На поединке секундантом Николая Мартынова был корнет Михаил Павлович Глебов.
О Михаиле Глебове сведений мало. Жизнь его была недолгой. Он погиб в 27 лет. Больше всего о нем рассказал Михаил Николаевич Лонгинов. Если бы не он, то храбрый офицер Глебов просто исчез бы в истории, оставив только имя свое, упоминаемое в связи с дуэлью Мартынова и Лермонтова.
Глебов происходил из семьи Орловских помещиков и родился в сельце Мишково, что в было тогда в Мценском уезде Орловской губернии. На сайте музея Тургенева Спасское-Лутовиново мне удалось найти фотографию с видом сельца из альбома Юрасовской.
Вид сельца Мишково Мценского уезда Орловской губернии, принадлежавшего в 1840-х годах помещику Глебову. Из альбома Юрасовской О. И.
По словам Лонгинова, Глебов был "розовый, красивый, до конца моложавый, как отрок". Он вышел из юнкерской школы в офицеры конной гвардии в 1839 году в чине корнета. В 1841 поехал в числе гвардейских охотников на Кавказ, где в сражении получил рану в руку и поэтому долго вынужден был носить руку на перевязи. Летом 1841 года он приехал из крепости Грозной в Пятигорск, куда был направлен командованием для лечения после ранения. В силу обстоятельств довелось ему быть свидетелем и участником дуэли.
Он жил в одном доме с Мартыновым, и на предложение быть его секундантом в дуэли с Лермонтовым ответил согласием. Наказания за участие в поединке секундантом Глебов не понес, но по возвращении в полк его какое-то время обходили наградами и повышением в звании. В конце 1842 года он стал адъютантом при генерале А.И.Нейдгардте, назначенном в октябре главноуправляющим Закавказским краем и командиром Отдельного Кавказского корпуса.
В 1843 году Глебов был захвачен в плен черкесами на большой дороге недалеко от Ставрополя. Из плена его выкупил Георгий Атарщиков. Храбрый офицер Глебов был оставлен адъютантом при новом наместнике князе М.С.Воронцове. Он участвовал и вышел невредимым из "адской экспедиции" 1845 года в район аула Дарго.
По словам Лонгинова, Глебов приехал в Петербург в конце 1846 года "двадцати шести лет от роду полковником конной гвардии и весь увешан крестами".
Летом 1847 года Глебов командовал отрядом в аул Салты. 28 июля во время перестрелки в голову ему попала шальная пуля, и ротмистр Глебов погиб. Поскольку семьи и наследников у него не было, то имя его затерялось в истории. А я считаю неправильным, когда честный и храбрый офицер не интересует госпожу Историю.
Секундантом Лермонтова был князь Александр Илларионович Васильчиков. Судьба его хороши известна, и я не стану повторять тут эти сведения. В связи с поединком важно понять, почему он оказался в Пятигорске летом 1841 года.
Сын председателя Государственного Совета Российской империи князя Иллариона Васильевича Васильчикова. Окончил Императорский Санкт-Петербургский университет кандидатом права в 1839 году. Поехал на Кавказ вместе с бароном Евгением Федоровичем Ганом, бывшим начальником отделения в 1-й Департамента министерства государственных имуществ. Ган с молодой командой сотрудников был направлен для введения новых подходов в администрировании Закавказья. Но миссия эта оказалась неудачной, князь Васильчиков в числе других сотрудников был уволен в отпуск и проводил его в Пятигорске летом 1841 года.
Алексей Аркадьевич Столыпин по кличке Монго, двоюродный дядя Лермонтова, капитан Нижегородского драгунского полка, как Лермонтов и вместе с ним, самовольно приехал в Пятигорск вместо того, чтобы ехать к месту своей службы. Кличка ему была дана Лермонтовым, который всем давал клички. По причине его самовольной отлучки с места службы имя Столыпина в деле о поединке не упоминалось.
Столыпину принадлежал дуэльный гарнитур пистолетов Кухенройтера, из которых стрелялись соперники. Этот гарнитур уже был использован Лермонтовым в дуэли с бароном Эрнестом де Барантом в феврале 1840 года в Петербурге. О том, как сложилась жизнь Столыпина, тоже сведений достаточно, поэтому на нем я свое внимание останавливать тут не стану.
Самый скандальный персонаж, имевший отношение к этому поединку - это князь Сергей Васильевич Трубецкой. Он тоже в Пятигорске находился в самовольной отлучке с места службы. Поскольку Трубецкой находился под личным надзором императора Николая I, а за самовольный отдых в Пятигорске ему грозило наказание, имя его тоже не упоминалось в материалах дела.
В историю князь Сергей Васильевич Трубецкой вошел, кроме участия его в поединке Мартынова с Лермонтовым, своей скандальной женитьбой на Екатерине Петровне Мусиной-Пушкиной в 1838 году и еще одной очень модной историей побега с ним жены потомственного почетного гражданина Алексея Жадимировского, Лавинии, в мае 1851 года.
Истории с участием Трубецкого подаются в искаженном виде и я намерена рассказать их на основании фактов, а не модного вымысла.