... в городе Торонто можно добраться, прибегнув к услугам организации с гордым именем TTC - Toronto Transit Commission. Именно они заведуют общественным транспортом.
А представлен общественный транспорт в Торонто тремя видами - subway (метро по-нашему), bus (автобусы) и streetcar (трамвайчики). Билет на все три вида транспорта единый. Если по пути из пункта А в пункт Б вам нужно пересесть, например, с автобуса на метро, а потом на другой автобус, то заплатить нужно только один раз - в первом автобусе. Проезд в одну сторону стоит 3 доллара, если платить наличкой или покупать один жетон в кассе. Если же покупать сразу несколько жетонов, то каждый обойдется в $2,8. Проездной на месяц сейчас стоит $141,5 и дает право неограниченного проезда на чем угодно в черте города.
Как всегда, хочется поговорить про отличия от Питера. Начну, пожалуй, с метро. Во-первых, оно меньше нашего, хоть и состоит из четырех веток, но третья и четвертая включают в себя всего 6 и 5 станций, соответственно. То есть по сути заметных веток две, и именно ими я периодически пользуюсь :) Второе заметное отличие - это скорость поездов. По скорости они больше напоминают наши пригородные электрички. Учитывая, что приличная часть метро здесь проходит по поверхности, сходство с электричками усиливается.
Впрочем, на этом сходство и заканчивается. Судите сами. К сожалению, своих фотографий у меня мало, поэтому пришлось прибегнуть к услугам интернета. Вот так выкглядит внутри обычный вагон метро.
Он заметно шире и просторнее наших. Ну и светлее как-то, но я не знаю, в чем фокус. Обратите внимание, что вагон кажется бесконечным. Это потому, что многие поезда в метро как бы состоят из одного вагона - переходы между вагонами выглядят так:
Это гораздо удобнее стандартного деления на вагоны, хотя бы потому, что люди распределяются более равномерно.
Сами станции не отличаются богатством внутреннего убранства, особенно после питерских подземных дворцов :) Зато на каждой станции есть Designated Waiting Area (DWA). Оборудовано это место обычно скамеечкой, таксофоном, интеркомом (как называется вечно неработающая штука в наших лифтах, где нужно нажать кнопку для связи с диспетчером? вот такое что-то), камерой, чтобы видеть, кто там названивает. Если что-то происходит, например, человеку плохо, нужно дотащить его до этого места, вызвать скорую и ждать там. А еще таксофоном можно воспользоваться, если у тебя в голове настойчиво бродят суицидальные помышления. И везде висят такие вот социально-рекламные постеры:
"Думаете самоубиться? Дык мы ж поможем! Звоните скорее!" (перевод вольный, интонации авторские!).
Про безопасность внутри вагонов тоже подумать не забыли. На первой фотографии над окнами видите красные какие-то штуки, а над ними желтая полоса, под рекламой? Хорошо, не видно там ничего, убедили... Верьте на слово! Там есть специальная желтая полоса, тянется она с перерывами вдоль всего поезда. Если что-то происходит, надо на нее нажать - и сразу прилетит голубой вертолет, а из него высадятся сразу полицеский, пожарный и врач. Примерно так:
Если просто так нажмешь - получишь нехилый штраф и вообще поедешь в Сибирь снег убирать.
Кстати, о рекламе. Она есть. Ее есть в приличном количестве, но только в отведенных для этого местах. В частности, внутри поездов под рекламу отведена узкая полоска под потолком и небольшие плакаты около дверей (как в Питере, в принципе). Окна рекламой никто не заклеивает, вернуть права и продать диплом никто не предлагает. На станциях рекламы не особо много, по размеру она меньше огромных питерских плакатов, но расположена по сути так же - напротив ожидающих метро морд граждан, чтобы сподручнее было их этой рекламой завлекать =)
Павильоны метро тоже особой красотой не отличаются - обычные стеклянные коробки, никакого вам ампира и барокко. Турникетов меньше, чем у нас. Стеклянная будочка также присутствует. Одна штука на станцию, и именно в ней можно купить метролики и проездные.
Иногда выход со станции открыт, т.е. турникетов нет. Фокус в том, что он же является входом :) И никто, прошу заметить, этим не пользуется в нехороших целях. Я там иногда захожу (и не только я), показывая проездной человеку в стеклянной кабинке - это быстрее, чем пропихивать упитанную тушку через турникет.
Еще одно интересное. Помните, я говорила, что при пересадке новый билет покупать не нужно? Работает это так. При посадке в автобус или трамвай ты кидаешь метролик (или просто три доллара) в специальный крошечный ящичек рядом с водителем. В ответ водитель дает тебе билетик. Если пересаживаться тебе потом не надо, то билетик в принципе можно и не брать. Если нужна пересадка, то брать, соответственно, надо. Дальше, при входе в следующий трамвай/автобус или метро ты просто показываешь водителю или человеку в стеклянной будке этот билетик и спокойно едешь дальше. Если же путешествие начинается с метро, то там после турникетов расположены специальные такие красные устройства с надписью Transfers. Нажимаешь кнопку, и машина печатает тебе билетик с указанием времени и не помню чего еще. И при дальнейшей посадке в автобус/трамвай нужно показывать именно его.
Но при пересадке с автобуса на метро и обратно в большинстве случаев билет вам не понадобится. Почему? Потому что в этом самом большинстве случаев автобусы (в некоторых случаях и трамваи) заезжают на территорию станции. Соответсвенно, с автобуса в метро мы попадаем, минуя турникеты; а из метро в автобус - минуя "улицу". Обращаю внимание, что вход "с улицы" на территорию, куда заезжают автобусы, строго запрещен. Нет, там нет колючей проволоки. От дороги это место вообще не отделяет ничего, кроме допропорядочности граждан, основанной на штрафе в 500 долларов :) Цифру точно не помню, но вроде именно 500.
Сами автобусы выглядят вот так:
Выезжающий пандус предназначен для людей с ограниченными возможностями. Я один раз видела его в действии - пожилая женщина с палочкой просто не могла поднимать ноги, на ступеньку ей забираться нереально. Поэтому она попросила водителя выдвинуть эту штуку. Вообще, про людей с ограниченными передвигательными возможностями. В метро на многих станциях есть лифты - это раз. Пандусы в автобусах - это два. Курсируют специальные автобусы Wheel-Trans для инвалидов. Чтобы ими воспользоваться, нужно сначала зарегистрироваться, пройти интервью, получить право на пользование, потом зарезирвировать нужное время и т.д. Но они есть, и это прекрасно.
Обратно к автобусу. Устройство на морде предназначено для перевозки велосипедов:
Внутри автобус выглядит примерно так:
Это уже моя фотография *гордо* ))) Значит, на что обратить внимание. Сиденья, которые не по ходу движения, предназначены для пожилых, тех, кому трудно передвигаться и т.д. Тут они красные, а в метро, например, места, предназначенные для вышеупомянутых категорий - обычно синие. Дальше по фотографии. Желтые перекладины с надписью PUSH справа: на остановках автоматически открываются только передние двери. Чтобы открыть заднюю, нужно надавить на эти самые перекладины. А вот в трамваях, чтобы открылась задняя дверь, нужно спуститься на ступеньку перед дверью :) Еще один момент про остановки. Автобусы и трамваи на остановке остановятся в двух случаях: или на остановке кто-то стоит, или кто-то в автобусе/трамвает хочет выйти. С первым вариантом все понятно - нужно просто стоять в специально отведенных для этого местах. Точнее, нужно учитывать маленький нюанс - внешний вид остановки. В части случаев это выглядит так, то есть вполне опознаваемо:
Да, это стекло. Да, по периметру. Да, обычно его никто не разбивает. Помню, читала где-то шутку про то, что остановки в Торонто продуманы для любых погодных условий - они стеклянные на случай палящего солнца, а внизу есть специальные щели на случай ледяного ветра и дождя. Сиденья вполне железные, что тоже приятно ))))). Но я, если честно, от этих остановок в восторге - очень они симпатичные.
Но есть другой тип остановок. Вот такой одинокий столбик - это тоже остановка:
Но вернемся к вопросу о том, что же нужно делать, если очень хочется выйти из автобуса или трамвая. На той самой фотографии, которую сделал лучший в мире делатель фотографий, на перекладинах можно разглядеть привычные нам красные кнопки. Но если у нас эти кнопки - чисто декоративный элемент, то тут они работают. Нажимаешь на кнопку - загорается табличка Stop request, значит, автобус на следующей остановке откроет двери. Еще можно разглядеть совершенно непривычный элемент - желтые провода вдоль окон. Работают они так же, как и кнопки. Проще говоря - "Дерни за веревочку, дитя мое, дверь и откроется!".
В трамваях кнопок нет, там только веревочки, и находятся они под потолком :) Видите?
Все остальное в трамваях работает примерно так же. Только трамвайных маршрутов в городе всего 11 штук, тогда как автобусов на порядок больше.
Про расписание. Оно есть. Его можно в любой момент найти на сайте TTC, там же можно спланировать маршрут от одного адреса до другого в нужное время. Одно но. Если в Праге мы с мамой шутили, что по транспорту можно сверять часы, то здесь этот номер не прокатит. Нет, в целом все хорошо, расписание, опять же в целом, соблюдается. Но вот еду я на работу, например; знаю, что по расписанию нужный автобус на мою остановку приезжает в 9-25 и в 9-35. С остановки я уезжаю в 9-32, не зная, какой из этих двух автобусов мне посчастливилось поймать %) И это не единичный случай, это вполне себе система.
И самое главное. Что самое главное в транспортной системе? Правильно, это люди! Водители, в частности. Я их нежно люблю :) Вот несколько случаев из практики.
Номер раз. Раннее утро (6-40 примерно), я еду на работу. Пока еще не еду, иду к остановке. А у нас так получается, что я подхожу к остановке по улице, перпендикулярной той, по которой идет автобус. Поэтому из-за домов саму остановку не видно, когда к ней идешь. И, соответственно, не видно, не идет ли автобус. Подхожу я к светофору, чтобы перейти дорогу к остановке (она прямо на перекрестке, но свет мне красный). А на свой "зеленый" мой автобус от остановки плавно отчаливает. Зима на дворе! Следующего ждать холодно! Утро! Аааааа! Все это, видимо, отражается на моей физиономии, грустно смотрящей вслед проезжающему перекресток автобусу. И так отражается, наверное, что водитель всю эту тоску замечает. Что он делает? Останавливается ЗА перекрестком, где нет остановки, открывает двери, как бы намекая, и ждет, пока я перейду вторую дорогу (мне опять красный, конечно)! Я так рада была, словами не передать :)
Номер два. Еду в автобусе. Молодой человек нажимает кнопку требования остановки и подходит к передней двери, готовясь на выход. Водитель вдруг начинает тормозить МЕЖДУ остановками. И говорит молодому человеку "сорри, я счас ее подберу". Останавливается, открывает двери, забегает запыхавшаяся девушка. Она бежала, чтобы успеть на этот самый автобус на следующую остановку. Бежать там прилично ))) Водитель это увидел и решил ее подобрать, чтобы человек зря не мучался. Еще поржал, когда она зашла: "Ooooh, that was a TTC run! )))" (типа "Оооо, крутой забег в честь ТТС!").
Номер три. Еду в автобусе первый раз. Не помню, какая мне нужна улица, помню, что остановка перед мостом. Вижу мост, подхожу к водителю, спрашиваю "а тут ли мне надо выходить". Водитель с открытыми дверями, не уезжая с остановки (вдруг это все-таки она мне нужна) внимательно меня выслушивает, задает уточняющие вопросы, я попутно вспоминаю хоть часть нужного названия, мы решаем, что это должно быть дальше. Водитель закрывает двери, едет дальше, попутно выясняя у меня, куда именно мне надо. До места я доехала :)
В целом, если водитель видит, что ты бежишь на автобус/трамвай, то он тебя подождет. Еще они здороваются, желают хорошего дня, улыбаются и говорят спасибо за предъявленный билетик. Поэтому на выходе из автобуса многие говорят им спасибо :)
Ну и ложка дегтя. Помимо того, что расписание - штука умеренно точная :) Здесь еще и совершенно обычное явление, особенно в метро, когда на какой-нибудь остановке объявляют "Сорри, поезд дальше не идет, просьба всем освободить вагоны" :) Прям регулярно это происходит. Поезда в метро ходят опять же не так часто, как хотелось бы.
Но я уже привыкла :)