Есть такое высказывание, приписываемое американским индейцам: «Когда будет срублено последнее дерево, когда будет отравлена последняя река, когда будет поймана последняя птица, - только тогда вы поймете, что деньги нельзя есть».
При этом, когда мы смотрим на подход к бизнесу у отдельных компаний, появляется ощущение, что они таки рассчитывают питаться деньгами в будущем. И печальные события с лесами Сибири, которые по заявлениям силовиков произошли в результате незаконной вырубки - лишнее тому подтверждение.
В России это особенно сильно чувствуется, в следствие выращенного отношения к бизнесу как к чему-то жесткому, обезличенному, нацеленному исключительно на прибыль. С одной стороны этому восприятию способствуют просто предрассудки, рожденные на стыке советского отношения к «буржуям», колорита 90-х, молодой и нестабильной модели рынка в России, а также нытья вечно недовольных и обиженных.
Но отчасти это отношение к бизнесу создано отдельными его представителями, которые действуют в четком соответствии с постулатом Карла Маркса: «при 300% [прибыли] нет такого преступления, на которое он [капиталист] не рискнул бы пойти, хотя бы под страхом виселицы».
А теперь, представьте, что такими будут все. Что не будет бизнеса, который пытается делать полезные вещи, не будет Илона Маска и его электромобилей и зарядных станций, не будет альтернативных источников энергии, фильтрации воды, переработки мусора и безотходных производств. Просто включаем жизнь по принципу «после нас - хоть потоп», веселимся на полную и оказываемся в безжизненной пустыне уже к концу этого столетия.
К счастью, значительное число бизнесменов, после того как справляются с базовой задачей обеспечения прибыли для компании, начинают обращать внимание и на социальную ответственность. Так бизнес начинает вводить «белые» схемы по налогам, формируются комфортные условия труда для персонала, появляется какая-то благотворительность и даже участие в жизни города и страны путем субботников, гражданских инициатив и так далее.
Вот только есть нюанс: у нас в стране социальную ответственность последнее время также начали монетизировать, пытаясь впихнуть в нее рекламу. Отсюда начинается уход в другую крайность, когда появляется социальная ответственность бизнеса и отдельных людей, которая никак не афишируется, чтобы это не было расценено как «бездушный PR».
На самом деле, и то и другое плохо. Если вы делаете что-то хорошее, надо делать это известным, хотя бы ради того, чтобы подавать хороший пример окружающим. По работе в благотворительной сфере я сам знаю, как влияет на бизнесменов рассказы о том, что «А вот Василий Петрович в прошлом месяце дал 10 000 на детский дом». Тут же встает его знакомый Иван Иваныч и говорит, что он тоже хочет 10 000 дать в детский дом. И дело не в том, что они хотят выпендриться друг перед другом (выпендриваются такие люди обычно машинами, часами и женами), а в том, что «оказывается так можно было!». Особенно когда люди понимают о каких суммах идет речь, для многих это настолько удивительно и неожиданно, что они аж жаждут принять участие.
Поэтому, говорить о том, что вы помогаете надо. И в этой статье как раз расскажу про некоторые примеры идеального, на мой взгляд, баланса реальной помощи и ее освещения.
Авто-дилер без автомобилей
Несколько месяцев назад мне нужны были автомобили для обслуживания крупного мероприятия в Москве - вручения литературной премии «
Новая фантастика» начинающим авторам. Речь шла всего про 4 автомобиля на 2-3 дня, и в моем представлении это было довольно простая и интересная коллаборация.
Некоторые бренды отказали по причине того, что у них уже были запланированы мероприятия на это время. Пара премиальных брендов решили, что такой формат мероприятия им не интересен. Ни к первым, ни ко вторым нет ни претензий ни вопросов - ответственные лица посмотрели на наше предложение и приняли решение.
Удивили лишь два автосалона родственных брендов Toyota и Lexus в Москве, где отказались даже рассматривать предложения с формулировкой «Ой, нет, у нас нет машин для мероприятий». Это выглядело особенно смешно на фоне 8 стоящих перед автосалоном тест-дравовских машин только у Lexus. Вообще это звучит также глупо, как фраза продавца «у меня нет времени продавать машины».
Ну да ладно, дело хозяйское.
В итоге мы договорились с компанией РОЛЬФ, официальным дилером ŠKODA. И вот что интересно: их отел маркетинга в первую очередь спросил не о том «а что мы за это получим». Нет, узнав, что это мероприятие социальной направленности сначала спросили «какие автомобили нужны и что нужно от нас еще». И уже когда мы договорились, уточнили какие будут бонусы по освещению их в качестве партнера премии.
Продолжение -
http://rusnewsday.ru/index.php/moda/item/4654-lyudi-kotorye-ponyali-chto-dengi-nelzya-est