Оригинал взят у
cicerone2007 в
Греческие вазы: «Зверинец» для симпостияКомандировка в Санкт-Петербург меня порадовала: удалось часок побродить по пустым в этот сезон залам Эрмитажа, купить очень занимательную книжку об эстетике древнегреческого пира и прочитать ее на обратном пути. Это - «Вино в потоке образов» Франсуа Лиссаррага, изданная НЛО. Теперь можно порыться в фотоархиве, и новыми глазами посмотреть на греческие вазы.
Начну с виртуозных фигурных сосудов, прекрасная коллекция которых есть в собрании Эрмитажа. Но сначала полюбуемся не эрмитажным, а бостонским ритоном в виде головы мула:
А вот мул из собрания Эрмитажа. Этот сосуд тоже создан в Аттике. Датируется он 480 г. до н.э. и атрибутируется мастеру Брига. Жаль, что в Эрмитаже фигурные сосуды просто лежат в горизонтальной витрине. Такие произведения хочется рассматривать со всех сторон, тем более что интересна не только выразительная голова с уздечкой, но и краснофигурные росписи в верней части ритона:
Еще одна великолепная работа мастера Брига в Эрмитаже - ритон в виде головы собаки. На венчике сосуда изображена битва пигмеев с журавлями. Очень интересно представить себе взаимоотношение участника симпостия с таким сосудом.
«Во время симпостия не едят, так как чаще всего он происходит после трапезы в собственном смысле слова. Симпостий - это социальный институт, объединяющий взрослых мужчин, наделенных гражданским статусом, в рамках которого они пьют, исполняют лирическую поэзию, играют на музыкальных инструментах и обмениваются всевозможными речами» ( Ф. Лиссарраг. Вино в потоке образов. М.,2008. С. 17). Вино разбавлялось водой. Пропорции смешения «могут варьироваться в пределах от трех частей воды на одну часть вина до пяти к трем или трех к двум, в зависимости от желаемой крепости» (Там же). Поэтому величина ритонов нас, привыкших к бокалам и чистому вину, не должна удивлять.
Симпостий - это не только место для серьезных бесед, но и место для игры. Фигурный сосуд - один из объектов игры. Когда он наполнен, пирующий внимательно рассматривает изображение на венчике, а осушив ритон, может восхищаться живой мордой пса:
В «зверинце» греческих мастеров 5 века до н.э. чаще всего встречаются изображения домашних животных. Вот, например, очаровательный бычок из собрания Музея изящных искусств в Бостоне:
А это ритон в виде головы барана из Эрмитажа:
Вот еще один баран из Эрмитажа. Он датируется около 460 г до н.э. и считается работой мастера Сотада, одного из самых интересных мастеров эпохи:
С именем этого мастера связан и ритон в виде головы вепря из собрания Британского музея:
Разумеется, не были забыты и птицы. Это эрмитажный сосуд, на венчике которого изображена богиня утренней зари Эос. Она влюбилась в прекрасного юношу Кефала и похищает его на наших глазах. Сосуд атрибутируется Мастеру Лондон D 15:
А завершить рассматривание керамического «зверинца» я хочу не аттическим сосудом эпохи классики, а более ранним канфаром с головой обезьяны из собрания музея Метрополитен. Он был найден на Кипре: