Надгробия. как известно - это один из самых семиотичных жанров средневекового искусства: их нужно уметь читать, и, к сожалению, не все смыслы раскрываются современному человеку сразу, с полтычка. Мне кажется небезынтересным, в этой связи, продолжить разговор об образе льва и его жертвы. В ногах у почивших очень часто изображали зверя, чаще всего, как я поняла, льва.
(Страсбург, Собор св. Томы).
Честно сказать, я так и смогла понять, на ком стоит этот человек. Конечно, интересно было бы подумать, что на агнце, но конечности у зверя все-таки львиные. Или нет? (Страсбург, собор св. Фомы).
Если агнец в ногах - это, конечно, символ смирения, невинной жертвы.
Иное дело - лев, эти животные регулярно попираются ногами рыцарей.
Это надгробие из часовни Девы Марии в Вюрцбурге, и я, честно говоря, не очень понимаю, в кого там мутирует лев.
Возможно, лев ещё и сторожит вход в иной мир, если я не путаю его с собакой. (как на этом надгробии из Вюрцбурга, часовни Девы Марии)
Лев на надгробиях, скорее всего, символ силы, власти и одновременно кротости. Таков и рыцарь.
( Вюрцбург, собор св. Килиана)
Интересно, что иногда сильнее оказывается кротость, а иногда - и царственная сила.
(Тюбинген, Кафедрал).
(Фрайбург, Мюнстер).
(Фрайбург, Мюнстер)
Честно говоря, такое поведение лёвушки на надгробии из собора св. Килиана в Вюрцбурге меня довольно сильно удивило.
Таким образом, амбивалентность символа льва в христианской средневековой культуре, о которой так много писали в предыдущих постах, здесь как-то налицо, что ли.