Оригинал взят у
kalinzar в
ПРО РАННЕГРЕЧЕСКИХ ГРИФОНОВПо следам обсуждения темы грифонов на страницах ЖЖ
vdinets
Akurgal Ekrem. Orient und Okzident: die Geburt der griechischen Kunst, 1966 (перевод мой).
"...Импорт [в Грецию] с Востока, который в конце IX века до н.э. представлен лишь единичными примерами, возрос в середине VIII века до н.э. до значительных масштабов. Частое присутствие восточных мотивов на вазах зрелого и позднего геометрического стипя ясно свидетельствует об этом. Таким образом, верхнюю границу ориентализирующего влияния можно предварительно датировать серединой VIII века до н.э. Собственно ориентализирующий стиль впервые получил широкое распространение в начале VII века до н.э. Однако, очевидно, что он начинает постепенно появляться уже около середины VIII века до н.э., а в течение его второй половины приобретает все большее значение. В качестве первых его признаков, как уже упоминалось, можно, наверное, рассматривать пасущихся животных в вазописи и на золотых пластинах. Вслед за ними во второй половине VIII века до н.э. появляются изображения львов, терзающих друг друга животных, сфинксов, грифонов и кентавров - образы нового, дотоле неизвестного мира.
(...)
Следующим образом восточной мифологии, который старательно воспроизводился греческими художниками, был тип грифона последнего периода позднехеттского стиля. Много лет назад в моей книге «Позднехеттское изобразительное искусство» я показал, что важнейшие отличительные черты греческого типа грифона восходят к позднехеттским образцам последнего периода. Здесь можно было бы сопоставить греческий пример, прекрасный кикладский кувшин с головой грифона, находящийся ныне в Британском музее, с головой птицеподобного существа на ортостатическом рельефе из Сакчегецу, который относится к последней четверти VIII века до н.э. У обеих птичьих голов есть ряд общих признаков: лошадиные уши, округлый выступ в середине лба, широко разинутый клюв, пышная грива и длинный, оканчивающийся спиралью локон.
Рельеф из Сакчегёцу, деталь. Высота 86,3 см Арамейский стиль. Ок.730 г до н.э. Археологический музей, Анкара.
Прорисовка голов грифоноподобных божеств с рельефов из Сакчегецу и из Анкары. Археологический музей, Анкара.
Кикладский кувшин с головой грифона. Найден на о.Эгина. выс. 145 см. ок. 650 г. до н.э. Лондон, Британский музей.
Кикладский кувшин с головой грифона. Деталь. ок. 650 г. до н.э. Лондон, Британский музей.
Глиняный кувшин с головой грифона из Британского музея демонстрирует, что греки не создали собственного типа грифона, а просто довольствовались точным воспроизведением изображений последнего периода позднехеттского искусства.
В своей содержательной статье, которая вышла одновременно с моей книгой, Ричард Д.Барнетт верно связал греческие образы грифонов с двумя произведениями из слоновой кости из Нимруда.
Божество с головой грифона. Найдено в Топкале (Урарту). Конец VIII века до н.э.
Но сответствие греческого типа грифона рельефу из Сакчегецу гораздо значительнее, а предметы из Нимруда дают повод предполагать и северосирийско-хеттское влияние; греческие же грифоны могли восходить к образцам последнего периода позднехеттского стиля. Изображения грифонов этого типа были найдены в Этрурии и некоторых областях Греции, прежде всего в Олимпии, Дельфах и на Самосе. Протома грифона с котла из гробницы Барберини, к которому относится и уже рассмотренная нами выше львиная протома, представляет собой точное воспроизеедение головы божества из Сакчегецу.
Протома грифона из пренесты в Этрурии. Бронза, выс. 27 см. Позднехеттский стиль с хеттско-арамейскими и ассирийскими элементами. Конец VIII века до н.э. Рим, Музей Виллы Джулиа.
Эта протома грифона из Этрурии, без сомнения, могла бы считаться точной греческой копией восточного оригинала, если бы она была выполнена в технике литья. Но так как она выкована из бронзовой пластины, ее можно рассматривать как восточную работу.
Повидимому, первые греческие повторения восточных голов и протом должны были быть не коваными, а литыми. Прекрасная голова из Олимпии, которую мы здесь воспроизводим, видимо, возникла в середине VII века до н.э. как произведение греческого торевта."
Голова грифона из Олимпии. Бронза, греческая работа ок. 650 г до н.э. Музей Олимпии.
_________________________
Несколько иллюстративных дополнений:
Примерно так располагаются протомы и атташи (декоративные элементы для подвески) на ассирийских, урартских и раннегреческих котлах:
Бронзовый котел с протомами и атташами (8 грифонов, 2 мужские сирены) из царского погребения Саламина, Кипр. Конец VIII века до н.э., Афины, Музей кипрских древностей.
Такие котлы встречаются в погребениях, но чаще всего они служили даром богам в святилищах.
...По чертам лица и прическе нижеприведенной сирены (атташу одного из таких жертвенных котлов с грифонами) легко определить ее ближневосточное происхождение:
Греческие мастера меняли и лицо, и прическу в соответствии со своими вкусами:
...Еще одна аналогичная грифонья протома - деталь очередного котла из святилища в Олимпии:
...И, наконец, бонус: грифон с детенышем (прорисовка рельефной бронзовой пластины, сделанной в Коринфе, середина VII века) - видно, что все основные "унаследованные" признаки, о которых пишет Акургал (удлиненные лошадиные уши, выступ в середине лба, широко разинутый клюв, пышная грива, длинные локоны со спиралью) у этого грифона также присутствуют: