Выживет ли книжный бизнес?

Dec 11, 2008 10:47


Книга не предмет роскоши, а доступный вид развлечений, потому вполне возможно, что падения удастся избежать. Однако есть шанс, что из-за кризиса люди начнут экономить, и спрос на книги упадет. Пока издательства и книготорговцы ищут выход. 

Один из вариантов - оптимизация работы отрасли. Для этого нужо ускорить оборачиваемость капитала до 3 месяцев (сегодня это занимает 325 дней) за счет контроля над товаром на складах, сокращения остатков и низколиквидного товара в рознице . Кроме того нужно решить и проблемы с бумагой: из-за закрытия нескольких комбинатов, производящих среднекачественнуб бумагу, издательства вынуждены печатать либо на дешевой, либо на дорогой, что сказывается на цене книги. По прогнозам цены на книги будут продолжать расти на 2% быстрее инфляции.

Радикальный шаг совершила издательская группа “Азбука Аттикус”. 27 ноября они торжественно объявили о начале продаж книги польского писателя Януша Вишневского “Постель” в торговых точках “Евросети”. “Мы ищем новые форматы, - рассказывает генеральный директор торгового дома "Азбука" Денис Веселов. - Если опыт окажется удачным, начнем торговать другими нашими авторами”. У “Азбуки Аттикуса” и “Евросети” общий владелец - Александр Мамут. У мобильного ритейлера свыше четырех тысяч торговых площадок по всей стране, и то издательство, которое первым научится продавать книги через подобные сети, получит значительное преимущество перед конкурентами.

Алексей Ильин, главный редактор “Альпины Бизнес Букс”, считает, что во время кризиса особый интерес представляет продажа электронного контента. С ним согласен председатель совета директоров компании “Группа культурных проектов” Георгий Урушадзе: “Мы, кстати, активно покупаем права на электронные тексты и даем возможность авторам неплохо зарабатывать во время спада традиционного книжного рынка”.

В условиях, когда рекламные бюджеты неизбежно снизятся, повысится значение более экономной раскрутки в интернете. Тем более что здесь продвигать свою книгу может сам автор. Дмитрий Глуховский, автор книг “Метро 2033” и “Сумерки”, считает, что только выкладывая текст в свободный доступ в интернете, молодой и никому не известный автор может достичь успеха. Выложенные на сайте Глуховского книги потом разошлись тиражами в 250 и 100 тысяч экземпляров соответственно.

Главный редактор издательства Ad Marginem Александр Иванов вообще говорит о переосмыслении роли книги, которая, по его мнению, классическим товаром не является: “Книге не выдержать конкуренции с другими медиа. Логика подсказывает путь к выживанию: это различные формы дарения. В первую очередь библиотекам. Это должно стать стратегической задачей: только даря книгу, мы сможем возродить к ней интерес”.

В Европе и Америке уже научились выгодно распространять редкие издания. Читатели уже могут заказать и в короткий срок получить по почте экземпляр малотиражного издания, перепечатка которого не планируется, например, в издательстве Faber & Faber (www.faber.co.uk/faberfinds). Random House в ноябре объявило о том, что до конца года расширит каталог редких книг в рамках своего сервиса печати по заказу до 750 наименований. www.randomhouse.co.uk/pod

Проблему низколиквидных и редких книг сеть австралийских книжных магазинов Angus and Robertson решает несколько иначе. В одном из ее магазинов в Мельбурне установлен напоминающий банкомат аппарат, который дает возможность читателю выбрать из предложенного списка книгу и оплатить ее, вслед за чем она печатается на месте. Автоматы Espresso Book Machine вмещают около 100 000 наименований книг и печатают один экземпляр около10 минут.

Печать книг по запросу дает возможность авторам самостоятельно печатать книги и продавать их на специальных сервисах. Пользователи www.Lulu.com могут заказать тираж (или единичный экземпляр) своей книги и самостоятельно выставить ее на продажу, назначив цену. Количество экземпляров будет печататься в зависимости от числа поступивших заказов, а на стоимость повлияет надбавка за сервис (20% от цены, установленной автором книги) плюс цена печати книги. Похожим образом устроен сервис www.booksurge.com. Основное преимущество, которое получают авторы, - книга будет представлена в каталоге крупнейшего онлайнового магазина www.Amazon.com (BookSurge был куплен ими в 2005 году) и нескольких других сетей.

Константин Мильчин, Валерий Золотухин

Источник: http://www.vedomostivuz.ru/article.shtml?2008/12/10/5329
Зеркало: Сообщество «Книжный бизнес»

Previous post Next post
Up