Кентавр Хирон с жезлом и зайцем на стене западного притвора Георгиевского собора (1230-1234) в Юрьеве-Польском.
(фото моё)
Симметричная пара Кентавров имеется на Георгиевском храме. В руках у них жезлы и зайцы, на головах венцы, лапы мягкие, а хвосты конские, одежда украшена. У левого Заяц головой вверх, у правого - вниз. Иконография этих существ восходит к созвездию Центавра. На западноевропейских астрологических миниатюрах его часто изображали обнаженным, держащим в правой руке некое орудие (подобие копья), а в левой тушку «жертвенного животного» (Гигин, Астрономия 2.38.2). ...
Трофеи (зайцы) связаны с охотничьим искусством, входившим в программу обучения княжеской молодежи. «Истинный Кентавр, учитель героев» упоминается св. Григорием Богословом в связи с ловлей зайцев и другими видами охоты.
Собирательным образом наставника благородных героев для византийской (затем - русской) аристократии был Кентавр Хиронский. «Царь-жрец» (по выражению Р. Грейвса) включался христианскими историографами и богословами в число эллинских праведников, «философов». Повествуя о нем, св. Климент Александрийский цитирует «Титаномахию»: «...[Хирон] первый Ввел в род смертных людей справедливость, научив их Клятвенным формулам, церемониям, умилостивительным жертвам и образам Олимпа». Хроника Иоанна Малалы именует его царем философским (вот почему ему приданы атрибуты власти!).
Помимо того что Хирон относился к числу исключительно добродетельных персонажей, он, по представлению византийцев, происходил «из варваров», что было весьма актуально для самосознания русских, понимавших, что именно «варварами» называли их предков греки. Наставничество и родственная связь с Ахиллом (культ которого существовал с древности на Черном море и оказал влияние на славян) придавали Кентавру Хиронскому особую окраску. Нередки были случаи употребления имени Хирон в боярской среде.
Источник:
http://www.urania.ru/vertical-menu/library/magazine/urania-articles/urania-articles_850.html