Беседы о реализме. Реалистическая традиция. (Часть 1)

Mar 25, 2013 15:56



В журнале "Клаузура" http://klauzura.ru/2013/03/olga-nesmeyanova-tsikl-besedy-o-realizme-realisticheskaya-traditsiya-beseda-tretya/



Т.Афонина. Вербы. 1964

Вместо эпиграфа:
Не может быть ни патриотического искусства, ни патриотической науки.
Гёте
В  искусстве пройденных этапов не бывает. Тот, кто так говорит, лукавит.
Один современный художник

Изучение критериев и определений реализма в справочной и  исследовательской литературе вынуждает группировать их в соответствии с двумя основными подходами, о которых сказано раньше в предыдущих беседах.
    В применении к реализму при этом речь идет либо о методе, либо о стиле - каковое разделение, на мой взгляд, оказывается недостаточным и в какой-то степени ограниченным. Причем оба эти подхода находятся по отношению друг к другу в отношении противоречия и взаимоисключения - либо стиль, либо метод.
Не встречается ситуации объединения стиля и метода реализма единством процесса.
   Не встречается теоретических работ, где бы речь шла о развитии реалистической традиции. как сквозной, объединяющей линии исторического развития культурно-художественного процесса, имеющей начало в культуре эпохи палеолита, наравне  и в противовес с такой же древней традицией абстрактного (символического) изображения, дожившей до наших дней в разнообразных формах искусства и объединяющей все художественные явления, под которыми подразумеваются «не только результаты художественной деятельности, но и ее процессы, происходящие как в бытии, так и в сознании» (Д.И.Варламов. Онтология художественных традиций» Гуманитаные науки: теория и методология, №4, 2007)
Точнее, словосочетание «реалистическая традиция» как раз-таки встречается довольно часто, но оно не имеет самостоятельного смыслового наполнения, а применяется как синоним словам «метод», «стиль», «направление», «реализм» и так далее. Не удалось отыскать в энциклопедической или справочной литературе специального определения «реалистической традиции», хотя это слова включают в себя колоссальный смысл и наполненность опытом, идеями,  фактами искусства

Стоит заметить, что эти обе признанные всеми позиции реализма(реализм как метод  и реализм как стиль) находятся в зоне прикладного практического художественного опыта. С собственно теоретических эстетических позиций философской идеи реализм, похоже, вообще никем не рассматривается. Что очень странно и выглядит непростительным упущением. Большое количество энциклопедических определений реализма как «понятия о познавательной функции», «общего обозначения» этого пробела не восполняют, дальнейшего теоретического исследования в этом направлении не наблюдается

Поэтому есть смысл говорить о третьем, наиболее общем подходе, как духе, идее реализма, пронизывающем буквально все искусство во всех проявлениях теории и практики от его зачатков до наших дней. Наступление модернизма выявляет наличие этого духа, который казался до начала  20 века универсумом и отождествлялся с искусством вообще. «Реализм не есть нечто такое, что может пониматься как направление, реализм - это  сама природа искусства, ее сторожевой пес, который не дает уклониться от следа, проложенного ариадниной нитью» - хочется опять вспомнить Б.Пастернака. Многие и сегодня полагают, что истинное искусство может быть только реалистичным(при этом не всегда понимают, в чем  суть реализма)

Процессы модернизма  привели искусство к утрате фигуративности и показали наличие до этого немыслимой альтернативы реализму. Однако  и до сих пор дух реализма наличествует в искусстве как идея истины, противостоящей  крайностям авторского субъективизма.

Идея реализма, возникнув в палеолите как интенция эстетического оформления содержания в изображении окружающего мира, передается в традиции до наших дней. Реализм таким образом осуществляется через метод и имеет результатом ту или иную  разновидность реализма как собственно стиль. Поэтому мы можем говорить о реалистической традиции как совокупности осуществления идеи посредством метода, образующего стиль, т.е. о традиции реализма как о наиболее общей, совокупной, т.е. философской (эстетической)  его характеристике

При этом не сбрасывая со счета, что реализм в наше время  как никогда далек от эстетики и по сей день находится в зоне идеологии или, может быть, устаревшего советского(постсоветского) искусствоведения как дисциплины, противостоящей эстетике и ее стремлению к  обобщениям. И, похоже, доставать его оттуда никто не собирается. Допускаю, что современные теоретики о нем совсем забыли, либо он до сих пор является негласно запретной темой

Подход к реализму как к традиции кажется более широким, философским, и включает в себя все аспекты реализма, в т. ч. его прикладное применение как метода художественного познания в конкретном художественном опыте; селективные признаки (позволяющие в определенные периоды выделять реализм как стиль) и теоретические исследования на эту тему. Названный подход позволяет обобщить и проанализировать имеющуюся сумму знаний в совокупности и взаимовлиянии, и в этом смысле может быть признан наиболее  полным и синергетическим.
    Т. о., более предпочтительным кажется рассмотрение реализма как метода, а в определённых случаях - и как стиля, в совокупности традиции художественно-теоретического процесса, содержащего взаимососуществующие синергетические линии неразделимого единого временного культурного потока.
     В некоторых исследованиях (например, у В. Турчина) подобного рода сквозная линия выстраивается применительно к формам абстрактного искусства, но временные связи в различных конкретно-исторических проявлениях реализма в силу неизвестных причин чаще всего игнорируются…

В работах М.Кагана отмечается смысловая связь развития различных форм реализма, но при этом он всегда относит реализм к формам познающего метода в искусстве. Подход к реализму как к вневременной традиции позволяет вывести его из идеологического и во многом оценочного поля в историческое поле исследования, а также осуществлять широкий философский подход к данному явлению без смешивания в одну кучу всех проблем.
    Подход к реализму как к методу помещает его в довольно узкое пространство материального воплощения, делания. Рассмотрение реализма с точки зрения транслирования традиции выводит его из прикладного поля метода в более широкое пространство идей - сформированного мироощущения, миропознания и мировоззрения. Такой подход позволяет также исследовать и соцреализм как синтез художественной (в том числе и реалистической) традиции и авангардной идеи революции. Кроме того, эпоха постмодерна опровергает казавшиеся ещё недавно незыблемыми утверждения, подобные тому, что «…традиция исчерпала себя и что искусство должно искать другую форму»(Ортега-и-Гассет Х., Искусство в настоящем и в прошлом) - демонстрацией в нынешнем искусстве постмодернизма эклектики любых форм традиции, ортодоксии и авангарда. «Цитирование, симуляция, ре-апроприация - все это не просто термины современного искусства, но его сущность» - так  говорит об этих процессах Ж. Бодрийяр( Эстетика иллюций, эстетика утраты иллюзий)
   То, что можно назвать традицией реализма (имманентно присущее искусству саморазвитие реалистического духа во времени), существовало всегда в неразрывной связи с «чувством абстрактного», которое испокон веков выступает в культуре часто в символическом, абстрактном,  иногда упорядоченном,  симметричном виде орнамента, узора.  Как пишет Г.Лукач: «Мастера прошлого подходили к своим задачам, будучи стихийными реалистами»

Уже в пещерах Альтамиры можно видеть рядом с гениальными реалистичными изображениями бегущих животных упорядоченные, расположенные рядами точки и линии, которые, как утверждают исследователи, носят сакральный смысл и представляют собой стремление в графическом изображении передать импульс полета копья и удачного попадания в цель. Можно не сомневаться, что конкретный гениальный древний художник имел такую силу таланта, чтобы реалистично изобразить реальные орудия своей охоты и даже точное изображение движения при метком попадании в цель. Очевидно, он не сделал  этого намеренно, т. к. абстрактное изображение лучше передает неуловимый эмоциональный импульс и переживания такого жизненно важного для него процесса как охота.
    В принципе, лучшие образцы современного искусства, как утверждают его исследователи, и призваны к выражению духовных импульсов, субъективного мира художника. В этом и заключается их претензия на «новизну».
   В ХХ веке крайние формы абстрактного искусства предъявляют нам как небывало новые разбитые, несимметричные, случайные сочетания линий и различных геометрических форм на плоскости, выдавая хаотичное расчленение древнейшей упорядоченной формы абстрактного искусства - узора или орнамента - за нечто принципиально новое, и тем самым предлагая осознать его новую художественную ценность.



В.Кандинский. Композция VIII

Ж. Бодрийяр называет такие  современные артефакты «чисто декоративными предметами для временного пользования». Действительная же новизна подобного рода артефактов заключается главным образом в привнесении элементов хаоса в  первично существовавшую упорядоченность. Хочу оговориться: лично я люблю авангардное искусство, может быть даже предпочитаю его (если говорить о личных пристрастиях), но для меня ясно - достоинства такого искусства не только в его новизне.  И даже вовсе не в его новизне. Считаю, что упор на новации авангарда, абсолютизация ее вообще  уводят от подлинного смысла такого искусства и достоинств такой  художественной формы

Категорические выводы о «смерти реализма» и «абсолютной новизне абстракционизма» в начале 20 века представляются по меньшей мере поверхностными, не затрагивающими глубинной сути таких сложных, взаимопереплетенных процессов, как проявление реалистического духа в изобразительном искусстве и его соседство с не менее древней абстрактной интенцией (обе этих интенции под воздействием синергетических процессов синтеза и хаоса могут проявляться в художественной культуре в  различном стилевом оформлении).

«Здесь нужно заметить, что понятие стиля находится в родстве с другим важным понятием - понятием традиции» (Ионин Л. Г. Социология культуры: путь в новое тысячелетие)
     Именно традиционализм - один из главных «грехов» реализма, на который указывают все его критики. И если реализм ХХ века впитал «…открытия французских импрессионистов и постимпрессионистов, достижения русского искусства начала века, высокие традиции русского гуманизма» (Чегодаева М. Соцреализм - мифы и реальность. М., 2003, с. 66.) , то соцреализм соединял «…в одно идею исключительного права большевиков на культурное наследие человечества и идею построения коммунизма»(там же). Это конечно «страшный» грех, особенно с точки зрения сегодняшней
    Надо сказать, что традиционность - это неизбывная вина реализма
    Часто в традиционализме обвиняются любые исторические формы реализма,  те, которые, по сути, находились в авангарде художественно-исторического процесса - реализм Барокко, критический реализм, ещё более часто эта практика применяется по отношению к соцреализму - упреки в использовании наработок и опыта лучших образцов искусства прошлого: «…соцреализм во всех областях искусства ис­пользует по преимуществу формы общепринятой традиции» (Гройс Б. Полуторный стиль: социалистический реализм между модернизмом и постмодернизмом, НЛО, №15, с. 45-53). Да, использует, НУ И ЧТО из этого?

© Ольга Несмеянова

{C}





мои тексты, proart, БЕСЕДЫ О РЕАЛИЗМЕ

Previous post Next post
Up