Первый проект храма Христа Спасителя.

Dec 07, 2021 11:39


5 декабря была годовщина разрушения в 1931 году Храма Христа Спасителя - исполнилось 90 лет этому варварскому деянию. Но я не хочу об этом, хотя, скорее всего, мне не уйти от горечи, и разрушение его будет всплывать раз за разом, пока я буду писать об его создании.

Когда осенью 1812 года стал очевидным разгром армии Наполеона, возникла идея увековечить эту победу памятником. Первоначально примером памятника для императора Александра I могла служить Вандомская колонна, сооруженная по приказу Наполеона и украшена почти трехсотметровой спиралью из бронзовых листьев, отлитой из пушек, захваченных французами во время победоносных битв с Австрией и Россией.

Именно о вражеских орудиях первым делом вспомнил император осенью 1812 года. В ноябре 1812 года в послании М. И. Кутузову он приказал «всю отбитую у неприятеля артиллерию препровождать в Москву».

Уже 20 декабря 1812 года московский генерал-губернатор граф Растопчин сообщал государю: «Честь имею препроводить Вашему Императорскому Величеству три проекта памятника, который должен будет свидетельствовать перед грядущими веками о безумии Наполеона и о Вашей мудрости. Для пирамиды в том виде, как она проектирована, потребуется 800 пушек, но ежели употребить на нее еще больше орудий, то она будет гораздо красивее, выиграв в высоте».

Однако ни один из этих трех проектов не рассматривался, а сама идея триумфального столпа была реализована впоследствии в петербургской Александровской колонне на Дворцовой площади.



Императору стала близка идея совершенно другого памятника в честь победы русского народа в Отечественной войне 1812 года. Идея эта была изложена и детально разработана генералом штаба Петром Андреевичем Кикиным. Суть этой идеи состояла в том, чтобы увековечить память о жертвах и подвиге в великой войне не в виде триумфальной колонны или обелиска, в той или иной степени ориентированных на античные, языческие образцы, а воздвижением храма во имя Спасителя Христа, что в гораздо большей степени соотносилось с православной, древнерусской традицией.



Портрет Петра Андреевича Кикина мастерской Джорджа Доу. Военная галерея Зимнего дворца, Государственный Эрмитаж в Санкт-Петербурге.

Именно это предложение и было тотчас же одобрено императором.

Государь объявил о данном им обете - возвести храм во имя Христа Спасителя в конце 1812 года, 25 декабря (по старому стилю), то есть в день Рождества Христова, когда был издан Высочайший Манифест, в котором среди прочего говорилось:

«В сохранение вечной памяти и того беспримерного усердия, верности и любви к вере и отечеству, какими в сии трудные времена превознес себя народ Российский, и в ознаменование благодарности Нашей к Промыслу Божию, спасшему Россию от грозящей ей гибели, вознамерились Мы в престольном граде Нашем Москве создать церковь во имя Спасителя Христа... Да простоит сей храм многие века и да курится в нем кадило благодарности до позднейших родов вместе с любовию и подражанием к делам их предков...»

Затем Александр I отправился в заграничный поход, а когда в декабре 1815 года он вернулся в Россию, его уже ждали несколько проектов храма Христа Спасителя, в числе которых находился и проект художника Карла Магнуса Витберга. Для императора этот обетный храм был символом, идеей, которую смог угадать Витберг.

Император Александр I в юности был либералом и к вопросам веры относился весьма прохладно. Но война 1812 года стала причиной пробуждения в нем религиозности. Впоследствии он стал искать источники для утоления духовной жажды вне православия, в мистике, и в эпоху его правления в России пышным цветом расцвели всевозможные секты, провидцы, мистики, медиумы, столовращатели...

Как по своей идее, так и по размерам предполагаемый храм Христа Спасителя по проекту Витберга мог стать единственным в мире. Проект действительно был необычным. Он поражал современников «необыкновенной смелостью художественной мысли и таинственностью ее мистического значения».

Это была едва ли не первая в истории мирового зодчества попытка создать храм из трех частей. Подобно тому как человек состоит из трёх начал: тела, души и духа, храм по замыслу Витберга тоже имел тройственную структуру.

Вот как описывал его историк и дипломат пушкинской поры Дмитрий Николаевич Свербеев: «Это огромнейших размеров здание начиналось уже церковью во имя сошествия Христа в ад; над ней сооружался храм Рождества Спасителя, а еще выше второго должен был возвышаться храм Воскресения».



Рисунок спроектированного Витбергом храма Христа Спасителя.

Предполагалось, что трехчастный храм будет стоять на склоне горы или холма. Нижний храм, иссеченный в горе, должен был иметь форму гроба с тяжелым порталом, поддерживаемым колоннами. Дневной свет должен был падать в него из второго храма, проходя сквозь прозрачный образ Рождества.

В этой крипте должны были покоиться герои, павшие в 1812 году. Вечная панихида по ним должна была служиться об убиенных на поле битвы, по стенам должны были быть иссечены имена всех их, от полководцев до рядовых.

Второй храм должен был символизировать жизнь, страдание, труд. К нему должна была вести колоннада, украшенная статуями ветхозаветных патриархов и пророков.

Наконец, над ним должен был возвышаться «третий храм, в виде ротонды... ярко освещенный храм духа, невозмущаемого покоя, вечности...». Так описывал проект Витберга Александр Герцен.

Кроме того факта, что это был проект необычного храма, следует добавить одно немаловажное обстоятельство, возможно, имевшее решающее значение при выборе его императором: заложенное в проекте «мистическое значение». Дело в том, что Карл Витберг был масоном, и не исключено, что масоны способствовали выбору проекта императором.



Так должен был выглядеть храм Христа Спасителя в Москве на Воробьевых горах по проекту Карла Витберга.

В символическом смысле нижний храм, темный и телесный, посвящался Рождеству; второй храм символизировал душу и был посвящён Преображению, имел форму креста - в нем были и свет, и тень; верхний храм в форме круглого купола был ярко освещён и символизировал вечность, бесконечность духа.

Высота всего сооружения от подошвы горы до креста должна была составить около 230 метров. Для сравнения: высота собора Святого Петра в Риме от пола до креста составляет 141,5 метров.

Императору проект Витберга был представлен через обер-прокурора Святейшего Синода князя А. Н. Голицына и министра народного просвещения графа А. К. Разумовского. Государь, ознакомившись с проектом, писал автору:

«Я чрезвычайно доволен Вашим проектом. Вы отгадали мое желание, удовлетворили моей мысли об этом храме. Я желал, чтобы он был не одна куча камней, как обыкновенные здания, но был одушевлен какой-либо религиозной идеей; но я не ожидал получить какое-либо удовлетворение, не ожидал, чтоб кто-либо был одушевлен ею, и потому скрывал свое желание. И вот я рассматривал до двадцати проектов, в числе которых есть весьма хорошие, но все вещи самые обыкновенные. Вы же заставили камни говорить».

Витберг планировал возвести свой храм на кремлевском косогоре, для чего  необходимо было бы снести некоторые здания в Кремле. Но Александр I благоразумно решил, что «неприлично разрушать древний Кремль, и самое здание будет неуместно, смешиваясь с византийскими зданиями Кремля».

Поэтому площадкой для возведения храма были, в конце концов, избраны Воробьевы горы. Выбранное место император называл «короною Москвы». Оттуда открывался один из живописнейших видов на Москву и окрестности.



Фрагмент "Плана Столичного города Москвы", выполненного в 1819 году офицерами Военно-Топографического Депо с указанием места предполагаемой постройки Храма Христа Спасителя на Воробьевых горах.

Храм должен был располагаться между «обоими путями неприятеля, взошедшего по Смоленской дороге и вышедшего по Калужской». По мнению москвичей, именно на этом месте располагался в 1812 году последний французский пикет.

12 октября 1817 года была всенародно и торжественно произведена закладка храма Христа Спасителя на Воробьевых горах. Государь император, присутствующие с ним царственные особы и архиепископ Августин заложили по мраморному камню в фундамент будущего храма. Всего было заложено семь камней. В день закладки храма Витберг был произведен в чин коллежского асессора.

В рождественский сочельник 24 декабря 1817 года в домовой церкви архиепископа Августина Витберг был крещен в православие. Восприемником был сам император Александр I, давший крестнику в свою честь имя Александр. Так Карл Магнус стал Александром Лаврентьевичем Витбергом.

Крестник императора был осыпан знаками внимания со стороны членов императорской фамилии. Его хвалили различные российские и иностранные персоны, а проект его был назван «архитектурною поэзиею и поэмою храма».



А. Афанасьев. «Историческое изображение торжества, происходившего при заложении храма Христа Спасителя на Воробьевых горах 12 октября 1817 года»

В день Рождества Витбергу была объявлена высочайшая воля, чтобы он занялся составлением проекта комиссии по сооружению храма Христа Спасителя. Государь одобрил представленный проект 7 июля 1820 года и поручил дело сооружения храма самому автору - Витбергу.

Витберг не был архитектором, он был художником, у него не было никакого опыта руководства по возведению даже менее грандиозными проектами.

Составленный им экономический проект сооружения храма предполагал сделать заем в Московском Опекунском совете на сумму 10 миллионов рублей ассигнациями и на эти деньги купить 18 600 душ помещичьих крестьян с землей. Эти крестьяне должны были либо участвовать в строительстве, либо откупиться от повинности деньгами.



Проектный вид храма Христа Спасителя на Воробьевых горах А.Витберга, который так никогда не был построен.

Скупка крестьян шла довольно активно, и к 1821 году в распоряжении комиссии уже было 11 275 крестьян. Было решено начать земляные работы на Воробьевых горах. Хотя земляные работы начали вести в большом объеме, грунт на месте строительства оставался не исследованным, также не было точных соображений об устройстве фундамента будущего храма. Витберг предполагал докопаться до основных скальных пород, но этого так и не случилось. Иными словами, работы начали, а что делать и как делать, еще не решили.

По своему складу характера Витберг не был в состоянии управлять этой огромной массой людей. Подряды и договора составлялись карандашом, многие вообще не оформлялись. По свидетельству мемуариста Н.В.Берга, Витберг «в деле стройки запутался как поэт, не умевший вести никаких счетов, полагавший, что это не нужно, что это совершится как-нибудь само собою».

Кроме прочего, скученность при проживании привела к массовым болезням занятых на работах крестьян.

Возникали у строительной комиссии проблемы с материалами для строительства и способами их доставки. Камень для строительства должны были доставить с каменоломен, расположенных в верховьях Волги. Для этого каналом соединили Волгу с верховьями Москвы реки. Чтобы баржи с камнем могли пройти через канал, предполагалось спустить в реку воду из имевшихся водохранилищ. Но воду из водохранилищ спустили, уровень воды в канале не поднялся, и баржи застряли...

В неудаче с доставкой камня, вставшей казне в 300 тысяч рублей, Витберг увидел злостный умысел своих врагов, направленный против него лично.



Рисунок с проекта храма Христа Спасителя А.Витберга.

Эта неудача и другие многочисленные злоупотребления привели его к мысли осенью 1825 года отправиться в Петербург, чтобы подать доклад императору. Одновременно было решено приостановить работы. Император поручил дело разобрать Аракчееву, а сам уехал в поездку на юг, в Таганрог... Аракчеев заболел, а император Александр I в Таганроге и вовсе умер. В декабре 1825 года началась в России новая эпоха - на престол взошел Николай I.

Изначально на все строительство храма отводилось восемь лет. В результате семилетних вялотекущих работ по строительству храма под руководством Витберга из казны было похищено около миллиона рублей, а храм даже не обзавелся фундаментом.

Император Николай I не разделял мистических увлечений своего старшего брата. Он был верным сыном православной церкви, и проект Витберга, противоречил его идейным соображениям. Однако, будучи человеком твердым в исполнении долга, Николай I стремился исполнить обет своего брата, императора Александра I.

Для выяснения вопроса о возможности осуществления проекта Витберга рескриптом Николая I от 4 мая 1826 года был создан специальный «Искусственный Комитет» под председательством инженер-генерала К.И. Оппермана. В результате исследований специалисты пришли к выводу:

«Построение великого храма на покатости Воробьевых гор принадлежит к числу невозможностей, как то доказывается произведенными испытаниями грунта; но на вершине оных находится пространная площадка, на которой можно построить огромнейшее здание».

К докладной записке московских архитекторов было приложено особое мнение полковника Яниша, который писал, что многочисленные ключи на склоне гор, свидетельствующие о песчаных грунтах, исключают возможность строительства большого храма не только на склонах, но и на вершине из-за опасности неравномерных осадок грунта.

Это решило судьбу проекта и самого Витберга. Начатые работы в 1826 году были прекращены. Затем последовали высочайшие рескрипты на имя Н.Б. Юсупова и указ Сената от 11 мая 1827 года: «Комиссию о сооружении в Москве храма во имя Христа Спасителя закрыть, а дела ее, чиновников, строения, заготовленные материалы и все казенное имущество - передать в ведение московского военного генерал-губернатора и действительного тайного советника князя Юсупова».

Всего на осуществление проекта А.Л. Витберга, включая содержание Комиссии, заготовление материалов, устройство судоходства по реке Москве, соединение рек, барки, строения, рабочих, провиант, больницу и прочее, казна потратила 4 132 560 рублей 74 и 1/4 копеек ассигнациями.

Разбирательство дела длилось до лета 1835 года. Все бывшие под судом лица во главе с Витбергом были признаны виновными «в злоупотреблениях и противозаконных действиях в ущерб казне». В покрытие государственного долга все имущество осужденных было реквизировано и продано с торгов.

Александр Витберг был сослан в Вятку под надзор полиции с запрещением ему служить на государственной службе.

Витберг, Александр I, 1812 год, Николай I, старая Москва, храм Христа Спасителя, Кикин

Previous post Next post
Up