Муж английской королевы Виктории, принц-консорт Альберт, был большим покровителем художеств и президентом Королевского общества искусств, в котором установилась традиция проведения ежегодных выставок. Принц Альберт создал комитет по организации промышленных выставок для внедрения художественного вкуса и эстетики в промышленное производство. В 1849 году в Бирменгеме под кураторством общества была успешно проведена промышленная выставка, показавшая достижения английской промышленности.
Это послужило импульсом к проведению Всемирной выставки промышленности, а принц Альберт возглавил Королевский комитет по подготовке, организации и проведению выставки. Для размещения выставки был возведен «Хрустальный дворец», сооруженный в Гайд-Парке из остекленных модульных конструкций из дерева и железа.
Вид "Хрустального дворца с северо-западного фасада с гравюры из «Официального описательного и иллюстрированного каталога большой выставки промышленности всех народов». Лондон 1851 год.
Сама эта конструкция являлась новаторским сооружением в сфере строительства, и после выставки она была разобрана и возведена на новом месте.
Половина выставочных площадей была посвящена британскому производству, а другая половина предложена зарубежным странам для демонстрации их достижений в добыче промышленного сырья, машиностроении, производстве и искусствах.
Внутренний вид центральной части "Хрустального дворца" с гравюры из «Официального описательного и иллюстрированного каталога большой выставки промышленности всех народов». Лондон 1851 год.
Всемирная, или как ее называли в Англии, Великая выставка была открыта 1 мая 1851 года в Гайд-Парке Лондона. Открытие Великой выставки в Лондоне изобразил художник Эжен-Луи Лами. На возвышении в центральной части «Хрустального дворца» под голубым балдахином он поместил королеву Викторию, перед которой стояли комиссары выставки. Возглавлял группу комиссаров принц Альберт в красном мундире, зачитывающий отчет о подготовке выставки.
Эжен-Луи Лами. Открытие Большой выставки 1851 года. 1851 год. Акварель, бумага, размер 62,8 x 49,6 см. Из собрания Royal Collection Trust.
Перед взорами несметного по тем временам количества зрителей предстали сокровища современной промышленности: посетителям было показано более 100 000 экспонатов со всего мира. Число экспонентов, то есть тех, кто представил на выставку свои экспонаты, составило 13 937, из них 7 381 участник представлял Англию, и 6 556 было иностранцев.
За время проведения выставки, а она продолжалась пять с половиной месяцев, ее осмотрели шесть миллионов человек. Сама королева Виктория удостоила своим присутствием выставку не менее тридцати четырех раз.
Вид фасада "Хрустального дворца" с северо-востока. Иллюстрация из Dickinson's Comprehensive Pictures of the Great Exhibition of 1851.
Из России «на Великую выставку изделий промышленности всех наций» среди прочих экспонатов были отправлены лучшие образцы камнерезного искусства. Этим представлением продукции русских камнерезов широкой публике было положено начало триумфальной популярности русских изделий из самоцветов для украшения изысканных интерьеров дворцов, домов, учреждений и резиденций.
Распространению этой моды немало способствовали усилия Анатолия Демидова, владевшего крупнейшим месторождением монолитного малахита. Именно благодаря его целенаправленным действиям по пропаганде отделки богатых интерьеров малахитом этом минерал стал столь популярен.
От Малахитовой фабрики Демидовых на выставку было представлено немало различных предметов. Приведу полный список:
Извлечение из "Каталога российским произведениям, отправленным на Лондонскую выставку 1851 года" в части предметов из камня, служащих для украшения.
Газета «Санкт-Петербургские ведомости» в 1851 году сообщала: «Сознание нашего первенства, нашего превосходства опирается на постоянное внимание публики, которая толпами сбегалась смотреть на малахиты, яшмы, мозаики».
Малахит был в большой моде, и изделия из него в технике «русской мозаики» использовались в качестве драгоценных подарков богатейшими персонами как знак особого расположения. особенно часто каменные подарки использовались в дипломатии.
Как уже не раз мной говорилось, техника «русской мозаики» состояла в том, что изделия из недорогой основы покрывались тонкими пластинами малахита или лазурита, которые подбирались так, чтобы на поверхности создавался красивый рисунок. Швы между пластинами заполнялись малахитовой пастой и полировались так, что изделие выглядело выполненным из цельного куска камня.
Причина возникновения такой техники была в том, что малахит не является однородным по своей структуре, содержит пустоты и вкрапления, он мягок и хрупок для создания крупных предметов. Качество рисунка на изделиях из малахита зависело от монолитности малахита.
Сама техника была разработана в конце XVIII века, но термин «русская мозаика» применительно к этой технике вошел в обиход именно с Лондонской выставки 1851 года.
В 1835 году на принадлежавшем Демидовым Меднорудянском руднике на Урале в шахте Надежная был найден колоссальный монолит малахита. Это был минерал высокого качества, позволявший получать большие пластины малахита и создавать рисунок с замечательным пастельным зеленовато-бирюзовым фоном, сочетая его с ярко выраженными волнами более темных тонов. Большие размеры пластин позволили улучшить качество изделий технике «русской мозаики».
Финансовые неурядицы и стремление извлечь из ценной находки максимальную выгоду побудили Анатолия Николаевича Демидова заняться коммерцией и основать в 1847 году в Петербурге на 3-ей линии Васильевского острова собственную Малахитовую фабрику. Эта фабрика проработала всего семь лет, до 1854 года. Предметы, выполненные на этой фабрике, Демидовыми были представлены на выставке в Лондоне.
Но для коммерческого успеха коллекции Анатолий Демидов оплатил публикации многочисленных изданиях с изображением предметов, сделанных на малахитовой фабрике.
Королева Виктория с принцем Альбертом на выставке купили для себя некоторые экспонаты. Так, например, ими на выставке ими была приобретена малахитовая ваза, выполненная на фабрике Демидовых в Петербурге.
Фрагмент фотографии К.-М. Ферр и Ф. фон Мартенса, сделанной в Лондоне на Великой выставке 1851 года, с изображением Большой чаши, исполненной на Малахитовой фабрике Демидовых и отделанной бронзой из Гальванопластического заведения герцога Лейхтенбергского, Санкт-Петербург, 1848-1851. Малахит, бронза.
Эта ваза в списке демидовских предметов обозначена под № 4 - ваза в форме большой чаши. Она была создана на основе рисунка из альбома Леона Фёшера, изданного в Париже в 1839 году «L’art industriel. Recueil de dispositions et de décorations intérieures, comprenant des modèles pour toutes les industries d’ameublement et de luxe» или «Промышленное искусство. Сборник интерьерных украшений и аранжировок, включающий модели для всех видов производства меблировки и роскоши». Как видно из названия и популярности этого альбома, это было время, когда появился спрос на «промышленное искусство».
Ваза в форме большой чаши на пьедестале с гравюры из альбома Л. Фёшера.
Альбом знакомил с ведущими признанными тенденциями в искусстве создания интерьера и содержал готовые решения для оформления гостиных и салонов, рисунки отдельных предметов меблировки, разные варианты бронзовой отделки для оформления однотипных изделий. Альбом был переиздан в Лондоне и Нью-Йорке. Несмотря на то, что он не был издан в России, русские мастера и художники воспользовались альбомом Фёшера для создания изделий из камня.
Малахитовая ваза, выполненная на фабрике Демидовых и представленная на выставке в Лондоне в 1851 году на гравюре из «Официального описательного и иллюстрированного каталога большой выставки промышленности всех народов». Лондон 1851 год.
Если сравнить исходное изображение из альбома Фёшера с гравюрой, изображавшей вазу в каталоге, то очевидно, что мастера демидовской фабрики полностью изменили пьедестал для малахитовой вазы - он был превращен в лаконичный параллелепипед. Однако и необычная шаровидная форма самой вазы, и сложная ножка с последовательно уменьшающимися сплюснутыми сферами почти воспроизводят рисунок Леона Фёшера из альбома. Разница в бронзовом декоре, который был выполнен в модном стиле «нео-рококо».
Русский отдел Лондонской выставки 1851 года с иллюстрации из Dickinson's Comprehensive Pictures of the Great Exhibition of 1851.
Иллюстрация из издания братьев Дикинсон дает представление, как выглядел русский отдел на выставке. На ней выделяются крупные изделия из малахита - огромные вазы и двери. В глубине рисунка левее видна ваза в форме большой круглой чаши. Стоящие рядом с ней фигурки людей позволяют оценить размер вазы с пьедесталом. Высота вазы составляет 220 см.
Справа в ряду ваз стоит малахитовая ваза «рококо», обозначенная в списке демидовских экспонатов под №3. Эта ваза в настоящее время находится в экспозиции замка-музея Чапультепек в Мехико.
Верхний этаж, Национальный исторический музей, замок Чапультепек в Мехико. Фотография с сайта музея. Тут, кроме вазы в стиле "рококо", представлены еще две малахитовые вазы из собрания Демидовых - так называемые китайские вазы, одна из которых тоже была представлена на выставке в Лондоне 1851 года. Но они были проданы Демидовым уже много позднее - в 1880 году.
На выставка ваза в форме большой чаши, которая обошлась при создании в 9899 рублей 69 копеек, продавалась за 15 000 рублей. Как уже было сказано выше, она была куплена королевой Викторий и ее мужем принцем Альбертом.
Ваза из малахита, выполненная на фабрике Демидовых около 1850 года для выставки в Лондоне 1851 года, была куплена королевой Викторий и принцем Альбертом и в настоящее время находится в экспозиции Сент-Джеймского дворца в Великобритании. Фотография Royal Collection Trust.
Современные технологии позволяют лучше рассмотреть вазу и ее бронзовую «рокайльную» отделку, которая совсем не была характерной для работ русских мастеров.
Ваза в форме большой чаши. Фрагмент.
Эту причудливую бронзовую отделку вазы выполнили на Санкт-Петербургском гальванопластическом и литейном заведением герцога Лейхтенбергского. Предприятие было основано в 1844 году зятем императора Николая I, герцогом Максимилианом Лейхтенбергским.
Поскольку выставка призвана была демонстрировать новейшие достижения промышленности, в том числе и в художественном оформлении промышленных предметов, то бронзовая отделка, исполненная новаторским для того времени способом гальванического золочения, открытого и начавшегося применяться незадолго до создания вазы, вполне уместна для демонстрации достижении науки и техники.
Образ малахита ассоциировался с роскошью российского императорского двора. Этому немало способствовала отделка малахитом гостиной императрицы Александры Федоровны в Зимнем дворце после пожара 1837 года. Об убранстве Малахитовой гостиной я уже не раз писала. Камины в гостиной проектировавший ее новый облик А.П. Брюллов первоначально собирался сделать из белого мрамора, украсив их лишь вставками малахита и накладками из золоченой бронзы, но император Николай I распорядился камины изготовить из малахита, что и было осуществлено.
Камин в Малахитовом зале Зимнего дворца.
На выставке в Лондоне тоже был представлен камин, отделанный малахитом. Но камин, выполненный на фабрике Демидовых через десятилетие после восстановления Зимнего дворца, выглядит, как предмет совсем из другой эпохи!
Его модель была создана в соответствии с модным тенденциям конца 1840-х - начала 1850-х годов. Для этих тенденций были характерны причудливо изогнутые линии края каминной доски, волюты стоек и не менее причудливые контуры многочисленных ниши-картуши.
Малахитовый камин, представленный на выставку фабрикой Демидовых с гравюры из «Официального описательного и иллюстрированного каталога большой выставки промышленности всех народов». Лондон 1851 год.
В этой же стилистике выполнена бронза: углы камина отмечены женскими полуфигурами, изогнутыми на фоне раковин, над камином - львиная маска, поддерживающая цветочные гирлянды. Место для дров украшено рокайльными завитками и фигурами Венеры и Вулкана. Бронзовый декор камина выполнен в стилистике Л. Фёшера. Камин был «вышиною 1 арш. 12 верш., шириной 2 арш. 14 верш.» (125 х 205 см). Цена камина на выставке - 10 000 рублей.
В архиве фабрики Демидовых камин был обозначен как исполненный для А. Н. Демидова за 5 026 рублей 18 копеек для Всемирной выставки в Лондоне в 1851 года. На выставке камин не был продан и после окончания ее вместе с другими продемонстрированными в Англии предметами малахитовой коллекции был доставлен в Италию, на флорентийскую виллу Демидова Сан-Донато.
Там он был установлен в в галерее Людовика XVI и оставался до грандиозной распродажи имущества виллы и ее убранства в 1880 году с аукциона. Камин был куплен дилером по фамилии Крамполини. Затем в числе других предметов с виллы - гобеленов и бюстов, он был приобретен английским текстильным магнатом Генри Исааком Баттерфильдом, владевшим поместьем Клифф Наус (Cliffe House) в местечке Кейли в Йоркшире.
Баттерфильд перестроил Cliffe House в 1880-х годах, превратив его из относительно небольшого дома в крупный «замок», добавив зубчатые башни, бальный зал, бильярдную и большую библиотеку. Перестройка позволила Баттерфильду разместить в замке Клифф замечательную коллекцию произведений искусства, скульптуры и мебели, которую собирал текстильный магнат.
Малахитовый камин с виллы Сан-Донато был установлен в замке Клифф и гармонично вписался в убранство большой гостиной замка, о чем свидетельствует фотография, выполненная в замке уже после его реконструкции около 1885 года:
Малахитовый камин Демидова, созданный для Лондонской выставки 1851 года, расположен справа на фотографии большой гостиной замка Клифф, выполненной около 1885 года из Bradford Museums and Galleries, Cliffe Castle.
Легко быть коллекционером, имея достаточно денег. Замок Клифф наполнили картины старых мастеров, изысканно украшенные старинные с патиной времени зеркала и стулья из золоченого дерева из Италии, часы, мягкая мебель, ковры, роскошные люстры - из Франции, современная живопись и пианино - из Америки, а в Испании с Германией были куплены мраморные бюсты и старинные портреты...
Малахитовый камин Анатолия Демидова в замке Клифф на картине Мари-Луиза Рузвельт Пьерпонт "Большая гостиная с малахитовым камином, замок Клифф". Изображение «BBC - Your Painting».
Баттерфильд не скупился на покупку предметов с историей, бывших в соприкосновении с королевскими, императорскими или историческими персонами, поэтому в замке Клифф были представлены подсвечники Байрона, фарфор и стекло Наполеона III, а также безделушки и мелочи Марии-Антуанетты. Малахитовый камин в стиле «рококо» из виллы некогда богатейшего русского рода Демидовых, наследники которого активно выкачивали богатства России сначала во Францию, а затем в Италию, вполне соответствовал принципам отбора вещей английского магната.
Анфилада комнат в замке Клифф с сидящим на кресле Генри Исааком Баттерфильдом. Фотография Bradford Museums and Galleries, Cliffe Castle.
Баттерфильд умер в 1910 году. Замок Клифф перешел к наследникам. Сначала им владел сын, затем с 1950 года - дочь, Мари-Луиза Рузвельт, в замужестве Пьерпонт, графиня Манверс. Малахитовый камин и множество памятных и ценных для нее вещей она забрала в Торсби-холл в Ноттингемшире, а замок Клифф решила продать. Продаже предшествовал четырехдневный аукцион, на который было выставлено около тысячи лотов, включая утварь и коллекционные предметы, любовно собираемые когда-то ее отцом, от садовых шезлонгов до бокалов Байрона.
Малахитовый камин Анатолия Демидова в Торсби-холле на картине Мари-Луиза Рузвельт Пьерпонт. Изображение © The Stonebridge Trust. Photo credit: The Pierrepont Collection
Покупатель замка Клиф сэр Б. Смит передал замок Клифф и парк муниципалитету Кейли для использования его в качестве музея. В 1980 году и Торсби-холл тоже был продан под отель в престижном пансионате, а камин последовал за наследницей на новое, более простое место жительство в Ноттингемшире. В 1989 году он был установлен в частном доме последней прямой наследницы семьи Баттерфилд. После смерти последней наследницы, правнучки Баттерфильда, камин Демидова по завещанию в 2016 году вернулся в замок Клифф, где он сейчас и находится.
Камин, созданный для Лондонской выставки на Малахитовой фабрике Демидовых в Санкт-Петербурге в 1849-1850 годах. Bradford Museums and Galleries, Cliffe Castle, Кейли. Фотограф John Ashton.
Несмотря на существенные изменения, коснувшиеся топки, и утрату оригинальных подставок для дров, камин Демидова почти сохранил свое убранство в том виде, в котором его запечатлел автор гравюры для каталога Всемирной выставки в 1851 году.
Многочисленные перемещения почти не отразились на состоянии малахитовой мозаики, и он выглядит великолепно!