« И что с того, что зайца из куста простой ошибкой принял я за беса.»
С.Клычков
Как показывает опыт, чудовищ рождает не только сон разума, но и вполне активное его бодрствование. Правда, дневные призраки будут повеселее ночных. И договариваться с ними легче и приятней. Взглянешь на иную романскую скульптуру, и не разберешь, смеется над зрителем автор или пугает. А может быть и то, и другое-сразу. Чтобы прояснить этот вопрос, пришлась заглянуть в клуатр здоровущей Цюрихской базилики Grossmunster. Конечно же, сам собор является выдающимся памятником романской архитектуры. Но скульптура средневекового монастырского клуатра - жанр особый. Так сказать, для внутреннего пользования. Для своих. В рамках жанра можно было, нарушая каноны, пошутить. А порой и прихватить острым зубом монастырских собратьев. Или саркастически ухмыльнуться в ответ показному благочестию и земной гордыне.
Все рельефы были вырезаны между 1170 и 1180гг. Наслаждайтесь…
Не слопал сам-слопали тебя.
Вот история Адама и Евы в исполнении бесов-макак. Они уже сидят на привязи своих страстей.
А это - старая добрая повесть о женском коварстве. О, доверчивый Самсон!
Духи леса и воды.
Судя по следующим фрагментам, невольно согласишься, что иные германские мастера принимали участие в украшении Владимиро-Суздальских храмов.
Любимая мною охота. Беги зайка, спасайся, что есть сил!
Что за симпатичные рожи. Вы видали, как грешники растут у адских демонов прямо из ушей?
Это - пульваны над капителями аркад. «Наши» подоспели вовремя-цапли бесстрашно поедают болотную нечисть. Да и чудовища глядятся здесь подобрее.
На закуску - автопортрет мастера с киянкой и скарпелью в руках.
А чтоб подчеркнуть преемственность больших стилей, получите романские вариации на тему известных скульптурных типов: Мыслитель, капитолийский мальчик, вынимающий занозу, ну и фантазия на тему бессмертного моцартовского канона “Leck mich im Arsch” KV 233. Заранее прошу прощения у дам. Но, немцу-жизнь не в радость, если он не поперчит высокое нескромной шуткой.
Возможно, что резчики слыхом не слыхивали ни о каком мальчике с занозой, хотя в это время он стоял перед входом в Латеранский дворец. Паломники называли его Авесссаломом. А вот Моцарт в Grossmunster захаживал и "целовальщика тыла" видел точно.
Вам страшно или смешно?