Было время, когда в театр я ходила как в булочную - минимум раз в неделю. Я буквально болела им. Чему обязана своей маме, которая в десятом классе привела меня на мой первый взрослый спектакль. Имею в виду не те, куда водят подростков школьные учителя, а настоящий такой, со всей атрибутикой. Помню, что пересмотрела абсолютно весь репертуар театра Табакова "Табакерка" и мне кажется, это он привил мне вкус к хорошему, добротному и качественному театру. Это потом Табаков стал худруком МХАТа, а его ученики звездами. А тогда в Табакерке играли еще практически никому не известные Безруков, Панин, Заворотнюк и еще с десяток ныне сериальных актеров и немного восходящие - Машков и Миронов. И тогда они еще самозабвенно отдавались театру, не имея на тот момент никакой другой возможности для самореализации. Безруков и Евдокия Германова в спектакле "Псих", Миронов в спектакле "Страсти по Бумбарашу", Панин в "Смертельном номере" - пересмотрела их тогда тыщапицотмиллионов раз. В общем сложно было потом переходить на другие театры и принимать постанвки режиссеров и игру актеров на уровень ниже. Конечно же было и много удачных открытий. Например, театр Современник, где за редким исключением демонстрируется тот же подход, что и в театре Табакова. И Ленком разумеется, куда вечно не достать билеты. И Сатирикон во главе с Райкиным. Но потом я стала постепенно терять к этому интерес. Не знаю, то ли пересмотрела, то ли все ожидала встретить что-то подобное "Табакерке". В общем забросила я это дело и стала изредка точечно выбираться на конкретных актеров. Да, и забыла упомянуть, что я при этом всегда оставалась совершенно равнодушной к современным постановкам и вообще современному или тем более экспериментальному театру. И вот последние полгода я наблюдаю как молодые еще совсем неопытные актеры современных молодежных театров возраждают мою веру в подмостки и заставляют меня возвращаться в театр снова и снова.
Начну в хронологическом порядке, по мере открытия театров. Первым на пути был новый театр "Практика", чей худрук Эдуард Бояков собрал под своей крышей очень талантливых ребят и продвинутых режиссеров. Подруга вытащила меня этим летов на их спектакли, когда те проходили на "Стрелке". И надо сказать свежий воздух и демократичная атмосфера сделали свое дело. Мы начали со спектакля "Стихи про Москву", где участвовало четыре рассказичка, читающих стихи о современной Москве, ее жизни, ритме, ее жителях и их ежедневной среде. Надо сказать, что из всего, что я буду здесь описывать этот спектакль произвел на меня наименьшее впечатление, хотя все равно произвел. Причина скорее всего не в подаче, а в содержании - я просто не люблю поэзию, да еще современную. Но некоторые рассказчики читали отменно. Например Паша Артемьев (бывший солист группы "Корни") оказался очень талантливым мальчиком и на подмостках. А вот Ирина Михайловская (бывший редактор журнала Elle) произвела совершенно обратное впечатление. Мне никогда не приходилось встречать ее лично где-то на мероприятиях, поэтому ее образ сложился у меня на основе писем редактора и фотографии в начале ее журналов. Она всегда мне казалось такой женственной и настоящей, что даже факт ее пребывания в глянце для меня был очень вдохновляющим примером - по принципу "талантливый человек талантлив во всем". Тем более перед началом спектакля, когда вся наша гламурная Москва собиралась на Стрелке, она тоже появилась среди присутствующих и дружелюбно общалась со своими знакомыми и журналистами. Она была в обтягивающем белом платье, обнажающем кругленький животик на одном из последних месяцев. В общем все ее очарование и алюр мигом сошли на нет как только она поднялась на сцену читать стихи. Мало того, что крепкое словцо по тексту из ее уст звучало как оскорбление, так еще и дикция такая что в детском саду на утреннике дети и то не так уныло рассказывают вызубренное накануне. В общем весь ее точеный образ развалился тут же. Еще в этот вечер я наконец познакомилась с нашумевшей Верой Полозковой и хоть мне не очень близок ее стиль, но закручивает она временами круто и явно талантлива. Последним в череде чтецов значился Андрей Родионов, который читал свои собственные стихи, в отличие от остальных. И тут меня скорее поразила не столько поэзия, сколько манера ее изложения. Судя по всему у него произошла какая-то лицевая травма, а возможно и инсульт, из-за чего вся правая сторона лица практически недвижимая. Поэтому довольно экзальтированная манера чтения, помноженная на странную мимику лица давала пронзительный эффект. В общем любителям поэзии, а в особенности ее современной трактовки спектакль должен прийтись по вкусу на мой взгляд.
Спектакль "Стихи про Москву"
На следующий день мы снова навострили лыжи на Стрелку смотреть новый спектакль "Бабушки", поставленный по одноименной книге. Молодой журналист приезжает в глухую деревню поговорить с местными жительницами об их жизни, укладе, молодости и вообще провести исследование на тему крестьянской жизни. Надо сказать, что спекаткль смотрится совершенно на одном дыхании, потому что роли бабушек исполняют совсем еще молодые артистки, возрастом от 20 до 25 лет. И это конечно уникальная игра, девочки просто неподражаемы! Как они все мастерки скопировали говор, движения, мимику и вообще образы деревенских бабушек - абсолютный восторг. И это не те Маврикевны, что выходят у престарелых клоунов по телевизору, а совершенно настоящие бабы Маруси и тети Нюры, которых мы видели своими глазами в деревнях. Трогательные и навные. И очень смешные. Твердая пятерка спектаклю и резюме "Это надо видеть!"
Спектакль "Бабушки"
Перехожу к одному из моих любимых режиссеров современности - Кириллу Серебренникову. Про его режиссерский талант и киношные работы говорить не приходится, об этом и так все знают. А вот его театральные постановки заслуживают отдельного разговора. С недавних пор его студия (а по внешнему виду ангар) базируется на Винзаводе. Там же он выращивает новых Мироновых и Хаматовых, что, конечно же с блеском претворяется в жизнь, как и все, за что он берется. У Серебренникова сложилось совершенно потрясающая труппа молодых актеров, каждый из ребят абсолютный бриллиант. Чувствуется, что набор в труппу идет самым тщательным образом и в нее попадают только самые сливки. Первым моим впечатлением стал спектакль "Отморозки", где речь идет о том, как легко дети из неблагополучных и почти маргинальных слоев общества подпадают под влияние всяких политических манипуляторов и как падки на проявление агрессии. Спектакль очень шумный, с музыкальным сопровождением, присутстсвующим прямо на сцене. Помимо этого используется очень много художественных приемов, подчеркивающих безысходность и безнравственность этих детей и их положения. Один из актеров так мастерски сыграл совершенно отмороженного скинхеда, что я до последнего была уверенна, что Серебренников специально подобрал его где-то на футбольном матче, потому что так талантливо сыграть, мне казалось, это невозможным. И только в конце, когда ребята вышли на поклон и актер принял свой естественный вид, то есть отпустил агрессивную мимику и движения, мне с трудом, но поверилось, что это все же скорее талантливый актер, нежели настоящий скинхед. Спектакль очень насыщенный, не только динамикой, но еще и крепким словцом. А главное - его социальноориентированность и злободневность. Выходишь после него совершенно оглушенным от происходящего. В общем всячески рекомендую для поддержания веры в отечественный театр.
Спектакль "Отморозки"
И вот последним моим субботним открытием стал спектакль "Охота на Снарка" по Льюису Кэроллу там же на Винзаводе. Вернее сказать это был не совсем еще спектакль, а один из последних прогонов. Серебренников сам вышел к публике и немного рассказал об идее и ее воплощении. Надо сказать, что к Льюису Кэроллу я не питаю особых симпатий, как и к его "Алисе в стране чудес", так что жанр "фарс" ни капельки меня не удивил, хоть и слегка напряг. И напрасно как выяснилось. Такого на сцене мне еще не приходилось видеть и я даже не возмусь описывать происходящее. Это совершенно точно новое слово в театральной режиссуре, поэтому я смело рекомендую брать билеты тем, кто не боится экспериментов. В спектакле ребята и поют, и танцуют, и показывают пантомимы и все это под очень своеобразные мотивы и восхищение берет скорее не от содержания, а от формы изложения. В общем это все, что я могу сказать по поводу спектакля, это точно надо видеть. Пожалуй, еще добавлю, что снова сидела любовалась тем талантливым мальчишкой, сыгравшим скинхеда в предыдущем спектакле. Абсолютный чародей сцены - такая мимика, такая пластика...ему подвластны абсолютно все образы. В общем те, кто не боится экспериментов с фарсом, смело должен отправляться на спектакль.
Спектакль "Охота на снарка"
В этой связи мне вспомнилось мое последнее разочарование от нашумевшего моноспектакля "1900-ый" с Олегом Меньшиковым в главной роли. Вот где абсолютное самолюбование и почивание на лаврах. Ну, да, он, конечно и спел, и станцевал, и публике отдался. Но сколько в этом было собственной значимости и апломба. Не чета молодым, энергичным и искрящимся. В общем, я за новый театр и соверемнную режиссуру! И вообще - дорогу молодым!