Это одна из самых любимых моих ваз в Эрмитаже! И находится она в зале фламандского искусства XVII века, где выставлены огромные прекрасные полотна Снейдерса.
У каждого творения рук человеческих есть своя персональная история о том, как это произведение было задумано, как создавалось, как жило, или по музейному, «бытовало». Это ваза из калканской яшмы создавалась шесть лет.
Согласно архивному документу, ваза «вышиною в 1 арш. 12 и 3/4 верш., заказана была на Екатеринбургской гранильной фабрике по рисунку, составленному Архитектором Кабинета, Действит. Стат. Советником Кракау».
Ваза с резными ручками в виде голов сатиров с бараньими рогами создана в России на Императорской Екатеринбургской гранильной фабрике по проекту Александра Ивановича Кракау в 1868 - 1874 годах из калканской яшмы. Резьба, шлифовка, полировка. Высота 130 см, ширина 80 см. Из собрания Государственного Эрмитажа.
Сохранился авторский рисунок с резолюцией «Гн. Министр приказать изволил по рисунку сему изготовить из Калканской яшмы вазу, смотря по величине камня не менее 1 и 1/4 арш., отметив на верху украшение в виде бус и особенности озаботясь, чтобы фигуры, заменяющие ручки, были тщательно и художественно исполнены. 4 июня 1868 г. Генерал-лейтенант Соколовский»
Внизу подпись: «Архитектор Кракау».
Авторский рисунок вазы из Архива Свердловской области.
Сравнение вазы и эскиза показывает, что реализовалось не то, что было задумано автором изначально: иначе расположены гроздья винограда, изменена форма рогов и бороды у маскаронов, отсутствует украшение верхнего края вазы жемчужником.
Причина этого несоответствия в том, что уже через два дня после утверждения заказа на изготовление вазы, 6 июня 1868 года, директору фабрики Александру Ивановичу Лютину было дано предписание, отменяющее «на верху украшение в виде бус» и указывающее на необходимость «озаботиться, чтобы фигуры, заменяющие ручки, были тщательно и художественно исполнены, орнаменты шлифованы по полированному грунту».
В результате была выполнена ваза на круглой ножке и двухступенчатом основании, имеющая овоидную форму; на ее тулове по бокам расположены две резные ручки в виде голов сатиров с бараньими рогами; крышка вазы украшена крупными листьями и увенчана шишкой. Вся поверхность вазы, крышки и ножки покрыта матовой и полированной резьбой. На нижнем плинте квадратного основания надпись «Екатеринбургъ. 1873 года. Директоръ. Лютинъ»
Горизонтальные профили разделяют тулово вазы на три пояса: верхний - виноградная лоза с гроздьями, далее акантовые завитки и розетки, а низ тулова вазы покоится в розетке из крупных акантовых листьев.
Виноградная лоза с гроздьями.
Акантовые завитки и розетки.
Низ тулова вазы, украшен крупными рисунка акантовыми листьями. Верхняя часть ножки украшена стилизованными овами.
Ножка вазы обработана плоскими ложками Нижняя ее часть в виде растительного венка, перевитого лентой.
Плоские ложки на ножке вазы и растительный венок, перевитый лентами в основании ножки.
Работа над вазой была начата 1 июля 1868 года. В июле происходила браковка и резка камня, затем сверление, а с сентября и до конца года резка и обтачка камня. В январе-феврале 1869 года камень для вазы «точили на круглом ходу», в марте резали, точили, шлифовали, с мая по октябрь производилась точка, резка и сверление, а с октября началась «порезка».
С начала 1870 года по апрель вазу «точили на круглом ходу» и одновременно производилось вырезание листьев, но с мая по октябрь ваза «делом не производилась». Последние месяцы 1870 года точили среднюю часть вазы... Так дело шло до 1872 года, когда в конце года объемы работ по точению вазы существенно выросли.
12 декабря 1872 года из Кабинета на фабрику пришло предписание, в котором сказано: «Озабочиваясь приготовление вещей на Венскую всемирную выставку, куда предполагает отправить предполагаемую вазу, Кабинет Его Величества покорнейше просит... доставить немедленно сведение: когда будет окончена означенная ваза и может ли она быть доставлена в Петербург к 1му Марта будущего года».
Ваза из калканской яшмы в 245 зале Государственного Эрмитажа.
На этот вопрос последовал ответ от 28 декабря 1872 года, что ваза, «хотя и предполагалась работою быть оконченою в 1872 году, но по недостатку мастеров резного искусства, для выполнения резных украшений на ней и затруднительному найму рабочих людей, даже по увеличенным ценам, при всей поспешности окончить ее как можно скорее, ныне уже по произведенному опыту (которая находится в производстве с Мая сего года уже трех сменными рабочими в сутки), с сомнением можно предположить окончание ее работою лишь к первому числу Мая будущего 1873 года, доставка же ее в С-Петербург может быть исполнена Екатеринбургским доставщиком тяжестей купцом на срок в непродолжительное время и за умеренную цену».
Этот прогноз оказался оптимистичным и вазу продолжали обрабатывать весь 1873 год. С января помимо порезки и шлифовки началась полировка. Шлифовка и полировка продолжались весь 1873 год, а ваза указана среди «неоконченных вещей, переходящих в 1874 год». Так что гравировка на плинте не соответствует времени реального завершения работы над вазой.
Прекрасный сатир с рожками, исполнен "тщательно и художественно".
Шлифовка и полировка продолжались до февраля 1874 года, затем была произведена сборка всех частей воедино и ваза наконец была готова. Еще в ноябре 1873 года директор Лютин направил в Петербург рапорт о скором завершении работы над вазой, в котором спрашивал:
«Не дозволено ли будет Кабинетом Его Величества доставить ее лично мне самому, так как я имею желание просить Кабинет Его Величества приехать в С.-Петербург, чтобы осмотреть современные произведения, заимствуя идеи и вкус которых, мог бы с пользой то и другое применить к изделиям, вырабатываемым фабрикою, в чем нахожу необходимую потребность, не видя на месте ничего нового, почему и затрудняюсь составлением рисунков».
При рапорте от 16 февраля 1874 года директор Екатеринбургской фабрики представил «готовосделанную» вазу Кабинету. К рапорту была приложена «Ведомость о расходах происшедших на обработку вазы».
Прекрасный сатир с рожками, исполнен "тщательно и художественно".
Ваза была доставлена в Петербург А.И. Лютиным с двумя мастеровыми фабрики, Александром Комаровым и Борисом Птухиным. За благополучный перевоз изделий «довольно хрупкого свойства» мастеровые были награждены по 40 рублей каждый.
9 апреля вазу осмотрел государь император Александр II. Ваза выставлялась на специально для нее сделанном мастером Кононовым деревянном пьедестале, окрашенном масляной краской под белый мрамор. По книге «каменных вещей Кабинета» ваза стоимостью 33 052 рубля числится 14 апреля 1874 года по приказанию министра императорского двора переданной в Эрмитаж.
По приказанию императора Александра II она была поставлена в зале картин Снейдерса.
Новый Эрмитаж, зал № 245, где экспонируются полотна, изображающие лавки Снейдерса, охоты Пауля де Воса, натюрморты Яна Фейта и полотно "Праздник бобового короля" Якоба Йорданса. В центре зала между двумя чашами и торшерами из яшмы стоит ваза с резными ручками в виде голов сатиров с бараньими рогами.
«Главные изготовители резьбы на вазе Всеволод Калугин и Евграф Чесноков 22 мая 1874 года были награждены медалями «За усердие» для ношения на Станиславской ленте. Первый - золотой. Второй - серебряной».
Ваза в настоящее время находится в зале искусства Фландрии XVII века в здании Нового Эрмитажа (зал № 245) - среди картин Снейдерса.