«Или о всех делах заботу,
оставя езжу на охоту
и забавляюсь лаем псов.»
Г.Р.Державин
По стенам Каррарского собора мчатся звери. Уносят ноги от охотников, без малого, 900 лет. Трубят рога загонщиков, храп кабанов и оленей сливается с собачьим лаем, несется отчаянный визг пса, поддетого клыками секача. Такие сцены можно увидеть на фрагментах межъярусного карниза храма. Средневековый каменотес вырезал их из белого каррарского мрамора, вставив в глаза фигур речную гальку, с непосредственностью варвара. Это все, что осталось от прежней Ecclesia Sancti Andree de Carraria.
Храм был известен по письменным источникам с 1035 года, когда Каррары, как города, еще не было и в помине. Но, проходившая через эти земли паломническая дорога из Франкского королевства в Рим, близлежащий порт Луни, в устье реки Магра и крупнейшее на Апеннинах месторождение мрамора, делали это место важным пунктом Лигурийского побережья. После того, как в «Темные века» хозяевами Генуэзской марки побывали византийцы, лангобарды и франкские графы, Каррара стала владением епископа Луни.
В 1093 году началась капитальная перестройка собора. В начале XII века в аббатство приехали мастера из артели знаменитого Гулельмо ди Модена. Они украсили фасад скульптурным декором, включив в него сохранившиеся фрагменты охоты. Главным их достижением стал резной портал центрального входа, посвященный евангелисту Иоанну. Иконография его не совсем обычна. Боговдохновенный орел-Иоанн венчает арочный тимпан. Слева и справа его обступают крылатый телец-Лука и лев-Марк. По дуге арки их подпирают фигуры собак и грифонов. Вся композиция покоится на остатках львиных скульптур. Для ангела-Матфея места не нашлось. На архитраве портала волшебные птицы снуют меж цветов, сплетенных с вьюном, в зарослях притаилась собака.
Стилистически портал Sant Andrea близок в порталу, возведенного в это время, генуэзского Duomo di San Lorenco.
Прочие звериные элементы являются вариациями на тему декора одновременно возведенных памятников Лукки и Пизы (аналоги существуют даже в старых сардинских храмах).
«Главный входной портал San Michele in Foro. 1-я половина XIII века (Лукка)»
«Фрагмент восточного фасада San Michele in Foro»
«Капитель восточного фасада Duomo di San Martino. XIIвек(Лукка)
Вот пес лежит в окружении звериных кронштейнов и черепа барана. Верно такая же собака из плоти и крови лежала когда-то в зале с охотничьими трофеями в одном из замков местного феодала. Вообще, собака является не только атрибутом охоты, но и символизирует силы, преданно оберегающие своих хозяев от разной нечисти.
«Рельеф южного фасада Duomo di Carrara»
Вот располневший пизанский орел красуется в стрельчатой арке окна на южном фасаде.
«Тимпан окна южного фасада Duomo di Carrara»
Можно долго говорить о причудливом сплаве влияний на декор каррарского Duomo, но хочется, чтобы зрители почувствовали, насколько звери на фасаде кровно связаны с этой местностью. Историческая область Луниджана, частью которой являлась средневековая Каррара, покрыта лесистыми холмами, с громоздящимися над ними хребтом Апуанских Альп. Река Магра, делящая Луниджану пополам, собирает в себя небольшие речушки и ручейки, берега которых заросли терном и шиповником. Вечером и утром туман, поднимающийся над ними, заполняет леса, делая их загадочными, пугающими и полными невероятных существ. Какая выразительная декорация для местных суеверий, обогащенных героями лангобардских легенд, сплетенных с мистикой христианства. Что и сказать…
Представьте, что испытывали те охотники, вступая в волшебный лес, окруженные сворами собак, перекликаясь стонами рога. Для них кабан, медведь и олень были не просто добычей. Они выполняли роль оберегов, покровителей родов и семей. Их вырезали на печатях, изображали на гербовых щитах. Эти звери были частью диковинного мира, где запросто можно было встретить чудовищ, пожирающих друг друга. Где с шумом и грохотом осыпающихся скал проносилась «Дикая охота» призраков-демонов. И главной добычей такой охоты были души людей. Поверья эти прячутся в головах горцев и по сию пору. Я сам слышал еще в 90-х от местных старичков рассказы, что, мол, дед или прадед, бродя с ружьем по горам, наткнулся на что-то такое, от чего он поседел и онемел на все оставшиеся годы. А сколько народу бесследно пропало в этих чащобах. Понятно, куда они делись…
Но надежда все-таки есть. Взгляните на капитель «История Товия» с Иоанновского портала Sant Andrea.
Ведь средневековый мастер делал ее, надеясь, что, в конце концов, все будет по справедливости. Добро вознаграждено, зло наказано. А демоны и чудовища окажутся там, где им самое место.
Никогда и никого не бойтесь.