Оригинал взят у
ihlara в
Персидское очарование пограничной Ихлары
Кое-что удалось про Ихлару разузнать...
Мои вопросы, казавшиеся три года назад "безответными" , нашли свои ответы! Вы помните Ихлару? Так вот, многое там оказалось совсем не так, как я раньше думала. Наверное, напишу несколько постиков нового ...
Сначала о персидском очаровании... В Византии с Сасанидами воевали долго - примерно, в общей сложности 120 лет. И не только воевали - общались, обменивались чиновниками, пленными и ремесленниками. И хотя персы доходили до Константинополя, а византийцы осаждали персидскую столицу Ктесифон, сама византийско-персидская граница осталась в результате почти прежней, а такие плотные контакты привели ко вполне ожидаемому результату - произошло взаимодействие культур, особенно в пограничных областях, а это, в свою очередь, стало причиной ориентализации военной, да и всей государственной системы Византии. Персидским стало само воспитание элиты - в первую очередь, военной.
Акриты, своеобразные византийские "казаки"-пограничники, воспитывались в русле древней традиции, сформировавшейся в Иране парфянского и сасанидского периодов. Эта традиция восточного "рыцарства" окончательно сложилась в правление династии Сасанидов и нашла отражение в «Аиннаме» - «Книге установлений», а впоследствии и в «Шахнаме» Фирдоуси. Общим в системе восточного «рыцарства» был так называемый «фраханг» у иранцев. Эта система шести «искусств», приличествующих воину: владение копьем, мечом и щитом, вместе и по раздельности, стрельба из лука, выездка и конное поло.
Эта персидская система воспитания воина присутствует и у византийцев. По крайней мере поэт Феодор Продром в пожелании юному императору Алексею II перечисляет именно восточные воинские «искусства». О западноевропейских «рыцарских искусствах» речи нет, несмотря на тесные контакты Византии с Западом в XII в. в правление династии Комнинов .
Из Персии в Византию пришло конное поло - τζινκαστεριον, «цинкастерион», човган - значимый атрибут царского быта Византии заимствованный у Сасанидов из Ирана в IV-VI вв. Именно човган становится любимым состязанием византийской знати и специфической формой подготовки элитной кавалерии, в рамках этой игры отрабатывались коллективные приемы ведения боя. Самые ранние сохранившиеся правила этой «рыцарской» игры зафиксированы именно в Персии при династии Сасанидов.
Сасанидский царь Хосров, герой поэмы азербайджанского поэта и мыслителя Низами Гяндже-Ви (ок. 1141 - ок. 1209) «Хосров и Ширин», тоже любил эту игру:
«Хосров был рад, что здесь об играх не забыли
Хосров сказал Ширин:«Давай-ка погоняем
Коней! Давай-ка в мяч немного поиграем».
И вот бросают мяч и клюшку для царя.
Порхает дивный рот, от радости горя».
Стремян тогда не использовали, и основные навыки, вырабатывающиеся в игре - скорость и маневренность,умение "работать в команде" отступали перед элементарным - удержаться в седле, потому что выпавший из седла немедленно попадал в мясорубку под копыта разгоряченных коней. Из «Кабуснаме» известно, что в XI веке «чоуган» по-прежнему занимал очень важное место в системе воспитания воинов, вот отрывок, в котором с отеческой обеспокоенностью за безопасность даются наставления в этой опасной игре:
«О сын, знай, что восседать на коне и охотиться и играть в чавган - занятие для благородных мужей, особенно в юности... Если ты раза два в год развлечешься игрой в чавган, то это я дозволю. Но только нужно, чтобы было не слишком много всадников, ибо тогда есть опасность несчастья. Всадников должно быть не больше восьми. Ты стой с одного конца майдана, другой на другом конце майдана, а шестеро пусть посреди майдана бьют шар. Если шар прилетит к тебе, ты отбей его и подгони к нему коня, но в толкотню не кидайся, чтобы сохранить себя от беды, а вместе с тем добиться и своей цели. Вот как играют в чавган знатные люди».
Позднее в XII в. великий грузинский поэт Шота Руставели сравнивает искусство игры в конное поло с искусством поэзии:
Испытаньем иноходцу служит дальняя дорога,
Игроку - удар искусный, если мяч рассчитан строго.
Для певца же дело чести - ширь стихов, богатство слога,
он и сам коня осадит, увидав, что речь убога.
В переводе Заболоцкого опущено название ударного орудия этой игры - човгана, клюшки для выбивания мяча. Кстати, все клюшки "Тысячи и одной ночи" несомненно - от конного поло)))
Тяжелая кавалерия Сасанидов, знаменитые катафракты, оказали решающее влияние на развитие тяжёлой кавалерии у Византии, и позже, до появления тюркских кавалеристов в Арабском Халифате, тяжёлая кавалерия арабов также формировалась по образцу сасанидской кавалерии.
Помимо собственно регулярных полков тяжелой кавалерии,
как в раннем, так и позднем периоде, сасанидские шахи располагали личной дружиной - Гвардией Бессмертных - Пуштигбан, в отличие от своих предшественников при Ахеменидах, являвшимися кавалерийским войском.
При таком мощном сасанидском влиянии вполне логично предположить, что и декор храмов, и архитектура не избежали этого влияния. Действительно, церкви буквально оплетены персидскими орнаментами, и в орнаментах встречаются, например, «симарглы».
По материалам замечательного ученого-византиниста Сергея Георгиевича Кашляка.
Кашляк С. Г. Ранневизантийский конный воин.
http://www.rusnauka.com/28_NIOXXI_2008/Istoria/35560.doc.htmКашляк С.Г. Военная система Византийской империи В XI - XII вв. в свете государственных реформ династии Комнинов / С. Г. Кашляк // Веснік Беларускага дзяржаунага універсітэта. Серыя 3: Гіст. Філас. Псіхал. Палітал. Сацыял. Экан. Права. 2003. № 2. С. 11-16.
http://www.rusnauka.com/31_ONBG_2009/Istoria/54692.doc.htmКашляк, С.Г. Византийская пограничная дружина / С. Г. Кашляк // Лістападаўскія сустрэчы - 5. Праблемы старажытнасці і сярэднявечча: Зборнік артыкулаў па матэрыялах Міжнароднай навуковай канферэнцыі ў гонар акадэмікаў М. М. Нікольскага і У. М. Перцава (13-14 лістапада 2003 г., Мінск) / Навук. рэд. В. А. Фядосік і І. А. Еўтухоў. - Мн.: БДУ, 2005. - C. 133-136
http://www.rusnauka.com/7_NND_2009/Istoria/42748.doc.htmОригинал записи и комментарии на
LiveInternet.ru