Первым делом, первым делом - самолеты... Особенно, если это самолеты с почти сто-летней историей, а если они еще и летают!
Авиашоу в канадском Гамильтоне для тех, кто неравнодешен к небу.
Канада не перестает меня удивлять. Проезжая (и не раз) мимо окрестностей Гамильтона по пути на
Ниагарские Водопады, всегда обращал внимание на указатель, призывающий заехать в
Canadian Warplane Heritage Museum (Музей Наследия Канадской Военной Авиации). Все время искал повод, чтобы заехать, да как-то не находил. Пока не увидел рекламу авиашоу, устраиваемого этим самым музеем нынешним летом. Дата была отмечена в календаре, как обязательное к посещению событие.
Оказалось, что такое понятие, как "канадская авиация" - это не повод для улыбок. Пусть с точки зрения самолетостроения Канада и не находится в списке мировых лидеров, но с точки зрения количества известных асов, интереса населения к истории мировой авиации, а также к ее популяризации (слово то какое некрасивое), канадцам, определенно, есть чем гордиться. Чего стоит один этот гамильтоновский музей, заслуживающий искреннего уважения и благодарностей за такой весомый вклад в авиа-дело. Музей является некоммерческой организацией, основной целью которой является нахождение, сохранение и распространение информации об авиации, использовавшейся канадскими вооруженными силами в 20-м веке (преимущественно, в первой его половине). Под крышей музея хранятся более 40 образцов летательных средств прошлого, большинство из которых "на ходу"!
Логически авиашоу можно было разделить на две хронологическо-исторические части. Сначала публике были представлены авиа-образцы первой половины 20-го века, формально - Первой Мировой Войны. После чего на показ в небо взмыли чуть более современные бойцы середины прошлого века, участвовавшие в боях Второй Мировой. Именно по такому принципу я и постарался скомпоновать свой отчет, разбив его на две главы.
Для начала немного об организационных вопросах. Музей расположен на территории международного аэропорта города Гамильтон (провинция Онтарио), что практически на полпути между Торонто и Ниагарскими Водопадами. На данный момент аэропорт не очень загружен, хотя и может принимать крупные современные самолеты. В ближайшие пару лет планируется модернизировать взлетно-посадочные полосы и улучшить инфраструктуру аэропорта, чтобы увеличить его пропускную способность и разгрузить основной международный аэропорт Торонто. Данное авиашоу родилось еще в 1975 году, потом несколько раз закрывалось из-за различных (в том числе и финансовых) споров и недоразумений. Последний раз жители канадщины могли лицезреть это действо аж 10 лет назад, поэтому ажиотаж был достаточно велик.
В нескольких километрах от аэропорта в чистом поле при помощи колышков и ленточек была организована огромная автостоянка. Десятки волонтеров направляли машины на отведенные места, называли номер ряда, чтобы потом можно было найти свой автомобиль. Постоянно курсирующие между автостоянкой и аэропортом автобусы развозили посетителей. Народу было очень много, но претензий к организации шоу не возникало.
01.
Программа шоу была такая насыщенная, что посетить сам музей мне так и не удалось - спешил на летное поле, где уже готовы были к взлету участники праздника, среди которых были не только "питомцы" музея, но и приглашенные гости из различных авиационных сообществ и организаций. Тем не менее, одним глазком я успел заглянуть в ангары с экспонатами, где совсем не пылились, а, наоборот, сияли и блестели самолеты прошлого.
02.
Моя любовь к авиации не случайна - отец служил в ВВС, был инженером по вооружению, умышленно или косвенно подпитывал мой интерес к самолетикам с малых лет. Проживая в военных гарнизонах в непосредственной близости от военных аэродромов, сложно не влюбиться в постоянный рев двигателей. Не будет лишним еще раз поблагодарить своих родителей за это счастливое и полное приключений детство, проведенное в военных городках необъятной родины и такой социалистической, но безумно несоветской Восточной Германии!..
Еще в возрасте 5 лет мы с отцом начали собирать коллекцию
сборных авиамоделей (1:72) чехословацкого и ГДРовского производства. Конечно, поначалу собирал он, а я сидел рядом, как завороженный, помогал разложить инструменты, направлял свет, подавал краски, нюхал растворитель. Чуть потом меня стали привлекать и к покраске и к поклейке. Так или иначе, но за 4 с небольшим года коллекция разрослась до сотни моделей, а потом в течение пары лет и двух грандиозных переездов была безвозвратно побита и утеряна. До сих пор с тоской вспоминаю свою первую и единственно любимую коллекцию...
03.
Кусочек учебного биплана Fleet Finch (model 16) канадского производства, созданного в конце 30-х годов по заказу Королевских Канадских Воздушных Сил. Кстати, он еще использовался военно-морскими силами Португалии!
На летное поле мы прибыли аккурат к началу шоу. Для праздника была выделена одна взлетно-посадочная полоса. Зрители размещались прямо на траве в специально отведенных для них зонах в непосредственной близости от ВВП. Почетным членам Музея и богатеньким Буратинам была предоставлена специальная трибуна с навесом от солнца, которое не скупилось на пронзительно яркие и неудобные для фотосъемки лучи. Остальные зрители размещались прямо на траве или на прихваченных из дома креслах. Заканчивая тему организационных вопросов, упомяну, что в каждой зоне были свои био-туалеты, палатки с едой, водой и центром медицинской помощи. Все по-буржуйски правильно и по социалистически недорого, а то и бесплатно (это я про туалеты и первую медицинскую помощь).
04.
Бетонка (хоть и не асфальт), казалось вот-вот расплавится.
Из динамиков раздавалась праздничная музыка, а также пояснительные речи комментаторов, рассказывающих об истории музея, авиации, летающих и нелетающих экспонатах. Гордой линейкой выстроились будущие участники авиашоу, техники крутились возле машин, пилоты отдыхали в тенечке.
05.
Участники авиапредставления уже готовятся к взлету.
Пока зрители рассредотачивались по зонам, комментатор напоминал о правилах безопасности и поведения на летном поле, угрожая (в шутку ли?) в случае выхода за запретную ленту (в сторону взлетной полосы или рулежной дорожки) огнем на поражение. А в это время в небо уже собирался
Beechcraft D18S Expeditor (Бичкрафт 18), несущий с собой в небо группу спортивных парашютистов гамильтоновского клуба.
06.
Бичкрафт - американский многоцелевой самолет, успевший 32 раза преобразиться в различных модификациях и выпускавшийся рекордно долго, как для самолета с поршневым двигателем внутреннего сгорания - с 1937 по 1970 годы. Достаточно непохожие друг на друга вариации этого самолета зарекомендовали себя как в мирных (пассажирские и транспортные перевозки), так и в военных (бомбардировщик, военный учебный самолет, разведчик) целях в воздушных флотах более, чем четырех десятков стран.
07.
Ну а после парашютного вступления и американских и канадских флагов в небе началась непосредственно летная часть программы. Первым в небо поднялся самолет из глубокого прошлого с непроизносимым названием
Sopwith 1½ Strutter. Английский многоцелевой самолет (он и бомбардировщик и истребитель), выпущенный в 1915 году, был первым британским самолетом, который был оснащен синхронизатором переднего пулемета, что позволяло производить стрельбу прямо через лопасти винта.
08.
По понятным причинам реальных представителей этой модели в воздух уже не поднимешь (их всего в мире осталось 4 экземпляра). Эта детально воссозданная специалистами реплика достаточно удивительна.
Сразу за полуторным Сопвичем в небо взмыл один из лучших британских истребителей времен Первой Мировой
Royal Aircraft Factory SE5a. Данная конкретная машина представляет собой копию самолета, которым в начале 20-го века управлял один из величайших пилотов Британской Империи
Джеймс Томас Байфорд МакКадден (57 сбитых самолетов противника), удостоенный наибольшего количества военных наград и регалий среди военных летчиков того времени, в то числе и высшей военной награды страны - Креста Виктории. Карьера Джеймса достойна учебников - начиная службу в армии в качестве механика, он использовал любую возможность, чтобы совершать полеты в качестве пассажира или бортового стрелка. Со временем он поступил в летную школу и переквалифицировался в пилоты. Благодаря инженерному багажу знаний, Джеймс часто технически дорабатывал свои самолеты, выжимая из них невозможное.
Еще одним пилотом, прославившим этот самолет, был лучший из канадских асов (а таких немало), воевавший за Корону
Уильям (Билли) Эвери Бишоп, сумевший уничтожить 72 авиамашины противника. Билли Бишопу принадлежит один из рекордов воздушных боев - 25 противников за 20 дней!
09.
Многие из лучших асов Антанты налетали немало часов (и насбивали немало немецких фоккеров) именно на таком SE5. Билли Бишоп был одним из лучших асов Антанты и лучшим среди канадцев. Уильям был одержим полётами. Если позволяла погода, он совершал по 5 - 6 вылетов в день, не замечая усталости.
Внезапно оказалось, что два британских самолета не одни в воздушном пространстве. Откуда ни возьмись им на хвост упали два "плохиша" с немецкими крестами на фюзеляжах. Комментатор изобразил искреннее удивление, сообщил о переводе стрелок на 90 с лишним лет назад и предложил лицезреть воздушную битву времен Первой Мировой. Антантовские SE5 и Сопвич против немецких фоккеров.
10.
Немецкие асы заходят в хвост ничего не подозревающим британцам.
Об этих немецких трипланах можно было вообще отдельную статью писать. Одна из наиболее узнаваемых летающих машин тех времен -
Fokker Dr.I - прославилась благодаря великому и никем не превзойденному
Манфреду фон Рихтгофену (80 побед в небе), известному всему миру под именем "Красный Барон". Точная копия самолета Красного Барона возглавила преследование двух пилотов королевских ВВС. 80 сбитых Бароном самолетов - это рекорд для Первой Мировой. Стоит учесть еще, что немецкие правила подсчета побед были строже британских или французских. Для подтверждения и зачисления "победы" требовались доказательства в виде фотографий, обломков фюзеляжа, свидетельств других летчиков или наземных служб. При этом основным отличием от антантовских правил было то, что сбитый самолет не мог быть засчитан одновременно двум (или нескольким) летчикам. Любые претензии на звездочку крестик рассматривались "вышестоящей инстанцией" и победа присуждалась кому-то одному из участвовавших в бою экипажей.
Красный Барон придавал большое значение техническим данным истребителей и в первую очередь скороподъёмности и вертикальной маневренности. "Главное в воздушном бою - вертикальная скорость". В этой формулировке Рихтгофена заключён смысл активной наступательной тактики. Захват высоты, атака с пикирования и снова уход на вертикаль. Так Рихтгофен одержал большинство своих блестящих побед. Только за апрель 1917 года он сбил над Аррасом 21 самолёт противника, а пилоты его эскадры - ещё 68. Недаром англичане называли этот месяц "кровавым Апрелем".
11.
"Красный Барон" демонстрирует чудеса высшего пилотажа, выходя из крутого пике в нескольких метрах над землей.
На втором немецком фоккере летал чуть менее титулованный, но все равно достаточно сильный ас
Пауль Боймер, на счету которого 43 сбитых самолета.
Удостоившись лестного прозвища "Der Eiserne Adler" ( "Железный Орёл" ), Боймер стал одним из немногих пилотов, которым посчастливилось спасти (и не раз) свою жизнь на парашюте. 5 Сентября Боймер одержал очередную победу - сбил двухместный истребитель Бристоль "Файтер", но в следующую минуту стрелок второго Бристоля прошил очередью его машину. Самолёт потерял управление, и Боймеру пришлось воспользоваться парашютом. Приземлился он удачно. Это был один из первых случаев успешного применения парашюта в боевой обстановке...Спустя 2 недели Пауль сбил ещё 3 самолёта в одном бою и вновь был настигнут огнём воздушного стрелка. И опять парашют спас жизнь пилота.
12.
Фоккер висит на хвосте у Сопвича.
Честно говоря, не ожидал увидеть такие пируэты в исполнении этих летающих табуреток. Пилоты висели друг у друга на хвостах, уходили в пике, забирались практически вертикально вверх, пока хватало мощности двигателя, после чего резко ныряли вниз, пытаясь одновременно сбросить противника с хвоста. В итоге "хорошим парням" удалось увязаться за псевдо-Паулем Боймером, и вот уже немец резко теряет высоту. Сбит.
15 Июля 1927 года "Железный Орел испытывал во время авиапоказа в Копенгагене истребитель Rohrbach "Rofix". Внезапно остановился двигатель и самолет рухнул на землю в 2-х км от побережья пролива Эресунн. На этот раз высота была слишком мала для прыжка с парашютом...
13.
"Пауль Боймер" подбит. Хорошие победили плохих.
В этом постановочном воздушном бое 2 на 2 Красный Барон не погиб. Несмотря на то, что немецкий ас был противником Британии в этой войне, он еще был уникальным пилотом, и уважением к нему пропитаны любые упоминания о той войне.
20 Апреля 1918 года Рихтгофен сбил 2 "Сопвича", доведя число своих побед до 80. Но это были последние строки легенды. На следующий день красный Fokker Dr.1 "Красного барона" рухнул на английские окопы. Медицинское освидетельствование показало: единственная пуля попала точно в сердце. Тело Рихтгофена было предано земле со всеми воинскими почестями. Французские и английские лётчики в день похорон Рихтгофена пролетели над его могилой и сбросили венки.
На этом история Первой Мировой Войны в гамильтоновском авиашоу была закрыта. После чего началась аэро-акробатическая часть шоу. На летном поле появился канадский воздушный шоумен
Билл Картер на своем специально сконструированном
Pitts Special S2S. То, что вытворял этот канадский пилот описывать нет смысла, это надо было видеть. Бочки, петли, горки, перевороты, штопоры, пике.
14.
При этом комментатор отметил, что Билл с утра подошел к нему и сказал, что в этот чудесный солнечный денек он хочет порадовать зрителей свои шоу под столь популярную нынче Барбару Стрейзанд. И изо всех динамиков разносилась заводная мелодия, а в небе вырисовались белые кренделя.
15.
16.
Для выполнения некоторых фигур обычной тяги двигателя в 260 лошадиных сил просто не хватает. Для этого пилоту приходилось использовать кинетическую энергию самолета, взбираясь вертикально вверх, насколько позволял двигатель, а потом падая вертикально вниз, развивая необходимую скорость (более 300 км/ч).
17.
Ну а потом вышли специально обученные люди, вынесли специально подготовленные шесты со специально натянутой между ними ленточкой. Эта растяжка находилась не более, чем в 6-7 метрах над поверхностью земли. Билл набирал высоту, по пологой дуге разгонялся, в три приема переворачивая самолет "лапками" вверх, летел параллельно земле и собирался хвостовым оперением перерезать эту ленту. С первого раза ему не удалось выполнить этот трюк - хвост прошел чуть-чуть выше ленты.
18.
Но уже во втором заходе публика восторженно заплодировала - лента была перерезана.
19.
Был еще забавный представитель китайского авиапрома -
Nanchang CJ-6, благородно срисованный с нашего Як-18А. Благодаря невысокой стоимости (что не удивительно, учитывая страну производителя) и хорошим аэродинамическим летным характеристикам, эта машина является очень популярной в кругу как пилотов-непрофессионалов, так и воздушных летчиков-акробатов.
20.
21.
22.
Это была первая часть отчета об авиашоу в Гамильтоне, Онтарио, Канада. Во второй части будет рассказ о летающих реликвиях периода Второй Мировой Войны, а также будет показана изюминка шоу, один из лучших британских бомбардировщиков, отреставрированный, восстановленный и поднятый в небо усилиями работников Музея Наследия Канадской Военной Авиации. В мире осталось всего два экземпляра этого самолета, способных подняться в воздух - один в Англии, второй - здесь, в Гамильтоне...
23.
<<< Штурмовать и истреблять - Авиашоу в Гамильтоне. Часть вторая (мировая). >>> В фонд "Справедливая помощь"