Оригинал взят у
pan_dohva в
Архаично древнегреческий кентавр MFA Boston Plaque with a centaur holding a rabbitGreek, East Greek, Orientalizing Period, 660-640 B.C.ElectrumИтак, в
прошлой статье мы рассмотрели одно из начал кентаврической истории -- кассито-шумерскую версию. Исходя из нее, образ человеколошади (хотя лошади ли?) возник в Междуречье в первой четверти второго тысячелетия до нашей эры, когда кочевники-касситы покорили Вавилонию.
Касситская цилиндрическая печать 16-12 до н.э.
Cylinder seal and imprint, Kassite period, 16th BCE. Winged centaurs pursuing gazelles.
Chalcedony, H: 4 cm AO 22355 .
Версия эта хотя и широко распространенная, далеко не единственная и весьма спорная. Ведь идея изображения божественных существ в миксантропичной форме (то есть в виде человека со звериными элементами, в том числе и с териоморфными конечностями) бытовала в Междуречье и до касситов. У хеттов, северо-западных соседей Междуречья, например -- вот чудный ламассу-химероид: львиная база, человеческая голова и грифовый хвост! -- датируемый несколькими столетиями ранее касситов.
Хеттский рельеф (примерно начало 2 тысячелетия до н.э.).Турция, Музей Анкары .
Потому имеет смысл рассмотреть и иные версии. Скажем, есть версия, согласно которой образ кентавров (по крайней мере, наименование "кентавры") является много более древним и относится ко еще временам индоевропейского единства.
Кентавр ~ гандхарва ~ дракон ~ медведь: к эволюции одного мифологического образа в Северной Евразии.
Если принять эту версию, спекуляции о всадниках становятся беспочвенными, а принятую этимологию этого слова следует признать позднейшим народным переосмыслением. Вообще, даже по содержанию, образы кентавров и гандхарв весьма схожи: это дикие народы мохнатых не совсем человеков (в Атхарваведе гандхарвы описываются как косматые полуживотные, опасные для людей, с неприятным запахом земли, исходящим от них); впрочем, среди них есть очень мудрые и достойные товарищи (в Яджурведе рассказывается о великих познаниях гандхарвов в сферах медицины и астрономии [ср. например, с Хироном]); оба народа очень любят музыку и девушек, причем последних нужно и от кентавров, и от гандхарвов усиленно охранять -- особенно на свадьбах.
.
И хотя миксантропичных (т.е. кентавроидных) изображений гандхарвов найти пока не удалось, в мифологии этот образ теснейшими узами связан именно с лошадьми; Гандхарвы возят бога Куберу, являясь при этом наполовину конями, наполовину птицами; цари гандхарвов приводят в качестве подарков лошадей; в эпосе часто говорится о стране гандхарвов (Гандхарва-деша), славящейся конями. Эта местность отождествляется многими историками с Гандхарой (Гандхара-деша), которая была прославленным центром коневодства.
Страна Гандхара на карте Древней Индии..
Дальше абзац научный очень, можно пропустить:
и в арийских языках в этом имени присутствует нетривиальное фонетическое соответствие (или, скорее, колебание) др.-инд. -v- (/ -b- ?) ~ иран. -b- (/ -w- ?) (кстати, пехл. написание gndlp', вероятно, скорее указывает на форму + gandar(e)b, чем на + gandarw как в [Зороастрийские тексты: 102, 125]), и это обстоятельство служит основой для предположения о том, что данный термин принадлежит к числу заимствований, проникших в арийские языки из неизвестного субстрата [Lubotsky 2001: 304]. Если принять эту гипотезу, то можно предположить аналогичное происхождение и др.-греч. Κένταυροι, и странности соответствий в консонантизме могут быть тогда объяснимы различной адаптацией слова неизвестного языка-источника. Кроме того, следует иметь в виду, что и gandharva-, и Κένταυροι без сомнения подверглись искажениям вследствие народной этимологии. Полагаю, что данная арийско-греческая параллель безусловно не является случайной, но должна рассматриваться не как праиндоевропейское наследие, а как результат ареально-генетических арийско-греческих контактов, возможно - результат взаимодействия этих языков с каким-то третьим, неизвестным языком.
Вернемся, однако, в Древнюю Грецию. Очевидно, кентавры пришли в нее с востока -- с Малой Азии (Ионии как ее называли древние греки) через Киклады, Крит и Кипр.
Кентавр. Фигурка с Киклад..
Время их появления в Элладе -- видимо, самый конец греческих темных веков (связанных с дорийским вторжением и разрушением Микенской цивилизации) или начало древнегреческой архаики, то есть где-то VIII век до нашей эры. Это наступление железного века в Греции и становления полисов. Как раз к этому времени и относятся древнейшие изображения кентавров.
Антропокентавр с веткой-деревом в руке. Греция, 8 век до н.э.
.На них кентавры имеют "целое" человеческое, к которому сзади на уровне ягодиц приращена "половина" лошадиного тела. Да, в итоге -- две ноги человеческие и две ноги лошадиные.
Человек и кентавр. Ок. 750 г. до н.э.;
Late Geometric Greek Bronze; Gift of J. Pierpont Morgan, 1917 .Равно как и два разных комплекта половых органов, что очевидно представлено некоторых изображениях.
Печать из змеевика (увеличено). Крит, 8 - 7 век до н.э.
В описании кентавроид обозначен как "bowman" -- быкочеловек.
Paris, Cab. Med. M5837. 22mm. GGFR pl. 208..
Еще одной из отличительных черт архаических кентавров являются ветви-деревья в руках.
Etruscan amphora From Civita Vecchia (Roman Centum Cellae), perhaps made at Cerveteri (Caere ) 625-600 BCE British Museum, LondonGR 1849.5-19.3 Vase H 241 .
С мифологической точки зрения, это объясняется дикой природой кентавров, которые и позже временами предпочитали сражаться вырванными с коренем деревьями, дубинами и камнями.
.
Бронза, архаический период (ок V в. до н.э.).
Два кентавра выдранными с корнями деревьями убивают Кенея, вождя лапифов. Деревьями, так как богами была обещана Кенею неуязвимость от камня и железа.
Archaeological Museum of Olympia.
Современная обработка того же.
.
Кентавр с парой человеческих ног, видимо, воспринимался древним греком как нечто более индивидуализированное, сознательное, не столь дикое как все это племя в целом.
Кентавр Хирон. Чернофигурная ойнохойя, 6 в. до н.э..
Потому такие персонажи как Хирон, Фол и даже Несс часто на передних нижних конечностях имели не копыта, а ступни. Ну и хороших, цивилизованных кентавров обычно старались все-таки приодеть...
The centaur Chiron, attic krater, 460-450 BC, Museum of Fine Arts, Boston..
Справа налево: Фол, Геракл и кентавры. Чернофигурный скифос, ок. 580 года до н.э. Коринф.
Department of Greek, Etruscan and Roman Antiquities, Sully, first floor, room 41, case 14.
Accession number: L 63 (MNC 677) .
Геракл спасает Деяниру от Несса. Кипр, поздняя архаика (VII-V вв. до н.э.) .
Вообще-то следует сказать, что подобные изображения -- с парой человеческих ног и парой лошадиных -- в свое время были отмечены не только у кентавров. Есть подобные изображения древнегреческого
Сатира или древнеегипетского
Бэса:
Крылатая львинотелая фигура толи Сатира, толи Бэса (an Egyptian/Phoenician deity)..
Есть
Медузы Горгоны:
Крылатая конетелая Медуза Горгона сражается со львом, имеющим откровенные параллели на круглых печатях Междуречья и Сирии Perseus kills Medusa, figured here as a female centaur. Detail from an orientalizing relief pithos.Terracotta with stamped and cut decoration,Cycladic artwork, ca. 660 BC. From Thebes, Boeotia Asia,Middle East,Levant,Lebanon,Mount Lebanon (governorate),Jbeil District,Byblos (Phoenicia - archaic)
Museum number: 103307 .
По одной из версий, распространению таких мотивов серьезно поспособствовали финикийские ремесленники, резавшие и гнавшие на продажу всякие гибридные формы, способные заинтересовать, хоть грека, хоть египтянина, хоть кого!
.
Если говорить о внешнем виде сугубо греческих кентавров, то на самом деле древние поэты (что Гомер, живший в VIII веке до н. э., что Гесиод -- VIII-VII века до н. э.), упоминая о кентаврах, не описывают их наружность Если не считать словосочетания "волосатые люди звери". Так что образ кентавров был весьма нестабильным достаточно долгое время.
Terracotta neck-amphora (storage jar)
Greek, Attic, Proto-Attic, second quarter of the 7th century BC
Attributed to the New York Nettos Painter
.
Louvre CA3837 Detail from an Orientalizing polychrome stamnos made in Megara Hyblaea,
660-650 BC. From Selinunte, Sicily
.
Да и в классическое время образ кентавра, безусловно, не был общим для всей Греции: в континентальной ее части кентавров изображали с короткими волосами (плюс лошадиные уши), а в Ионии и Этрурии - с всклокоченными длинными.
Гибель Несса. Аттический лекиф (ок. 500 до н.э.). Континентальная Греция..
Анатолия-Иония. Антропокентавры. Барельеф храма Афины в Ассосе. Анатолия. VI в. до н.э.
(Бостон, Музей изящных искусств). .
Этрусский кентавр. Роспись. South Etruscan, ca. 525-490 BCE. From The Centaur's Smile, #45, p. 221..
Гидрия из Этрурии (Цере, ныне Черветри), но сработанная ионийским мастером.
Лувр.
Последняя четверть 6 века до н.э.
И буквально пара слов про скифских кентавров. Звериный стиль, присущий этой культуре, породил богатохимеричные изображения, сочетающие человеческие черты со многими звериными. В рамках этой традиции кентавры во многом получились достаточно специфичными:
.
Птицеголовые:
1 - золотая обкладка ножен меча из Мельгуновского кургана, VII вв. до н.э.; 2 - золотая обкладка ножен меча из Келермесских курганов, к.1/Ш, VII вв. до н.э.
Канторович А.Р. Истоки и вариации образов грифона и гифоноподобных существ в раннескифском зверином стиле VII-VI вв. до н.э.
.
Львино- и человекоголовые:
Фрагмент обкладки ножен меча из Литого кургана (так называемый Мельгуновский клад). Илл. из книги
Руденко С.И. Древнейшие в мире художественные ковры и ткани из оледенелых курганов Горного Алтая..
И вовсе химерические:
Келермесскии курган М 1, 1903. Эрмитаж.
Интересно, что у этих скифских кентавров имеют место странные "плечевые включения" - толи крылья это, толи странным образом прекрепленная рыба...