John Currin. Nude on a table. 2001
Нигде не нашла определения ХЦ. Ни в одном словаре или энцикопедии. Буду благодарна за ссылку, а то приходится самой.......
Ценность художественного произведения(художественная ценность, ХЦ) - это способность, свойства, позволяющие худ. оформленному предмету функционировать в качестве эстетически ценной вещи в самых разных видах общественной среды,
Худ.ценность - это набор свойств, качеств, уникальных особенностей предмета, указывающий на его универсальную социокультурную значимость в области искусства.
Что это за свойства, качества, особенности?
ТЕКСТ
Если предмет искусства, вступая во взаимоотношения с социумом и ротацию культурного материала начинает функционировать как товар, то сразу становятся заметны его существенные и многим непонятно откуда взявшиеся отличия отношений, по сравнению с товаром, предметом обыденного пользования и предметом искусства как товаром. Разница этих отношений как раз и кроется в художественной ценности артефакта, предмета искусства.
То есть товар имеет товарную ценность, состоящую в себестоимости его(труд+материал) и прибавочной стоимости для получения выгоды от его производства. Если оценивать предмет искусства исходя из этих позиций, то стоимость его будет невысока: для картины цена бруска(подрамника), краски, холста, грунта, маржа художнику. На деле мы видим что за предмет искусства(или предмет похожий на предмет искусства) запрашивают обычно более высокую, а иной раз и астрономическую цену.
Считается, что если предмет обладает художественной ценностью, то именно она дает такой размер валоризации(увеличения цены в сравнении с себестоимостью), какой кстати ни в одной другой группе товаров вы не найдете. Это конечно привлекательно для мошенников от искусства всех мастей - объявить свое «нечто» искусством, имеющим высокую худ. ценность, чтобы на доверчивости лохов получить крупный доход. Не способность определить наличие худ. ценности в предмете, отличать ее от товарной вкупе с самоуверенностью( идущей что удивительно от невежества)многих граждан в деле оценки и понимания искусства и ведут к тому что именно в России мы имеем совершенно дикий артрынок, не сравнимый по своей дикости и запущенности ни с одной страной третьего мира. Где огромные доходы, нечестная и недобросовестная реклама, преступное устранение конкурента, затирание профессионалов на обочину, создание всех условий для расцвета низкопробного китча стали реальностью, нормой
Сразу скажу, что свойства худ. ценности - это все то, что в картине(скульптуре, инсталляции и т.п.) нельзя взвесить, пощупать, измерить рулеткой или поковырять ногтем. Т.е. они НЕМАТЕРИАЛЬНЫ. Потому измерению при помощи весов и приборов не подлежат(хотя иные всерьез требуют,а когда не предъявляешь, обвиняют в мошенничестве). Длина, ширина, площадь и плотность холста, материал подрамника(красное дерево или береза - без разницы), конструкция подрамника(с распорками, скосами, фасками или без), грунтовка домашней или промышленной выделки, ровность красочного слоя и уверенность мазка, укрывистость краски, много ли-мало человекочасов вложено в создание предмета, длина аннотации или сопровождающего текста, название работы и пр. НИКАКОГО отношения к художественной ценности предмета искусства не имеют. В то же время они имеют возможно решающее значение для картинки как товара, выставленного на продажу.
По идее, при правильном подходе и оценке картинка как культтовар должна поступать на артрынок, в салон, магазин, а предмет имеющий худ. ценность - на хранение в культурный архив в виде музея, к коллекционеру, в каталог, буклет, в галерею. Где она цены фактически не имеет. Но обладает универсальной в зоне искусства художественной ценностью. Даже если при этом она на старом плешивом куске холста и разваливающемся подрамнике, ветошь и как товар может быть охарактеризована как хлам. Какие же свойства позволяют судить о наличии худ. ценности?
Хочу напомнить, что все свойства, характеристики, критерии наличия худ. ценности в предмете нуоменальны,т.е. являются проявлением сущности и содержанием истины, их нельзя пощупать и измерить. Нуомен художественного может быть реализован как реальность через творческий замысел,идею творца в художественном материальном воплощении.
1) номером один я бы назвала УНИКАЛЬНОСТЬ художественно оформленного предмета. Если самый прекрасный художник поставил на поток и тиражирует сотнями свои удачные сюжеты, этим он лишает их уникальности, а с ней и худ. ценности и превращает их в ширпотреб,т.е. делает его БАНАЛЬНЫМ. А в искусстве должно быть неповторимое и оригинальное. При всех остальных высокохудожественных и эстетических свойствах одной банальности уже достаточно чтобы предмет вычернуть из искусства
2) следующее важнейший критерий качества Худ.ФОРМЫ - его органичная связь с содержанием. При этом действует презумпция худ. формы, исходя из того что содержание искусства всегда одно - это бытие человека во всех его проявлениях и идеалах. По сути оно универсально и едино для всего искусства. Форма же не универсальна, а оригинальна(если она авторская) и уникальна,т.е. присуща предмету работы только конкретного автора, узнаваема и неповторима. Если форма банальна, пошла, избита, негармонична и пр., то никакое самое прекрасное содержание не сделает из вещи предмета искусства. Содержание(«прочтение»,толкование)предмета искусства во многом субъективно, видится и понимается разными людьми по-разному, в то же время ФОРМА как предмет реальной наличности, овеществленности более объективна для оценки.
3) Кроме того ценность добротно и последовательно воспроизведенной традиции является важным критерием оценки произведения традиционного искусства; а новизна, небывалость, необычность формы - для искусства нетрадиционного,т.е. авангардного
4) К художественной ценности может быть добавлена, плюсоваться также
историческая или коллекционная ценность предмета, его «биография»
Такие явления как:
Имя автора, факты наличной биографии автора, его материальные нужды, удачи-неудачи,
скандал, реклама, субъективность личной оценки в худ. ценность не входят. И если в жизни приходится видеть обратное, то это только потому что произошла подмена эстетических отношений на товарно-денежные, рыночные, никакого отношения к подлинной сути искусства не имеющие