Статус Поставщика Двора Его Императорского Величества появился еще в 1820-х годах. Уже тогда купцы, поставлявшие услуги и продукты ко двору, использовали государственный герб в рекламных целях. Пример тому - получение права именоваться поставщиком вин к Высочайшему Двору Филиппом Депре от 3 декабря 1837 года. Почётное звание "Поставщика Высочайшего Двора и Великокняжеских Дворов", регламентация и форма знака были введены в начале царствования императора Александра II в 1856 году.
Главными факторами в обладании этого звания были временной и личный. То есть звание давалось на время выполнения непрерывных поставок или работ конкретному лицу персонально, а не товариществу.
Со смертью лица, имевшего звание поставщика Высочайшего Двора, право его носить и использовать не наследовалось, не продавалось вместе с делом, а наследнику или преемнику дела необходимо было вновь испрашивать такое право. Разумеется, например, если отец Филипп Депре был исправным поставщиком вин к Высочайшему Двору с 1837 года до своей смерти в 1858 году, то сыну его, Камиллу Депре было проще по испрошении такого права его получить - это и было получено им 20 марта 1859 года. Но это право уже было лично Камилла Депре.
Звание Поставщика Высочайшего Двора давалось лицу, доказавшему добросовестность, трудолюбие и способность. Звание давалось не иначе как на период поставок или выполнения работ.
Звание Придворного Поставщика считалось самым почетным и уважаемым у купцов и фабрикантов. Любопытно, что этот эффект давно минувших дней продолжает магически действовать и в наше время.
Присваивалось звание дважды в год, на Рождество и на Пасху, по прошениям самих купцов и фабрикантов. Для получения звания Поставщика Высочайшего Двора и сопряженного с этим званием особого знака по решению Канцелярии Министерства Императорского Двора требовалось соблюдение следующих условий:
1. Испрошение на это Высочайшего разрешения.
2. Исполнение поставок или работ для потребностей Высочайшего Двора.
3. Непрерывность поставок или работ.
4. Известная продолжительность поставок, работ или услуг, не менее 8-10 лет.
5. Производство поставок или работ непосредственно лицом, ходатайствующим о получении упомянутого звания.
6. Производство поставок по преимуществу из предметов собственного производства или изделий из собственных фабрик, мастерских, заводов.
7. Успешность поставок или работ, то есть исправное добросовестное, по сравнительно малым ценам исполнение заказов, засвидетельствованное начальством надлежащего установления.
8. Звание Поставщика предоставляется лишь на то время, пока производятся работы или поставки Высочайшему Двору.
В реальности получение звания придворного поставщика сводился к следующему:
- в канцелярию Министерства Императорского двора подавалось заявление о желании получения звания поставщика Высочайшего Двора;
- подавался на имя министра Императорского двора рапорт той или иной заинтересованной хозяйственной структуры Министерства Императорского Двора с просьбой поддержать ходатайство просителя ;
- Канцелярия Министерства Императорского Двора начинала "готовить документы".
Шли запросы в различные инстанции, вплоть до Департамента полиции о "хозяйственном и моральном облике" просителя. Если все ответы были положительные, то решающее значение при принятии решения имело мнение "профильного" хозяйственного подразделения, с которым на протяжении положенных 8-10 лет непосредственно работал заинтересованный поставщик. Окончательное решение принимал министр Императорского Двора. Судя по архивным документам, получить звание поставщика было сложно и, по всей вероятности, стоило это дорого.
Разумеется, стремились к получению такого звания из тщеславия, а не ради дела. Отсутствие звания не мешало производить и торговать, а наличие звания, как всякого очень почетного звания, имело негативные стороны - его следовало удерживать, что порой требовало лишних издержек. Если купец или фабрикант был поставщиком Высочайшего Двора, а потом вдруг у него Двор перестал покупать - конкуренты не дремали, то он терял это звание, со всеми вытекающими последствиями. Но, как говорил один персонаж фильма из Голливуда, "Тщеславие - мой самый любимый грех".
Московский купец Луи Буис и бывшая придворная певица Т.Маджиорлетти просили государя о присвоении им звания придворных парфюмеров, и такое звание просителям было Высочайше пожаловано. Об этом свидетельствует архивное дело "Департамента мануфактур и внутренней торговли Министерства финансов по прошению купца второй гильдии Луи Буйса и бывшей придворной певицы Т.Маччиорлети (Маджиорлети) о присвоении им звания придворных парфюмеров". Крайние даты дела 1 ноября 1821 года и 17 мая 1827 года, география дела Москва.
Дело начато было при Александре I и завершено при Николае I. Кроме того, Луи Буис может считаться первым российским фабрикантом благовонных товаров в России: его фабрика в Москве была основана в 1817 году, и до него таких фабрик в России никто не устраивал.
Старинные бутылочки из-под продукции, произведенной на фабрике Луи Буиса из Каталога русских старинных парфюмерных бутылок.
Следует сказать несколько слов о придворной певице Маджиорлетти. В "Записках графини Варвары Николаевны Головиной" в части, где она описывает последние дни императрицы Екатерины II, сказано:
"Великий князь Александр Павлович и его супруга, обыкновенно каждый вечер бывавшие у императрицы, теперь видели ее только раз или два в неделю, кроме воскресений. Они часто получали распоряжение оставаться у себя дома или же она предлагала им поехать в городской театр послушать новую итальянскую оперу*".
В конце этого предложения в издании "Записок", выполненном К.Валишевским, сделана сноска: * - "Тогда только что приехала превосходная певица Марджиолетти и для нее поставили серьезную оперу Дидона, в несколько недель выдержавшую большое количество представлений".
"Тогда" - это в 1796 году, когда императрица Екатерина II доживала последние месяцы. Следовательно, приезд певицы в Россию следует относить к началу сезона, к осени 1796 года.
Миф о карфагенской царице Дидоне, полюбившей Энея, был весьма популярен в XVIII веке. На эту тему разными композиторами была сочинено около сорока опер. Несложным путем удалось выяснить, что Петербурге в екатерининские времена были поставлены балет на музыку придворного композитора Галуппи "Покинутая Дидона", который ему заказала сама императрица в 1766 году, и опера "Дидона" Джованни Паизиелло, бывшего придворным композитором Екатерины II с 1776 по 1784 год, но написанная им в 1794 году, уже после его отъезда из России.
М.Л.Э Виже-Лебрен, Портрет Джованни Паизиелло. 1791 (1740 - 1816). Виже-Лебрен была на премьере оперы Паизиелло "Нина жертва любви" в Оперном театре Сан-Карло в Неаполе в 1791 году. На портрете он изображен с партитурой оперы сидящим за клавикордами.
В основу сюжета положен миф о карфагенской царице Дидоне и спасшимся из Трои герое Энее. Во время морских скитаний корабли Энея пристали к берегам близ Карфагена, где герой познакомился с царицей Дидоной. Купидон пустил свою стрелу в сердце Дидоны, и она влюбилась в Энея. Однако Юпитер послал Меркурия, чтобы тот напомнил Энею о долге перед своим народом и о предначертанном ему предсказании - образовать новое государство. Эней страдает, так как не может ни остаться с Дидоной, ни взять её с собой, ибо ему предсказана другая жена. Он тайком от Дидоны отплыл ночью. Покинутая царица покончила собой.
Осень 1795 и карнавал 1796 года Тереза Мичиурлетти - так будет больше соответствовать латинскому написанию, пела в театре Альберта Кавоса Ла Фениче в Венеции партии примадонны. Вот программа этого сезона:
Первые партии исполняли примадонна Тереза Мачиурлетти и кастрат Луиджи Маркези.
Импресарио Альберто Кавос - отец Катерино Кавоса, ставшего потом придворным капельмейстером и русским композитором. Сам будущий капельмейстер тоже был в Петербурге в 1798 году включен в труппу Астаритти, а 1 апреля 1799 года поступил на службу Дирекции Императорских театров капельмейстером с жалованием 1500 рублей в год.
А его сын, Альберто Кавос, родившийся в России в 1800 году, был впоследствии архитектором Мариинского театра в Петербурге в 1860 году. Это дед со стороны матери Александра Бенуа и других братьев и сестер этого семейства.
Партии примо сопрано исполнял кастрат Луиджи Маркези - один из братьев-кастратов Маркези. Тереза исполняла партии примадонны, и в программе венецианского театра она уже указана с фамилией мужа - Тереза Мачиурлетти Блази. Князь Понятовский, племянник последнего польского короля, слышавший певицу в 1797 году, сравнивал ее пение с Луиджи Маркези, считая, что ее гибкий голос в некоторых пассажах напоминал голос знаменитого кастрата.
По контрактам в России гонорары певицы были очень высокими - от 5000 до 8000 рублей в разное время с 1796 по 1803 годы, плюс 500 рублей за наем квартиры. Сравнив оклад Мачиурлетти с окладами, получаемыми другими артистами, можно сказать, что редко кто получал больше, пожалуй, только кастраты. Тереза Мачиурлетти была одной из самых высокооплачиваемых примадонн того времени.
Архив Дирекции Императорских театров содержит сведения, что трехактная опера "Дидона" ("Didone"), Джованни Паизиелло на либретто П. Метастазио, сериа, с участием певицы Мачиурлетти была поставлена в 1796 года 12 и 16 октября в Большом (Каменном) театре, 19 октября в Эрмитажном театре. "В представлениях этой оперы принимали участие 64 статиста и выводился "искусственный лев", для изображения которого одевались 2 капельдинера". Лев из капельдинеров! Представляю, как была изумлена публика.
И хотя в сноске Валишевского несколько преувеличены сведения о большом количестве представлений - их всего-то оказалось три вместе с премьерой, состоявшейся 12 октября, но сам факт, что певица Мачиурлетти покорила публику Петербурга именно в начале сезона 1796 года, подтвердился сведениям из других источников.
Кроме "Дидоны" в России Мачиурлетти пела в "Благородной пастушке", "Диогеновом фонаре", "Итальянке в Лондоне", "Зенобии в Пальмире". В 1797 году она была направлена в Москву на коронационные концерты для участия в представлениях итальянской оперы - там тоже была поставлена "Дидона" в Петровском театре. 13 июля 1800 года в Петербурге у певицы был бенефис, который оплачивался в сумме 3000 рублей.
Обстоятельства, сопровождавшие начало жизни певицы в России, были неблагоприятными. Екатерина II умерла 6 ноября 1796 года, и в стране был объявлен траур. Естественно, что в траур театральные представления и развлечения не проводятся. Государь выплачивал Театральной Дирекции крупные суммы компенсаций за потери по случаю траура, но все же траур для театра - это потери.
Итальянская опера во времена Павла I не пользовалась таким благосклонным вниманием, как во времена правления его матери, но в целом он продолжил традицию, существовавшую в ее правление и итальянская опера в Петербурге была популярна. Только к концу его правления спектаклей стало меньше.
Убийство Павла I в 1801 году и последовавший за этим еще один траур, продлявшийся не раз из-за смертей других членов императорской фамилии, падение популярности оперы прежде всего у нового императора Александра I послужили причиной непродления контрактов с артистами итальянской труппы. Тихая траурная жизнь без каких бы то ни было театрально-музыкальных увеселений продолжалась до апреля 1802 года. Но к тому времени итальянская труппа уже покинула Петербург.
Годы жизни Терезы Мачиурлетти не установлены, но учитывая, что певица уже пела в 1788 году, время ее рождения можно отнести самое позднее к 1770 году. В 1802 году ей могло быть уже лет тридцать-тридцать пять. Ее карьера по возрасту клонилась к завершению, однако современники, видевшие ее на сцене отмечали, что она в начале 1800-х годов хотя и была немолода, но все еще обладала в высшей степени "сильным молодым и очаровательным голосом". Удалось найти единственный рисунок, дающий представление об ее внешности:
Неизвестный художник. Портрет певицы Терезы Мачиурлетти.
Певица участвовала в исполнений оратории Иозефа Гайдна "Сотворение мира" 20 декабря 1801 года. Это исполнение не было премьерой. Впервые оратория в России была исполнена 19 января 1801 года на немецком языке артистами немецкого театра под управлением его директора Антона Калливоды. 12 октября 1801 года "Сотворение мира" было исполнено в Москве под управлением ученика Й. Гайдна, Иоганна Денглера. Денглер в 1782-84 годах был придворным музыкантом с жалованием 300 рублей в год.
В 1801 году было еще три исполнения: 8, 15 и 28 декабря на немецком языке под управлением венского композитора и исполнителя Антона Эберля. На итальянском постановка была 20 декабря. Немецкий язык показался русским слушателям неподходящим для пения, и либретто оратории было переведено на итальянский язык графом Александром Сергеевичем Строгановым и графом Юрием Михайловичем Виельгорским. В постановке участвовали профессиональные певцы и музыканты, а также аристократические любители музыки: граф Николай Зубов, Александр Нарышкин, граф Юрий Виельгорский и барон Александр Ралль. По свидетельствам современников, среди профессиональных певцов особенно выделялась "любимица публики Тереза Маджиорлетти" - газеты упорно называли ее Маджиорлетти.
Именование газетами певицы Маджиорлетти носит характер своего рода псевдонима, прозвища, произведенного от слова «magia», волшебство.
В газете "Санктпетербургские новости" № 23 за 1802 год "Тереза Маджорлетти и ея муж Фортунато Блази" сообщали о своем отъезде из России. Муж Терезы в Италии был танцовщиком. Чем Фортунато Блази занимался в России, мне установить не удалось, но в составе артистов Императорских театров его имя не указано. Возможно, он давал частные уроки. 30 января и 19 марта 1802 года певица исполнила в Петербурге прощальные концерты, затем уехала в Москву.
В Москве певица провела 1802-1803 годы - об этом свидетельствуют старые выпуски газеты "Московские ведомости". 30 апреля 1802 года в газете "Московские ведомости" № 31 сообщалось, что "отъезжая в Италию через Москву Госпожа Маджорлетти дает большой вокально-инструментальный концерт в большом зале Петровского театра", и певица "ласкает себя надеждою, что, приобретя благосклонность Санктпетербургской публики равномерно удостоена будет и в Москве внимания к ее таланту".
На этом большом концерте певица исполняла арии Дж. М. Марки, Ф. Антонолини, Дж. Никколини и Дж. Паизиелло в сопровождении оркестра, а сам концерт открывался и заканчивался "Большой симфонией г. Гайдена".
По-видимому, певица Мачиурлетти не напрасно "ласкала себя надеждой", и московская публика приняла певицу также благосклонно, поэтому она не спешила покинуть Россию, чтобы уехать в родную Италию. Спустя год, в газете за № 27 за 1803 год сообщалось об участии Терезы в большом московском концерте, организованном 13 апреля 1803 года в бенефис Иоганну Денглеру. Ее отъезд так и не состоялся.
За это время в Петербурге было выстроено здание частного Нового Итальянского театра в который была набрана другая итальянская труппа. В начале 1803 года этот театр вместе с труппой был куплен Дирекцией Императорских театров. 10 октября 1803 года Дирекция возобновила контракт с Терезой Мачиурлетти, и певица вернулась в Петербург.
В дневнике Степана Петровича Жихарева есть запись за 10 марта 1805 года, где он сравнивает певицу Мару с Маджорлетти.
Гертруда Элизабет Мара на портрете французской художницы Виже-Лебрён.
Вот моя сокращенная цитата из Жихарева:
"Сегодня, наконец, я слышал эту знаменитую певицу, которою некогда восхищалась вся Европа. В Вене носили ее на руках, в Дрездене и Берлине в карету ее запрягались немцы, а в Италии сходили от нее с ума. Я слышал эту Мару, от которой теперь с ума сойти нельзя, а взбеситься можно за истраченные без удовольствия на концерт ее деньги. Что славная певица постарела и подурнела - это в порядке вещей; но не в порядке вещей с дребезжалым голосом и фальшивыми нотками давать концерты и собирать с нас по пяти рублей. <...>
Нет Мара не в этой категории, а, вероятно, поет оттого, что хочется аплодисментов или путешествовать на чужой счет. <...> Вот Маджорлетти так певица! тоже немолода и нехороша: зубы хуже зубов всякой московской купчихи, уголь углем, а заслушаешься. <...>
Однако ж, как ни черны зубы г-жи Маджорлетти, но они чуть не были причиною дуэли на пистолетах между двумя немолодыми уже повесами. Демидов, сидя в креслах возле Черемисинова и будучи в восторге от певицы, изъявлял его громким и беспрестанным повторением всех гласных букв русской азбуки: "а! э! и! о! у!". Видно, это надоело Черемисинову, который, вдруг обратясь к дилетанту, сказал: "Да чем восхищаетесь вы? Посмотрите: что за рот и какие зубы!". - "М. г., - отвечал Демидов, - это ваше дело; а мне смотреть ей в зубы незачем: она не продажная лошадь". Слово за слово, и дуэль бы состоялась, если б умный Александр Александрович Волков не помирил противников".
Жихарев в дневниковой записи сравнивает двух немолодых певиц, но Маре в 1805 году было 56 лет, и хотя Мара пела в Лондоне и в 72 года, все же это было исключительное явление. В представлении Жихарева обе певицы одинаково немолоды, но певческие способности Маджорлетти еще были достойны восхищения. Поэтому, возможно, певица была старше, чем я предполагала.
Итак, Тереза Мачиурлетти еще три года оставалась в составе придворной итальянской труппы - до 1806 года. Уже 30 июля 1805 года итальянская опера дала свой последний спектакль, правда Мачиурлетти в нем не участвовала. С тех пор и до конца 1820-х годов представлений итальянской оперы не было - она вышла в Петербурге из моды.
В Италии певица выступала в 1809 году в Риме и во Флоренции - это последние сведения об ее сценической деятельности.
Чем занималась и чем жила после этого бывшая придворная итальянская примадонна, как окончила свои дни, пока выяснить не удалось. Известно, что в 1821 году они вместе с Луи Буисом просили пожаловать им звание придворной парфюмеров, которое им было пожаловано. Крайняя дата дела о пожаловании этого звания 1827 год говорит о том, что до этого времени бывшая примадонна еще была жива и проживала в городе Москве.