За гранью. 9 мая, как пример того, чего нельзя делать в PR

May 11, 2015 19:29


Оригинал в Сноб



9 мая я не был на параде и не участвовал в полумиллионном шествии "Бессмертный полк". Но вовсе не потому, что как-то противопоставляю себя этим мероприятиям. Напротив, они мне очень нравятся, и как гражданину страны, которому приятно видеть уважение к подвигу предков, и как PR-щику, который увидел много хорошей работы своих коллег.

Не поехал я потому, что решил навестить родственников, включая свою уже совсем пожилую бабушку, которая хоть и не воевала, но помнила не только войну, но и ее последствия для страны.

Так вот, я видел парад по телевизору и видел людей, пока ездил по Москве от одних родственников к другим. И то, что я увидел меня поразило:

- большинство людей были с "георгиевскими" ленточками (Георгиевские ли они на самом деле тут не имеет значения, но об этом позже),

- многие люди одели что-то связанное с той армией. Многие девушки были в пилотках, мужчины достали свою форму и награды (кто служил), подростки раздобыли где-то форменные головные уборы.

- дети были массово наряжены в форму тех лет - кто-то просто бегал в бескозырке, а кому-то родители сшили/купили форму очень похожую на образец 40-х годов.

Я не фанат войны, оружия или армии. У меня нет мечты с кем-нибудь повоевать, и я радуюсь, что нет сегодня большой войны. Я хочу проявлять себя в созидании, а не в разрушении, пусть даже ради выживания. Но я очень рад, что в стране возрождают гордость за ее героев. Приятно видеть, искреннюю радость на лицах людей и настоящее сплочение вокруг хорошего и светлого праздника.

Теперь возьмем чисто профессиональный аспект. PR.

В тот же день имел довольно яростную дискуссию на тему того, что «это все не PR - это все на самом деле»! Это частое заблуждение и я объяснял человеку, что PR - это не пропаганда. Хороший PR как раз вот такой вот - основанный на том, что реально сделано. Рон Хаббард (кстати, тоже воевавший во 2-ю мировую с немцами и получивший ранения) определял PR как «Эффективная причина, должным образом продемонстрированная». Он же отмечал, что ложь способна разрушить любой PR.

И если смотреть честно, а не через призму политических предпочтений, то увиденное нами 9 мая было отличной работой PR-щиков. Парад, шествие «Бессмертного полка», массовое участие людей в мероприятиях посвященных Дню Победы, включая спортивные инициативы, типа 22 000 отжиманий в Парке Культуры, или марш бросок до Берлина (марафоны и забеги отдельных людей, которые в сумме должны составить расстояние от Москвы до Берлина).

Все это - здорово, профессионально и хорошо. Потому что это демонстрирует кто был причиной победы. Это объединяет нацию, которая последние 20 лет находилась в раздробленном состоянии «каждый сам за себя».

Когда парад начинается не с торжественных речей, а с минуты молчания. Когда вместо того, чтобы сказать пару слов с трудом стоящим на трибуне ветеранам, им накрывают столы. Когда Президент поднимает первый тост, обращаясь к ним лично и говорит слова благодарности за их подвиг. Все это не только возрождает уважение к ветеранам, но и дарит чувство гордости за страну, в которой живешь.

А самое хорошее во всем этом (с любой точки зрения) - то, что это правда. Люди действительно шли с плакатами, за столами сидели настоящие ветераны, народ сам надевал ленточки если хотел, а детей наряжали в форму потому, что это общий великий праздник.

Но сегодня, 11 мая, я не могу говорить только о положительной стороне праздника, потому что некоторые работники PR цеха переходят грань. Я опущу политические моменты, возьму чисто «житейские».

Во-первых: то, что ленточка не «георгиевкая», а «гвардейская» и то, что она выдавалась как награда в 19 веке - это конечно интересная информация для общего развития. И то, что хватает нелепых примеров ее использования - тоже правда. Но сегодня это СИМВОЛ победы. Просто символ победы такой, какой есть.

Хватит уже мусолить эту тему, и с пафасом заявлять, «я ее никогда не надену!». Да и не надо, это ЛИЧНОЕ дело. На кресте вот Христа распяли, это орудие казни изначально. Но в христианстве это СИМВОЛ веры и всем глубоко наплевать на цвет того самого креста, его точную форму и дерево из которого он был сделан. Это не вопрос геральдики или исторической реконструкции. Это СИМВОЛ.

Кстати, этот ветеран не брезгуют ленточкой:



И эти тоже:



И вот эти:



Во-вторых: это не российский праздник и даже не советский. Это праздник для всей Европы (США вряд ли когда-то угрожал нацизм). Россию и ее руководство можно любить, или нет. Текущую политику можно одобрять или нет. Но воротить нос от празднования совместной победы над режимом, которые собирался уничтожить сотни миллионов людей, а еще столько же сделать рабами в самом прямом смысле слова - это как минимум странно выглядит.

К счастью нормальные люди это понимают. Как например в Херсоне, где молодежь охраняла парад комунистов, шедших и с советской символикой и с "георгиевкой" лентой. И важно не то, охраняли они их от провокаторов или от идиотов, которые на полном серьезе могли устроить драку в День Победы. Просто понимают, что это праздник. Вот такой - с советской символикой.

Но то, что действительно за гранью добра и зла, это мерзкие вбросы, появившиеся уже 10 мая. Например, фотографии брошенных плакатов c портретами фронтовиков. Это классический пример вброса. И дело даже не в том, что какой-то блоггер или СМИ решили прославиться. Нет, это спланированная акция, призванная разрушить то, что создали в День Победы. Якобы 500 000 человек, это несчастные бюджетники, которых заставили (наверное, под дулами автоматов или снайперского огня) идти на марш с фотографиями в руках.

Удивляют те, кто копируют это в свои блоги и социальные сети. Простые вопросы разобьют эту фотографию: Кто фотографировал? Где? Когда? Сколько там плакатов?

Допустим там 20 плакатов. Они действительно очень похожи по конструкции, что преподносится как доказательство искусственности акции. А по мне это доказательство того, что создатели вброса сами изготовили плакаты.

Но даже этого анализа не надо, если у вас хватает знакомых, которые живут в Москве. Лично моя лента в социальных сетях забита фотографиями друзей, которые участвовали в этом марше, принимали участие в спортивных или других патриотических мероприятиях в Москве и по всей России. И даже если нашлось 20 идиотов, которые дейсвительно выбросили плакаты, это ничтожная часть от общего числа людей искренне участвовавших в празднике Великой Победы. Так что устраивать подобные PR атаки не только непрофессионально, но и низко.

Ну и разумеется, разные люди, которые пытаются искать за что бы такое вставить шпильку организаторам торжеств. Это было не так, танки не уместны на параде, почему не объявили, что своих убивали и мучали НКВДшники. Во время праздника, что ли объявлять? Шутить изволите?

И потом, если эти звезды блогов такие умные - почему ДО парада не предложили? Вот Людмила Алексеева предложила в открытом письме Президенту начать парад с минуты молчания в память о погибших. Разумно? Да. С чего начался парад? С минуты молчания. В чем отличие? В том, что Алексеева хотела, чтобы было ПРАВИЛЬНО, и предложила, как это сделать. А люди, которые разглагольствуют после парада о неуместности торжеств, просто пытаются сделать себе рейтинг.

Кстати, лично в моих глазах «рейтинг» Алексеевой, и до этого очень высокий, вырос еще больше. Потому что она чего-то добилась, а не поупражнялась в изящной словесности. Как и наши предки 70 лет назад, добились победы над врагом, а не обсуждали его жестокость в кафе, предварительно сдавшись и пропустив его армию к соседям.

Так что спасибо всем, кто создал прошедший праздник. И организаторам, и PR-щикам, и простым людям, которые приняли участие в нем, распечатывали портреты героев, чтобы выйти с ними на марш. Но в первую нашим великим дедам, которые не сдались и выстояли в кровавой и беспощадной войне.А про возмущающихся... Как говорится "Собака лает - караван идет".

парад, победа, этика, pr, 9 мая

Previous post Next post
Up