XVII веке, названия ей дано не было, автор тоже до конца XIX века известен не был. Абрахам Бредиус, директор Королевской галереи Маурицхёйс, один из трех авторитетов по голландской живописи конца XIX века, за 1500 гульденов в 1892 году купил картину за 1500 гульденов, признав "превосходные качества" этого "шедевра расцвета голландской школы живописи 17 века". Из этого следует, что название и содержание картины, её смысл принадлежат не автору, а музейным искусствоведам.

По всей вероятности, мужчина на картине предлагает женщине купить её благосклонность, вступить с ним в близкие отношения, возможно, в брак. Для убедительности он показывает ей деньги. Женщина сидит и держит в руках... Что женщина держит в руках, видно плохо. Можно предположить, что это ткань, и женщина занята рукоделием. Но для занятия рукоделием нужны нитки, ножницы... Ничего для рукоделия на столе рядом нет.

А может быть, она держит в руках лист бумаги и читает, наклонив его к свету стоящей на столе свечи. Мне показалось, что женщина читает документ, возможно, брачный договор...

Искусствоведами сюжет картины истолкован так: "Рукоделие, которым занята женщина, в писаниях шестнадцатого и семнадцатого веков служило символом Трудолюбия. Мужчина пытается ее соблазнить деньгами, но она не обращает на него внимания и занята своим шитьем. Вероятно, она отвергнет его "предложение".

Возобладала версия мужчины-соблазнителя.

Есть картина-загадка, которую вряд ли мы сможем когда-то разгадать достоверно. Вот это полотно:



Ян ван Хемессен Плачущая невеста 1540, Деревянная панель, масло. Размеры 51.8 х 63 см. Из Национальной галереи в Праге, Чехия.

То, что сохранилось - это часть большего полотна, и что еще было изображено на нем, неизвестно. До 1935 года картина считалась работой Питера Артсена, или Длинного Питера, творившего в Амстердаме в XVI веке. Сейчас это полотно приписывают Яну ван Хемессену из Антверпена, жившего и работавшего в Харлеме.

Что именно происходит на картине, также неизвестно. Название "Плачущая невеста" - выдуманное искусствоведами безо всяких оснований. Эта картина в разные времена называлась по-разному и толковалась тоже не так, как сейчас. Одно из названий ее было "Молодость и старость", а также "Два философа: смеющийся и плачущий", "Пьяная старуха", "Три возраста человека"...

Искусствоведы в Чешской Национальной галерее решили, что это сатира на брак, потому что там изображен... горшок - символ супружеской жизни! Задаваться вопросом, почему именно так, бесполезно - никто не ответит, решение принято и точка!

В Нидерландах же решили назвать ее на основании того, что очевидно из изображения. Исследовательский институт истории искусства на своем сайте называет ее "Плачущая женщина в венке из черешен, сопровождаемая стариком и молодым человеком". Тут спорить как будто не о чем, но все равно непонятно.

Разные поколения видят происходящее на картинах по-своему. Поэтому описания картин меняются - приходит новый амбициозный искусствовед, который хочет остаться в веках как открыватель чего-то нового в том, что до него было написано за три столетия, и настаивает на своей точке зрения, разумеется, проделав значительный научный труд по изучению: жизни художника, эпохи, истории, личных документов, и т.д.

Хорошо, если имя художника известно и известны годы его жизни, а то ведь нередко случается, что художником считается неизвестный, или картина приписывается одному художнику, а потом выясняется, что автором-то был совсем не он! Вот и получается, что приходится все менять, и менять не один раз, а снова и снова.

Несколько раз меняли название портрета кисти Рембрандта, который сейчас находится в собрании Музея Гетти и атрибутирован как портрет Святого Варфоломея.



Рембрандт ван Рейн. Святой Варфоломей. 1661 год. Холст, масло. Размеры 86.7 × 75.6 см. Из собрания Музея Пола Гетти, Лос-Анджелес. США

Что указывает на то, что это Святой Варфоломей? Только наличие у него в руке ножа. Больше вообще ничего. Святым этот мужчина стал не сразу. Сначала он двести лет менял свой род занятий: портрет "убийцы" стал портретом повара Рембрандта, но в XIX веке сочли, что повар - это не очень возвышенно для Рембрандта и "сделали" его хирургом, потому что "нож"!

Уже в XX веке кому-то пришло в голову, что нож - атрибут Святого Варфоломея, принявшего муки через снятие с него кожи - так портрет стал Святым Варфоломеем. По мере все большего обожествления Рембрандта, рос социальный статус мужчины на этом портрете. Неизвестно, надолго ли он останется Святым.

В советские времена был снят хороший научно-популярный фильм "Я и другие". Фильм показывает - я рекомендую к просмотру, большой пласт материалов и экспериментов по социальным воздействиям на психику человека. В одном эксперименте исследователь задавал рамки того, что испытуемые должны были видеть, сообщая, что они должны описать характер преступника по фотографии. Испытуемые находили черты убийцы, садиста, мошенника и т.д. на фотографии обычного человека.

Так и в искусстве: людям сообщают, кем восхищаться, где восхищаться и что видеть в произведении искусства. Большинство людей следуют этим указаниям. Можно сказать, что люди видят то, что им предписывают видеть, а не то, что создано автором.

психология, искусствоведение, Артсен, живопись, Лейстер, Рембрандт, Хемессен

Previous post Next post
Up