... после статьи "Изнасилование искусством" в ЖЖ и в журнале Клаузура
http://klauzura.ru/2012/12/olga-nesmeyanova-iznasilovanie-iskusstvom/ приходят разные комментарии. Вот к примеру, какую цитату К. Малевича прислал мне Анатолий Ходорковский(не спрашивать про родство с тем самым Ходорковским), исследователь Малевича
Казимир Малевич. Вступление. 1930г.
http://kazimirmalevich.ru/t5_1_6_5 «Причины возникновения моей исследовательской работы лежат в новейших течениях художественной культуры. Эти течения в продолжение конца девятнадцатого века и начала 20-го сильно размножились. Линия Искусства которая в прежние века была более или менее устойчива, сменилась быстрой сменой волн, а следовательно изменением форм живописной и вообще художественной культуры.
Современный конец этой линии или волн Искусства конца 19 века и начала 20 века по сие время находится в хаотическом порядке, т. е. никто еще не взялся более или менее привести все современные Искусства в какой-либо порядок, сделав классификацию всех видов. У нас нет до сих пор истории новейших течений, мы имеем только отдельные мнения разных критиков и социологов, которые будут, возможно только материалами для создания в будущем истории новых Искусств».
Видимо эта цитата возникла в памяти Анатолия Х. как реакция на мои высказывания
"1) Современное искусство не имеет «теоретического якоря… без него оно никогда не пристанет к берегам искусства»(Ж.Бодрийяр). Бодрийяр пишет о «тактике выживания среди обломков культуры»; необходимость теоретического обоснования современного искусства назрела, перезрела и остра как никогда: без этого ему никогда(увы!) не занять в истории искусства легитимного места. Не все объекты и практики актуального искусства могут быть причислены к искусству, многое в нем является иным видом деятельности. Необходима их теоретическая демаркация.
2) Создание философских и теоретических обоснований современного искусства - эта задача трудна и непосильна для современных отечественных критиков и теоретиков по ряду причин «Если вы посмотрите на русские художественные институции: основные музеи, систему образования, Академию художеств, университеты и т.д. - они безумно далеки от современного искусства. История искусства ХХ века практически не преподается или преподается в искаженном виде. Никаких знаний в этой области людям не дают. Публика информирована мало, система образования не работает, художественная система современного искусства очень небольшая и живет в ситуации либо конфронтации, либо изоляции, либо в вакууме, либо под нажимом»(Б.Гройс). Поменять что-то в этой области( на мой взгляд) на сегодняшний день нереально, но это не значит, что с этим ничего не надо делать"
Удивительно как Малевич верно ТОГДА ощущает состояние теории и искусства исходя из НАШЕГО сегодняшнего представления о пространстве искусства как пространстве хаоса. В принципе в синергетике такое состояние называется бифуркация или полифуркация, именно в 20 веке процессы в культуре носят такой характер. Это аксиома, в наше время, не требующая пояснений и доказательств. Вот к примеру Э.Ласло, один из крупнейших ученых ХХ века:"...мы живем в поистине интересные времена, и это вполне объяснимо: мы живем в век величайшей бифуркации за всю историю человечества"
Приятно, что мои мысли подтверждаются Малевичем, но печально, что с тех пор там как конь не валялся, так и не собирается валяться. А говорят что все меняется. А ничего подобного...