Если заглянуть в глубины истории, то разверзнется правда: нынешние времена у человечества самые мирные и благополучные. И во все эти темные, трудные и несвободные времена Человек создавал и творил Прекрасное - в искусстве, в музыке, в архитектуре, в быту, в театре, в литературе... Когда же жизнь стала комфортной, мирной и свободной, освободились и от прекрасного, заменив его веткой на скотче для Третьяковки.
Человек, обладая сознанием, обладает свободой выбора и может отказаться от того «культурного корма», которым его снабжает массовая культура, тем более что возможности для культурного познания у современного человека безграничны.
Я уже не раз обращала внимание на то, что посещение музея - это культурное событие, мероприятие, которое не может дать посетителю полного представления о тех сокровищах, которые в музее собраны. Для знания надо постоянно бывать среди этих сокровищ, и все равно жизни не хватит все познать. Посещение любого музея, а особенно такого большого, как Эрмитаж, - это большая нагрузка на психику.
Естественно, что при посещении внимание обращено бывает на главное - бесценные сокровища искусства, а всякие вазы, столики, мебель, посуду, утварь, украшения, отделку, и прочие предметы, относящиеся к декоративно-прикладному искусству, сознание просто не способно вместить. Время - главный фактор знания. Именно со временем сознание усваивает знания. Заменить время ничем нельзя. Поэтому, узнавать следует всегда. Знание - это истинная любовь.
Единый музейный комплекс Эрмитаж состоит из разных зданий, которые строились разными архитекторами почти сто лет: Зимний дворец в 1754-1762, Малый Эрмитаж в 1764-1769, Большой или Старый Эрмитаж в 1771-1779, Эрмитажный театр в 1783-1789 и, наконец, завершил формирование архитектурного пространства дворцового комплекса император Николай I строительством Нового Эрмитажа в 1839-1851 годах. Этому предшествовало восстановление, полное обновление Зимнего дворца, пострадавшего в сильнейшем пожаре, случившемся в конце декабря 1837 года.
Музей в Новом Эрмитаже открылся в феврале 1852 года, а в декабре, когда музейные экспозиции были сформированы и упорядочены, император Николай I повелел «…заказать академику Ухтомскому и художникам Гау и Премацци рисунки внутренностей Нового Эрмитажа».
Можно бесконечно восхищаться, с какой любовью и тщанием были написаны эти виды - «рисунки внутренностей», сколько мастерства и таланта вложили мастера акварели, чтобы навечно запечатлеть императорскую сокровищницу искусств, устроенную с таким безупречным чувством вкуса и стиля. Ни одна фотография не может сравниться с этими акварелями!
Эти акварели запечатлели не только сокровища живописи и скульптуры, прекрасную и богатую отделку интерьеров, но и предметы их наполнявшие почти 170 лет назад. Значительная часть этих предметов, благодаря усилиям хранителей Эрмитажа, пережила бурные события и эпохи. Таким предметом является стол с круглой малахитовой столешницей.
Премацци Луиджи (Людвиг Осипович). Виды залов Нового Эрмитажа. Кабинет итальянской школы. Россия, 1859 год. Бумага, акварель, белила.
Стол стоит у дивана. Сочная зелень малахита контрастирует с обилием малинового на стенах и в обивке мебели. Малахит в технике обработки «русской мозаики» стали использовать в конце XVIII века. Этот стол был создан, возможно именно тогда, но точно сказать нельзя, и время его создания относят до 1811 года - то есть он также стар, почти как сама «русская мозаика».
Увеличенный фрагмент акварели Премацци со столом и стоящей перед ним чашей-треножником. К сожалению, нахождение чаши-треножника пока мной не установлено.
Время создания до 1811 года определено на основании записи, что «от государыни императрицы Елизаветы Алексеевны из Оранжевой комнаты Зимнего дворца 1811 г. Ноября 2 числа» стол перенесен в Эрмитаж во Французскую галерею. В 1827 году из Французской галереи стол по приказанию Министра двора был перенесен в «Гостиную комнату», но там он оказался не на месте и в том же году был возвращен во Французскую галерею.
Стол с малахитовой столешницей на трех ножках в виде женских фигур. Императорская Петергофская гранильная фабрика, до 1811 года. Малахит, бронза. Техника: мозаика, литье, чеканка, золочение, патинирование. Высота 88 см, диаметр 84 см. Из собрания Государственного Эрмитажа.
Высота стола 88 см, а его диаметр 84 см. Малахитовая столешница оправлена золоченой бронзой, разделанной рубчиком. Малахитовая царга стола сверху окаймлена полосой иоников, а снизу - меандром.
По краю столешница оправлена золоченой бронзой в рубчиком, окаймляющая и поддерживающая столешницу малахитовая царга в верхней своей части отделана иониками, или овами, а снизу украшена меандром, или алагреком - типично греческим орнаментом.
Стол покоится на трех ножках в форме женских фигур темной бронзы с корзинами на головах. Эти ножки-фигуры стоят на золоченой проножке, по краям отделанной жемчужником; на перекрестии проножки находится малахитовая ваза с крышкой и ножкой из золоченой бронзы.
Увеличенный фрагмент стола: проножка со стоящей не перекрестье малахитовой вазой, украшенной золоченой бронзой.
В 1859 году он был в Кабинете итальянской школы, а в настоящее время - в Малахитовом зале. Время оставило на нем свои следы: плинты под женскими фигурами, некогда бывшие малахитовыми, сейчас имеют большие утраты зеленых каменных пластинок.
К сожалению, не сохранилось сведений об имени автора эскиза, неизвестно, кто тот мастер, что выполнил бронзовые фигуры, позолотил отделку и выполнил мозаичные работы, создав из малахита эффект «мятого бархата».