Некоторое время назад мне посчастливилось проникнуть в киношные кулуары и теперь я наслаждаюсь прекрасной возможностью посещать кинопоказы современного отечественного кино с последующим его обсуждением с авторами. И в этом контексте встреча с режиссерами видится мне очень полезной и развивающей вещью, позволяющей заглянуть далеко за границы собственного восприятия увиденного.
Одна из таких встреч проходила с Андреем Звягинцевым и его фильмом "Елена". К моему большому сожалению, попала только на последнюю из трех встреч, предыдущие были посвящены двум другим его фильмам. Что сказать? Меня переполняет абсолютное счастье и гордость за то, что на нашей земле водятся такие самородки. Это большое везение и удача - жить с такими одаренными людьми в одно время, иметь возможность созерцать их природный талант, слышать, слушать, внимать и учиться у их светлых произведений. И светлые они именно благодаря своей мрачной правде.
Я ни на секунду не побоюсь привести такое сравнение (и слышала эти же ощущения у простых зрителей, посетивших ту встречу), но считаю Звягинцева почти Достоевским наших дней. Во всяком случае на близком расстоянии видится та же тональность, та же пронзительность и надрыв, те же темы и те же вопросы, перенесенные в наше время.
Уж не знаю, подобралась ли тогда специально такая благодарная публика, но каждый участник встречи начинал свой вопрос к режиссеру с возгласов восхищения в сторону фильма и признания таланта режиссера. Мы разошлись в двенадцатом часу ночи, а виновник "торжества" до последнего общался с не желающими расходиться зрителями и раздавал автографы.
Я начала смотреть его фильмы в обратной последовательности. Первый был "Елена" в кинотеатре, а затем "Изгнание" и "Возвращение" дома. Поначалу "Изгнание" мне показался самой яркой из его работ, но теперь его место заняла все же "Елена". И то только благодаря тому, что посмотрела ее несколько раз, соответственно больше в ней покопалась и услышала мнение режиссера. Ничего не буду говорить о фильмах, они все потрясли меня и я в равной степени порекомендую посмотреть все три тем, кто еще не видел, чтобы возродить в себе веру в отечественный кинематограф.
Звягинцев, конечно, как любой творческий человек - визуал и это особенно сказалось в фильме "Изгнание", где сняты совершенно потрясающие природные виды. Там практически каждый план будто бы подсмотрен у импрессионистов, а долгие, совершенно лишенные динамики, но живописные кадры только усиливают это ощущение.
В "Елене" тот же прием с застывшей камерой и недвижимыми планами обрел схожее, хотя и довольно индивидуальное звучание, благодаря тому, что события в основном развиваются в интерьерах квартир.
А сколько тонкостей и нюансов было соблюдено, чтобы воссоздать эти интерьеры в павильонах киностудии. Чтобы полярный быт двух семейств еще больше сгущал краски происходящего. И вообще сколько приложено усилий, чтобы вся эта история казалось будто подсмотренной у соседей - живой и надрывной. Но не искусственно надрывной, а такой, какой она может быть только в жизни. Такое под силу только настоящему таланту.
"Возвращение"
Подбор актеров - это вообще ювелирная работа в случае с "Еленой". Трудно себе вообразить, кем можно заменить тот состав, что в итоге был утвержден. И мне кажется, он настолько органичным именно потому что актерам не пришлось ничего играть. Талант режиссера в данном случае проявился в том, что он пошел по самому логичному, хотя и архисложному пути, которым редко кто ходит. Он нашел не актеров, а героев этой истории. Я убеждена, что каждый из них сыграл сам себя, именно поэтому так филигранно вписался в сюжет. И это кстати не моя больная фантазия, а совершенно достоверный факт, которому я нашла подтверждение на следующей киновстрече с Андреем Смирновым. Он жепо совместительству приходится режиссером картины "Жила-была одна баба", о которой расскажу в следующий раз и актером, сыгравшим роль Владимира в "Елене". Скажу пока лишь, что такой признанный ветеран режиссуры очень высоко оценил Звягинцева как режиссера и назвал его золотым мальчиком, исправно приносящим награды международных кинофестивалей. Но не в наградах дело. Он пояснил, что Андрей очень профессионально подходит к делу, все съемки проходят по графику (что, мне кажется, в наших реалиях вообще подвиг) и ровно в том нужном количестве, чтобы не корпеть потом столетия над монтажом, кромсая переработки. А вот, что действительно порой звучало забавно, так это реплики экзальтированных зрителей, которые в попытках проникнуть в тайный замысел режиссера находили в нем то, чего там и в помине нет и не предусматривалось. Например, была попытка провести политические параллели между сюжетом картины и недавними событиями на Болотной площади. Или версия о том, что сцена убитой белой лошади - это символ принца не белом коне, которого героиня (золушка разумеется:) собственноручно порешила.
"Изгнание"
Но на сегодняшний пост меня сподвигли даже не все эти впечатления, а интервью, которое Звягинцев давал на программе у Познера. После просмотра я только в очередной раз убедилась, какая он большая умница! И какой надутый пузырь этот Познер. Как Звягинцев по-пионерски честно и открыто отвечает на вопросы, прямо и без уловок парирует ведущему, в то время как тот лишь демонстрирует свое несусветное эго. И где его хваленый профессионализм или хотя бы журналистская этика? Он явно сел в лужу, потому что залез на чужое поле. Причем явно понадеялся на авось, толком даже не подготовившись к интерьвью и не просмотрев фильмы своего талантливого собеседника. Потому его внимание было обращено лишь на то, чтобы не потерять нить разговора, что он демонстрировал, поминутно скользя глазами по бумажке-подсказке и даже не слушая своего собеседника. Во всяком случае я не услышала ни одного вопроса от ведущего, который бы проистекал из ответов Звягинцева. Все сплошь подготовленные вопросы от телезрителей и заготовки на бумажках. По сути этой программой он расписался в своей совершенной профнепригодности и имидже закостенелого мизантропа. Эта беседа могла бы быть очень содержательной и насыщенной, а на деле оказалась лишь жалкой попыткой гиены цапнуть благородную лань. И к чему эта притча и пафос в конце программы, я так и не поняла.
"Елена"
А Звягинцев в очередной раз превзошел себя в битве с этим мнимым титаном. Такой величины и глубины единицы, днем с огнем не сыщешь. И еще это скромное обаяние, вечное сомнение и вопрос в глазах, не смотря на его достаточно твердую профессиональную руку. Мне кажется это то, что отличает истинного таланта, от мимолетной "звезды", чей блеск ярок, а падение тускло. Это скромное обаяние я часто наблюдаю в интервью иностранных актеров, признанных титатов, добившихся небывалых высот, но стремящихся не почивать на собственных лаврах, а находиться в вечном поиске. У нас такой подход, насколько я заметила вообще не практикуется. Большинство, даже очень талантливых людей рано или поздно поддаются тщеславию и чуть ли не начинают говорить о себе во множественном числе.
Кстати упомянутое интервью с Познером есть на сайте Звягинцева
http://az-film.com/ru/Video/, как и несколько рецензий на "Елену", которые он сам лично очень рекомендовал. Называются "Чужие" и "Убить монстра".
Мне не близко навязывать свое мнение, но это тот случай, когда самым настоятельнейшим образом рекомендую посмотреть все обозначенные фильмы. Иначе же лишаетесь огромного удовольствия и нескольких часов вдумчивого диалога с собой.