Роскошь отделки Малахитовой гостиной Зимнего дворца с драгоценной облицовкой колонн и каминов уральским малахитом, эффектно сочетавшейся с позолотой дверей и сложных потолочных орнаментов, ошеломила видевших это великолепие после создания этого интерьера к 1839 году и производит сильное впечатление на любого посетителя Эрмитажа в настоящее время.
Малахитовый зал в Зимнем дворце. Фотография Государственного Эрмитажа.
Отделка Малахитовой гостиной императрицы Александры Федоровны, супруги императора Николая I, была выполнена при восстановлении Зимнего дворца после пожара 1837 года. До пожара это была Яшмовая гостиная (Приемная). Архитектурный образ, созданный блистательным мастером интерьера Александром Павловичем Брюлловым, поражает сочетанием ярко-зеленого малахита, контрастирующего с обильной позолотой, на фоне белизны стен из искусственного мрамора.
После пожара в связи с особой ролью этой приемной в дворцовых церемониях ее, как основную часть парадных помещений, было решено воссоздать в «прежнем виде». Однако это указание носило достаточно общий характер, касалось прежде всего композиционных решений и только за редким исключением не подразумевало необходимости точного копирования допожарных интерьеров дворца.
Малахитовый зал Государственного Эрмитажа в обычный музейных день XXI века.
В прежнем виде гостиная была отделана яшмой: основу композиционного решения гостиной составляли расставленные попарно на продольных стенах колонны из серо-фиолетовой коргонской яшмы - отсюда и название гостиной Яшмовая. Однако на самом деле камень, использовавшийся в отделке этого зала, именовали яшмой лишь в XIX веке, а в настоящее время этот минерал у камнерезов известен как коргонский серо-фиолетовый порфир. Название «коргонский» происходит от горной алтайской реки Коргон, в ущелье которой была обнаружена порода.
Григорий Григорьевич Чернецов. Вид Яшмовой гостиной в Зимнем дворце. 1833 год. Бумага, акварель. Из собрания Государственного Эрмитажа.
Новую парадную гостиную на половине императрицы Николай I пожелал видеть воссозданной отделанной малахитом. Малахит в то время был в большой моде. В 1830 году были открыты грандиозные залежи на принадлежавшем Демидовым руднике в Меднорудянске недалеко от Нижнего Тагила. Это месторождение обеспечило нужным количеством минерала для отделки.
Напомню, что малахит относится к мягким минералам - по-гречески malakos означает мягкий - и по своему природному строению содержит значительное количество пустот и вкраплений, поэтому он не использовался для создания крупных монолитных изделий. Колонны, вазы, камины и другие крупные изделия выполнялись в технике «русской мозаики», когда поверхность основы обклеивали тонкими пластинами малахита, стыки пластин заполняли малахитовым порошком, а затем поверхность шлифовалась.
При этом пластины малахита подбирались так, чтобы собрать удивительно красивый рисунок поверхности изделия. Очень декоративно выглядит набор «глазками», напоминающий древесину, «на две стороны», когда рисунок выкладывается по продольной или вертикальной оси симметрии, «на четыре стороны», когда рисунок формируется возле единого центра.
Стол с малахитовой столешницей, выполненный по проекту И.И. Гальберга. Находится в Малахитовом зале Эрмитажа.
Декоративные свойства малахита первым оценил архитектор Огюст Монферран. Для отделки особняка Демидовых на Большой Морской улице в парадном зале он использовал малахит при облицовке камина и колонн. К сожалению, этот зал до нашего времени не сохранился.
В допожарную Яшмовую гостиную Монферран ввел элементы из малахита. Для этого была выполнена большая малахитовая ваза по рисунку Ивана Ивановича Гальберга. Также по проекту Гальберга для одного из столиков в гостиной, имевшего форму прямоугольника со срезанными углами, была выполнена малахитовая столешница.
Большая малахитовая ваза-амфора по рисунку И.И. Гальберга, созданная на Екатеринбургской гранильной фабрике в 1823-1830 годах, находится под золоченой сенью в Малахитовом зале Эрмитажа.
Создавая Малахитовую гостиную, Брюллов практически не изменил композицию, однако общее впечатление от интерьера стало совсем другим. Между проектами Монферрана и Брюллова существовала стилистическая грань: первый был выполнен с чертами уходящего классицизма и нарождавшейся эклектика, а второй - был стилистически цельным, характерным для новой эпохи историзма, а в качестве основного средства художественной выразительности архитектор использовал подчеркнутое сопоставление контрастных декоративных элементов: малахита, позолоты, искусственного мрамора.
О. Монферран. Проект большой вазы и беседки-сени для Яшмовой гостиной императрицы Александры Федоровны. 1830 год. Бумага, карандаш. Из собрания Государственного Эрмитажа.
Итак, большая малахитовая ваза-амфора была создана в на Екатеринбургской гранильной фабрике в 1823-1830 годах. Ваза-амфора имеет каменные ручки, прежде она покоилась на яшмовом пьедестале, украшенном золоченой накладной бронзой - сейчас этот пьедестал и золоченые украшения утрачены.
Ваза была взята Монферраном для декоративного оформления Яшмовой гостиной. Общий проект вазы и дубовой беседки-сени над ней был создан Монферраном в 1830 году. Ее зеленое «брюшко» видно на акварели Чернецова, написанной в 1833 году и изображавшей вид Яшмовой гостиной.
Увеличенный фрагмент акварели Григория Чернецова, где справа в простенке окон между двух яшмовых, на самом деле порфировых, торшеров видна большая малахитовая ваза.
Во время пожара в 1837 году ваза была спасена, но дубовая беседка-сень сгорела. После восстановления дворца вазу вернули на свое место, но только уже в новую Малахитовую гостиную. Проект Монферрана был заново утвержден в 1840 году для воссоздания сгоревшей деревянной беседки-сени. Эта сень была выполнена из дерева и вызолочена.
Большая малахитовая ваза и беседка-сень в Малахитовом зале Эрмитажа.
Для отделки малахитом парадной гостиной императрицы Демидову было заказано больше 2000 кг малахита «лучшего достоинства». Сразу такое количество камня не могло быть поставлено и поставки осуществлялись за три приема. Основой колонн и пилястр служил путиловский камень - известняк, который широко использовался в строительстве Санкт-Петербурга.
Брюлловым гостиная была перекрыта зеркальным сводом, украшенным вызолоченным орнаментом. Золочеными были украшенные резным орнаментом двери. Обилие позолоты давало основание называть эту гостиную Золотой, поскольку в ней «золото, как потоки волшебного каскада, разлилось повсюду».