Предметы и вещи (№3)

Apr 14, 2021 13:57

Шкаф-кабинет "Тропический лес на белом фоне"

В собрании Эрмитажа есть два шкафа, близких по размеру и по отделке. Оба украшены мозаичными панно, выполненными в технике флорентийской мозаики. Подробнее об этой технике я уже писала ранее. Один шкаф выполнен из красного дерева и украшен картиной тропического леса на белом фоне, другой, из чинарового дерева, имеет мозаичные вставки, изображающие арабески на лазуритовом фоне. Оба изумительные!



Шкаф-кабинет с мозаичным панно "Тропический лес на белом фоне". 1883-84 годы, Париж (шкаф). 1884 -1893 годы - Россия (флорентийская мозаика). Размеры: 148,0 х 72,0 х 40 см. Из собрания Государственного Эрмитажа, Санкт-Петербург.

Шкаф одностворчатый, красного дерева, покоящийся на подстолье с выдвижным ящиком и четырех суживавшихся книзу каннелированных ножках, соединенных проножной доской. Декорирован золоченой бронзой. Флорентийские мозаики, украшающие его створку, выдвижной ящик и две фланкирующие его панели, а также нижнюю доску-проножку, набраны из цветных камней: кахолонга от белого до ярко-желтого и красно-кораллового цветов, разноцветной яшмы, коктебельских голышей, бадахшанского и байкальского лазурита, розового гранита, розового опала, окаменелого дерева. Верхняя доска шкафа выполнена из красного мрамора грио.



Шкаф-кабинет, двухстворчатый из чинарового дерева (платан), работы петербургских мастеров А.В.Шутова и А.Я Соколова, с мозаичным панно "Арабески". Из собрания Государственного Эрмитажа, Санкт-Петербург.

Еще один, третий, подобный "парижскому", двухстворчатый шкаф-кабинет был выполнен из амбоина и сейчас он украшен мозаичными вставками, изображающими тропический лес с попугаями на синем фоне. Он находится в Москве, в Минералогическом музее им. А.Е.Ферсмана, а ранее - в Государственном музее архитектуры им.А.В.Щусева.



Фрагмент флорентийской мозаики "Тропический лес на синем фоне", украшающей одну из створок шкафа из амбоина из собрания Минералогического музея в Москве.

Прообразом для двух других был шкаф из красного дерева, выполненный по заказу Петергофской гранильной фабрики и привезенный из Парижа в 1884 году. Об этом свидетельствует запись в документах фабрики: "Выдано из Департамента уделов Э.М.Майер и Ко за перевод ими в Париж фабрикантам Генри Дассон и Ко, в уплату за сделанный фабрикою по заказу Гранильной фабрики шкаф столярной работы с украшениями из бронзы 1498 р.54 к." За доставку его в Петербург было уплачено 79 р. 98 к. Всего шкаф обошелся Гранильной фабрике за 1578 рублей 52 копейки.

К шкафу от Генри Дассона были получены рисунки для выполнения мозаики. По рисунками от Дассона предполагалось боковые стенки шкафчика украсить мозаиками, изображающими "экзотический пейзаж с попугаями на синем фоне", но от этого на фабрике отказались и было решено по образцу "парижского" выполнить еще два шкафа: для экзотического пейзажа на синем фоне шкаф из чинара, и шкафа из амбоина - из древесины капа деревьев из рода Pterocarpus, для мозаичного панно "Арабески".

Хотя сейчас шкафы из амбоина и чинарового дерева украшены иначе - наоборот, но первоначально для мозаик "Тропический лес на синем фоне" по рисунку Дассона был сделан шкаф из чинара, а шкаф из амбоина был украшен мозаиками с изображением арабесок. Оба шкафа были заказаны петербургским мастерам А.В.Шутову и А.Я.Соколову: шкаф из амбоина в 1887 году, а шкаф из чинара - в 1888 году. Один парижский шкаф породил два петербургских.

Контракт на выполнение шкафа из амбоина был заключен фабрикой с Шутовым и Соколовым 1 июля 1887 года. Шутову полагалось за столярную работу 1700 рублей серебром. Соколов должен был исполнить бронзовую отделку "во всем согласную с мотивами шкапчика, но по новым эскизам и более тонкой работы". Для этого шкафа на Петергофской фабрике выполнялись мозаичные панно "Арабески".

Шкаф из амбоина первоначально был украшен мозаичными панно "Арабески", и в архиве фабрики все документы по отделке этого шкафа связаны только с украшением его мозаичными арабесками. Замена на чинаровом шкафе мозаики "Тропического леса на синем фоне" "Арабесками" произошла не ранее 1910 года и причина этой замены не известна.

Шкаф из чинара создавался для императрицы Марии Федоровны, матери будущего императора Николая II: "1988 года февраля 2-го дня, мы нижеподписавшиеся мастера Санкт-Петербургских цехов: золотых и бронзовых дел Авсентий Яковлевич Соколов, жительствующий в г.Санкт-Петербурге по Лештукову переулку в доме № 15, и столярных дел Александр Васильевич Шутов, жительствующий в г.Санкт-Петербурге на углу 8 улицы Песков и Греческого проспекта в доме № 4, заключили сей контракт с Господином Директором,.. в том, что мы Соколов и Шутов обязуемся изготовить не позднее 1 апреля 1888 года шкапчик из чинара за 2500 рублей".

Пункт 5 этого контракта удостоверял, что "По окончании мозаичных филенок Гранильною фабрикою, мы должны все таковыя установить на место и закрепить". Работа по установке "двух мозаичных панно на синем фоне по рисунку Henry Dasson" была закончена к концу апреля 1888 года.



Фрагмент мозаичного панно "Тропический лес на синем фоне", украшавшем шкаф из чинара, выполненный на Петергофской гранильной фабрике для императрицы Марии Федоровны в 1888 году. (сейчас на шкафчике из амбоина)

Мозаики для шкафов из красного дерева и чинарового дерева были выполнены на Петергофской гранильной фабрике по рисункам от Дассона, с которых бароном Михаилом Петровичем Клодтом фон Юргенсбургом были выполнены акварельные эскизы будущих мозаик "Тропический лес на белом фоне" и "Тропический лес на синем фоне", а также разбивка их на отдельные сюжеты. Эскизы мозаики "Арабесок" для амбоинового шкафа были созданы архитектором Николаем Васильевичем Набоковым по оригинальным рисункам Франсуа-Себастьяна Лериша, художника эпохи Людовика XVI.

Работы по созданию мозаичного панно "Арабески" были начаты 8 января 1887 года и предполагалось их закончить к 15 ноября, но срок пришлось продлить на следующий 1888 год. Работы по выполнению мозаик для амбоинового и чинарового шкафов были проще, шли быстрее, и панно были готовы к лету 1888 года. Шкафы были направлены от Петергофской фабрики на художественно-промышленную выставку в Копенгаген с оговоркой "не подлежащие продаже". За участие в выставке фабрика получила диплом.

14 января 1889 года из Департамента уделов директору фабрики поступило предписание отправить шкаф из чинара с панно "Тропический лес на синем фоне" и шкаф из амбоина с "Арабесками" отправить в Аничков дворец. Тем же числом в документах фабрики эти шкафы были списаны в расход. Стоимость их составила:
Шкаф из чинара с тремя мозаичными панно 18 701 рубль.
Шкаф из амбоина с тремя мозаичными панно 9 361 рубль.
Итого: 28 062 рубля.

Работы над мозаиками для "парижского" шкафа были начаты на Петергофской фабрике либо незадолго до его прибытия из Парижа, либо по его прибытии, но не позднее 1885 года. Эти работы продолжались семь лет с перерывами. На 1 мая 1887 года стоимость шкафа составила 5692 рубля 10 копеек, но работы были временно приостановлены.



Мозаика, украшающая выдвижной ящик шкафа "Тропический лес на белом фоне".

В конце мая 1888 года директор Императорской Петергофской гранильной фабрики, действительный статский советник А.Л.Гун, выслушав доклад главного мастер Докторова о сроках готовности мозаичных панно для "парижского" шкафа, констатировал, что мозаики для "парижского" шкафа к этому времени были выполнены только на 1/3. Директором был дан срок окончания мозаик к 1 октября 1889 года.

Сложная мозаика "Тропический лес на белом фоне" обращала на себя "особое монаршее внимание", которое выражалось в посещениях самих представителей императорского семейства и их гостей.

К 1 октября 1889 года мозаичные панно еще не были готовы. В апреле 1890 года директор Гун просил у Департамента уделов разрешения "через слесарную мастерскую Е.А.Веберга стальной каркас к подножию шкапа для большей устойчивости ножек его, а также заменить петли одностворчатых дверей шкапа новыми, более крепкими". Департамент уделов позволил и ассигновал на эти работы 300 рублей. Е.А.Вебергу за стальные ножки, "вставленные сквозь деревянные" и сделанные к шкафу "новые пятники и угольники" в июне 1890 года было уплачено 135 рублей.

Только в марте 1893 года шкаф красного дерева с большим мозаичным панно и четырьмя малыми стоимостью 35 000 рублей был записан в приходную книгу фабрики. Все три шкафа были отправлены Петергофской фабрикой на Всемирную Колумбову выставку в честь 400-летия открытия Колумбом Америки. Выставка проводилась в Чикаго.

Пять ящиков со шкафами 6 марта 1893 года были сданы в сборно-приемный пункт Чикагской выставки в Петербурге. Фактура отправленных в Чикаго предметов дает возможность оценить три шкафа:
№ 1 Шкаф красного дерева с бронзовым украшением с выдвижным ящиком и тремя малыми мозаичными панно 5 500 рублей;
№ 2 Шкаф чинарового дерева с бронзовым украшением с выдвижным ящиком и одним малым мозаичным панно 5 000 рублей;
№ 3 Шкаф из амбоина с бронзовым украшением с выдвижным ящиком и одним малым мозаичным панно 5 000 рублей;
№ 1-2 Два мозаичных панно к шкафу 48 000 рублей;
№ 2-2 Два мозаичных панно к шкафу 38 000 рублей;
№ 3-2 Два мозаичных панно к шкафу 23 000 рублей;
№ 1, 2, 3 Три мраморных доски к шкафам 300 рублей.

Согласно фактуре, стоимость шкафа из красного дерева с мозаичным панно "Тропический лес на белом фоне" (№ 1) составила 53 600 рублей, стоимость шкафа из чинара с мозаичным панно "Тропический лес на синем фоне" (№ 2) - 43 100 рублей и шкафа из амбоина с мозаичным панно "Арабески" - 28 100 рублей. Чтобы эти материальные ценности в целости и сохранности дошли до далекого заморского города Чикаго, сопровождать пять ящиков от фабрики был командирован на срок семь месяцев мастер Федор Давыдов. В Либаве (теперь город Лиепае) ящики погрузили на пароход под названием "Горн" и он поплыл к берегам четыре столетия назад открытой Колумбом Америки.

До Балтимора корабль добирался 25 суток - то шторм, то машина сломалась, но 22 апреля Давыдов сообщил, что груз приплыл благополучно. Затем ящики со шкафами погрузили на поезд, который доставил их в Чикаго. Далее Давыдов сообщал, что посетившая выставку еще до ее открытия испанская принцесса "рассматривала наши вещи и была восхищена ими". Участие в Выставке принесло Петергофской фабрике бронзовую медаль и почетный диплом. Главным образом был отмечен шкаф красного дерева со сложной флорентийской мозаикой, изображавшей "Тропический лес на белом фоне".



Фрагменты мозаичного панно "Тропический лес на белом фоне", украшающего дверцу шкафа.

После возвращения шкафа "Тропический лес на белом фоне" из Америки в Петергоф его пришлось ремонтировать. 2 августа 1894 года фабрику посетила августейшая чета, император Александр III с императрицей Марией Федоровной. Было велено представить в Аничков дворец шкаф в том виде, как он был задуман изначально: с панно "Тропический лес на белом фоне" и "с приспособлением к нему боковых мозаичных панно на синем фоне, предназначенных ранее для одного шкафа". Это было исполнено.

20 сентября 1894 года шкаф в таком виде был представлен в Петербурге в Аничковом дворце. Стоимость шкафа в таком виде составила 50 201 рубль 48 копеек. Он находился в Аничковом дворце до революции. После революции все три шкафа находились в музее Петергофской гранильной фабрики, которая стала называться трест "Русские самоцветы". Как это случилось со многими национализированными ценностями, музей фабрики был разорен, а шкафы были отправлены в Москву. В Москве их смотрел Ленин и якобы категорически запретил их продавать.



Фрагмент мозаики, расположенной слева от выдвижного ящика шкафа с мозаичным панно "Тропический лес на белом фоне".

По воспоминаниям реставратора И.П.Андреева, "...по фабрике еще в 1919 году ходили слухи, что американцы хотели приобрести их и давали за каждый шкафчик до 25 паровозов. Но им не продали. То, что Ленин запретил их продавать, будто бы подтверждает правильность этих слухов. И действительно до смерти Ленина они находились в Москве.



Фрагмент мозаики, расположенной справа от выдвижного ящика шкафа с мозаичным панно "Тропический лес на белом фоне".

Спустя некоторое время после смерти Ленина вновь появилось стремление продать шкафчики и другие уникальные вещи за границу. С этой целью шкафчик "Тропический лес" был отправлен в Берлин. Но так как, по существовавшему тогда международному соглашению, вещи высокой художественной ценности, принадлежавшие какой-либо стране, могли быть проданы только с согласия правительства той страны, а признания Советского правительства Америкой еще не было, то продажа не состоялась и шкафчик, находящийся на складе Берлинского торгпредства, бы поврежден упавшим на него ящиком.

Но в 1927 году весной, когда закрытая на консервацию Петергофская гранильная фабрика была вновь открыта, шкафчик "Тропический лес" вновь появился на фабрике с разбитой передней мозаикой (обезьяны и прилегающие части) <...> В течение всего лета Владимир Яковлевич Морин терпеливо подбирал кусочек к кусочку и совершенно восстановил мозаичное панно. Затем шкафчики поставили в кабинете управляющего трестом "Русские самоцветы", где они простояли до войны 1941 года, когда они были переданы в Эрмитаж".



Сейчас шкаф с мозаичными панно "Тропический лес на белом фоне" и его младший брат, шкаф с мозаичными "Арабесками" украшают собой в Эрмитаже зал, который и без того украшен в совершенстве - это знаменитая Малахитовая гостиная.

флорентийская мозаика, Эрмитаж

Previous post Next post
Up