Это репост статьи с моего канала в Яндекс Дзен.
Художника Хосе Агустино Арриетту относят к самым плодовитым художникам XIX века Мексики. Картины свои он очень редко датировал, и большинство из них никак не привязаны ко времени их создания, но известно, что натюрморты Арриета писал с начала 1840-х годов до конца своей жизни.
Арриета родился в 1803 году в городке Санта-Ана-Чиаутемпан в Новой Испании - была такая испанская колония в Центральной Америке в XVI-XIX веках. Его отец, дантист Томас Арриета, был баском, а мать Мария Рита Фернандес, возможно не была испанкой. Когда будущему художнику было четыре года, семья переехала в город Пуэбла, где Арриета прожил всю свою жизнь до смерти в 1874 году. Пуэбла был когда-то крупным торговым центром, вторым городом Новой Испании.
Хосе Агустино Арриета в своей мастерской за работой в последние годы жизни.
В 1821 году Мексиканские соединенные штаты стали независимым государством. С начала XIX века город Пуэбла утратил свое торговое значение, но оставался центром научной и культурной жизни. Именно в Академии изящных искусств Пуэблы Арриета обучался рисованию. Возможно, что первые уроки рисования он получил от отца - есть упоминания, что он был художником-любителем и рисовал на досуге.
Работал Арриета в основном в трех жанрах: он писал сцены из городской жизни в стиле костумбризма; создавал портреты на заказ и рисовал кухонные натюрморты.
Костумбризм - это слово произошло от испанского costumbrismo, производное от costumbre - нрав, обычай. Так было названо течение в изобразительном искусстве, показывавшее народные нравы и обычаи.
Однажды один из натюрмортов привлек мое внимание и пробудил интерес к работам художника. На мой взгляд, лучше всего у Арриеты натюрморты, а прочие работы в художественном отношении интереса не представляют.
Хосе Агустин Арриета. Натюрморт с бараньей головой, бочкой с редисом, графином, внутренностями и чашкой с блюдцем Масло, холст. Размеры 66,7 х 93 см.
Хосе Агустин Арриета. Натюрморт с корзиной. Масло, холст. Размеры 66,7 х 93 см.
Хосе Агустин Арриета. Натюрморт, созданный около 1870 года. Масло, холст. Размеры 66.36 см x 91.44 см. Из собрания Музея искусств Сан-Диего, США.
Как видно из двух последних натюрмортов, где запечатлена одна и та же корзина, художник часто перемещал предметы на разные полотна. Это распространенный прием художников, писавших натюрморты. У старых мастеров это встречается часто.
Есть мнение, что Арриета стремился возродить искусство старого натюрморта, когда изображенные предметы были связаны и кроме эстетического зрелища сообщали символический смысл.
Просмотрев все доступные натюрморты художника, я сильно усомнилась, что его натюрморты содержат какой-то иной смысл, кроме визуального, зрелищного, а предметы в них связаны чем-то еще, кроме авторской композиции.
К сожалению из-за нахождения целого ряда работ в частных коллекциях и музеях Мексики, найти полную атрибуцию картин не всегда представляется возможным. Крупные музеи обычно щедро делятся цифровыми копиями своих сокровищ и сведениями о них, а вот в Мексике с этим трудно. Поэтому я указываю все те сведения в атрибутах, что мне удалось найти.
Хосе Агустин Арриета. Натюрморт с попугаем и курочкой.
Хосе Агустин Арриета. Натюрморт с кофеваркой.
Хосе Агустин Арриета. Натюрморт с кроликом, ок. 1860 г. Из коллекции Андреаса Блейстена.
Эстетика натюрморта Арриеты говорит сама за себя, и уже этого одного вполне достаточно, чтобы считать его достойными внимания в единичном экземпляре. А в массе они часто представляют собой многочисленные вариации на одну и ту же тему - обеденный стол с ингредиентами для приготовления пищи.
Вполне естественно, что художник изображал то, что потребляли в пищу жители Мексики. На картине из музея Сан-Диего, например, изображены перец чили, авокадо и бананы - продукты, связанные с Мексикой. На других он изобразил плоды, которые растут в Мексике: опунция, питахайя, лайм, мамей, ананас, папайя...
Почему-то для искусствоведов важным представляется, что изображал художник, словно по этим полотнам они стремятся изучить историю мексиканской кухни, превратив натюрморты в документальное средство.
Хосе Агустин Арриета. Натюрморт с головой оленя.
Есть группа натюрмортов, которые изображают одни и те же предметы, в разных вариантах размещенные художником на столе. Очевидно, что эти работы выполнялись на продажу - натюрмортами Арриета зарабатывал себе на жизнь и рисовал их в большом количестве с экономией творческих усилий.
Поэтому, хотелось отойти от однообразия и представить разные натюрморты, например вот такой с обилием стекла и хрусталя.
Хосе Агустин Арриета. Натюрморт с графинами и цветами.
Таких композиций со стеклянной колбой для цветов тоже было выполнено несколько. Иногда в ней что-то менялось, например, вместо вазы с цветами находились часы, или предметы располагались перед зеркалом:
Варианты композиций в натюрмортах со стеклянной колбой.
О жизни Арриеты мало что известно. Он был женат с 1826 года, а после смерти жены в 1868 году жил в богадельне в отдельной комнате, где продолжал работать. Об этом периоде жизни художника существует масса легенд, в частности, что он жил в ужасной тесноте, что предметы для своих натюрмортов он вынужден был привязывать к потолку, ибо их негде было ставить, что он был совсем ограничен в своих бытовых возможностях, не имел мебели, спал на полу...
Фотография Арриеты, представленная в начале текста показывает, не отражает таких стесненных обстоятельств и все выглядит так, что у художника было для работы все необходимое.
Хосе Агустин Арриета. Обеденный стол. 1858 год
Считая, что художник всю жизнь бедствовал, искусствоведы полагают, что натюрморты Арриеты дают нам представление о том, какие продукты были на богатых кухнях у жителей Пуэблы в XIX веке. И действительно, вид натюрмортов далек от того, чтобы вызывать в сознании зрителя ощущение нищеты и бедствия. На достаток указывают как продукты, так и посуда, кухонная утварь.
Хосе Агустин Арриета. Натюрморт с супницей, написанный между 1857 и 1859 годами. Из коллекции Андреаса Блейстена.
Хосе Агустин Арриета. Натюрморт с кошкой и птицами., Холст, масло, размеры 63 x 86 см.
Есть у Арриеты несколько натюрмортов с кошками, но все кошки, на мой взгляд, вышли неудачно. На этой картине у Арриеты наконец-то кошка почти получилась. Правда безучастность кошки к сидящим рядом голубям какая-то противоестественная.
Хосе Агустин Арриета. Натюрморт с рыбой и тыквой.
Хосе Агустин Арриета. Натюрморт с птицей и кувшином
В заключение одна портретная работа Арриеты:
Хосе Агустин Арриета. Последняя любовь.
На ней слева вновь мы видим стеклянную колбу с вазой цветов, которую художник использовал при написании натюрмортов. Пожилая женщина держит кошку. Вероятно, именно кошка и является последней любовью этой женщины. Название говорит нам больше, чем изображение, и зрителю все приходится домысливать самостоятельно, как и других случаях с картинами Арриеты, например, выполненными в жанре костумбризма.
Цены на натюрморты Арриеты на аукционах нельзя назвать очень высокими: на аукционе Christy's два натюрморта были проданы за $243 750. Но для мексиканского художника это высокие цены, и оценки аукционистов его работ растут - он входит в моду. Работы Арриеты находятся в музеях и частных коллекциях Мексики, США, Европы.