О художественной ценности как таковой

Nov 21, 2010 20:07





                                                                        John Currin. Nude on a table. 2001
Нигде не нашла определения ХЦ. Ни в одном словаре или энцикопедии. Буду благодарна за ссылку, а то приходится самой.......

Ценность художественного произведения(художественная ценность, ХЦ) - это способность, свойства, позволяющие  худ. оформленному предмету функционировать в качестве эстетически ценной вещи в самых разных видах общественной среды,

Худ.ценность - это набор свойств, качеств,  уникальных особенностей предмета, указывающий на его  универсальную социокультурную значимость в области искусства.

Что это за свойства, качества, особенности? ТЕКСТ

Если предмет искусства, вступая  во взаимоотношения с социумом и ротацию культурного материала начинает функционировать как товар, то сразу становятся заметны его существенные и многим непонятно откуда взявшиеся отличия отношений, по сравнению с  товаром, предметом обыденного пользования и предметом искусства как товаром. Разница этих отношений как раз  и кроется в  художественной ценности  артефакта, предмета искусства.

То есть товар имеет товарную ценность, состоящую в себестоимости его(труд+материал) и прибавочной стоимости для получения выгоды от его производства. Если оценивать предмет искусства  исходя из этих позиций, то стоимость его будет невысока: для картины цена бруска(подрамника), краски, холста, грунта, маржа художнику. На деле мы видим что за предмет искусства(или предмет похожий на предмет искусства) запрашивают обычно более высокую, а иной раз и астрономическую цену.

Считается, что если предмет обладает художественной ценностью, то  именно она дает такой размер валоризации(увеличения цены в сравнении с себестоимостью), какой кстати ни в одной другой группе  товаров вы не найдете.  Это конечно привлекательно для мошенников от искусства всех мастей - объявить свое «нечто» искусством, имеющим высокую худ. ценность, чтобы на доверчивости лохов получить  крупный доход.  Не способность определить наличие худ. ценности в предмете, отличать ее от товарной вкупе с самоуверенностью( идущей что удивительно от невежества)многих граждан в деле оценки и понимания искусства и ведут к тому что именно в России мы имеем совершенно дикий артрынок, не сравнимый по своей дикости и запущенности  ни с одной страной третьего мира. Где огромные доходы, нечестная и недобросовестная реклама, преступное  устранение конкурента, затирание профессионалов на обочину, создание всех условий для расцвета низкопробного китча стали реальностью, нормой

Сразу скажу, что свойства худ. ценности - это все то, что в картине(скульптуре, инсталляции и т.п.) нельзя взвесить, пощупать, измерить рулеткой  или поковырять ногтем. Т.е. они НЕМАТЕРИАЛЬНЫ. Потому измерению при помощи весов и приборов не подлежат(хотя иные всерьез требуют,а когда не предъявляешь, обвиняют в мошенничестве). Длина, ширина, площадь и плотность холста, материал подрамника(красное дерево или береза - без разницы), конструкция подрамника(с распорками, скосами, фасками или без), грунтовка домашней или промышленной выделки,  ровность   красочного слоя и уверенность мазка, укрывистость краски,  много ли-мало  человекочасов вложено в создание предмета, длина аннотации или сопровождающего текста,  название работы и пр. НИКАКОГО отношения к художественной ценности предмета искусства не имеют. В то же время они имеют возможно решающее значение для картинки как товара,  выставленного  на продажу.

По идее, при правильном подходе и оценке картинка как культтовар должна поступать  на артрынок, в салон, магазин, а предмет имеющий худ. ценность - на хранение в  культурный архив в виде музея, к коллекционеру, в каталог, буклет, в галерею. Где она цены фактически не имеет. Но обладает универсальной в зоне искусства  художественной ценностью. Даже если  при этом она  на старом плешивом куске холста и разваливающемся подрамнике, ветошь и  как товар может быть охарактеризована  как хлам. Какие же свойства позволяют судить о наличии худ. ценности?

Хочу напомнить, что все свойства, характеристики, критерии наличия худ. ценности в предмете  нуоменальны,т.е. являются проявлением сущности и  содержанием истины, их нельзя пощупать и измерить. Нуомен  художественного может быть реализован как реальность через творческий замысел,идею творца  в художественном материальном воплощении.

1)      номером один я бы назвала УНИКАЛЬНОСТЬ художественно оформленного предмета. Если самый прекрасный художник поставил на поток и тиражирует  сотнями свои удачные сюжеты, этим он  лишает их уникальности, а с ней и  худ. ценности и  превращает их в ширпотреб,т.е. делает его БАНАЛЬНЫМ. А в искусстве должно быть неповторимое и оригинальное. При всех остальных высокохудожественных и эстетических свойствах одной банальности уже достаточно чтобы предмет вычернуть из искусства

2)      следующее важнейший критерий качества Худ.ФОРМЫ  - его органичная связь с содержанием.  При этом действует презумпция худ. формы, исходя из того что содержание искусства всегда одно - это бытие человека во всех его проявлениях и идеалах. По сути оно универсально и едино для всего искусства. Форма же  не универсальна, а оригинальна(если она авторская) и уникальна,т.е. присуща   предмету работы только  конкретного автора, узнаваема и неповторима.  Если форма банальна, пошла, избита, негармонична  и пр., то никакое самое прекрасное содержание  не сделает из   вещи предмета искусства. Содержание(«прочтение»,толкование)предмета искусства    во многом субъективно, видится и понимается разными людьми по-разному, в то же время ФОРМА как предмет реальной наличности, овеществленности более объективна для оценки.

3)      Кроме того ценность добротно  и последовательно  воспроизведенной традиции является важным  критерием оценки произведения традиционного   искусства;   а новизна, небывалость, необычность формы - для искусства нетрадиционного,т.е. авангардного

4)       К художественной ценности может быть добавлена, плюсоваться также

историческая или коллекционная ценность предмета, его «биография»

Такие  явления как:

Имя автора, факты наличной биографии автора, его материальные нужды, удачи-неудачи,

скандал, реклама, субъективность личной оценки в худ. ценность не входят. И если в жизни приходится видеть обратное, то это только потому что  произошла подмена эстетических отношений на товарно-денежные, рыночные, никакого отношения к  подлинной сути искусства не имеющие

мои тексты, proart

Previous post Next post
Up