Спасти Дфндр. Село Лабожское Ненецкого АО

Jul 18, 2013 08:51

Оригинал взят у alexey_mochalov в Спасти Дфндр. Село Лабожское Ненецкого АО
Вести с полей: Деф уже в Нарьян-Маре! Вчера ушел с той самой баржей, которую мы так ждали, но не дождались. Уже был нежно сгружен на берег, и припрятан в огороде одного из друзей в ожидании попутного грузовика в сторону Москвы. Неужели сказка подходит к концу? Неужели скоро мы увидим Легенду дома?
За время нашей робинзонады удалось слегка поводить камерой и снять скромный репортаж о небольшом селе, затерянном где-то на Печоре... Приглашаю окунуться совсем в иную жизнь...





Единого облика у села уже давно нет, и какой-то исторической ценности для посещения здесь тоже нет, это вам не Усть-Цильма, куда мы отправимся отсюда дальше, и не городище Пустозерск, расположенное неподалеку. Просто село, просто дома, просто природа, ничего шокирующего. Я долго пытался найти какую-то жемчужину, то, ради чего стоит причалить к берегу, если вы просто путешествуете по Печоре, но так и не смог понять, нашел "фишку" или нет. Для меня теперь Лабожское - это в первую очередь люди, а это, как вы понимаете, уже совсем иные материи...



Два "уазика", один хозяйский, а второй пришлый. Первый живет и трудится годами, второй ссылается на инвалидность и сердечную недостаточность, стоит овощем в огороде, встречает рассветы и закаты, ведет богемный образ жизни. И только одно его оправдывает: за спиной короткая, но богатая на приключения жизнь отмороженного путешественника. Всего 120 тысяч километров, но каких... несколько походов на Кавказ, утопление в горной реке, Урал, Казахстан и Узбекистан, и еще много разных мест и точек на карте... А первый прожил дольше, здоровье у него получше, но что он видел кроме маленького острова посреди великой северной реки... И где бы лежали его ржавые кости, если бы ему было суждено пройти те же маршруты...


С острова на четырех колесах бежать некуда, даже зимой дороги сюда нет, лишь "дикий" зимник, проложенный Треколами и снегоходами. Соответственно, основной транспорт - снегоход или катер, а потому машины здесь служат в качестве локального средства передвижения между домом, магазином, лодкой и хлебопекарней... Все автомобили только полноприводные.


Топливо так же привозное. Запасаться надо всем и заблаговременно, иначе можно встать без горючего или нужной запчасти в межсезонье, во время ледохода, либо ледостава, и останется только одно - лечь на печи и пить горькую с утра до ночи. Ну или смотреть Авто Плюс до посинения.


Основной доход для местного населения - это рыболовство, охота, и собирательство. Основная промысловая рыба - семга. Идет она на нерест только летом и в начале осени, и эта пора год кормит. Печорская семга ценится на рынке дороже норвежской, потому что она естественного, а не кормового вскармливания, к тому же в районе Лабожского она еще жирная, деликатесная. Если я все правильно понял (пусть лабожчане меня поправят если я в чем-то не прав), даже в закупке за 1 кг. семги перекупщики платят 500 рублей.


Мы ее трескали на завтрак, обед, и ужин... вареную картошку, и свежую рыбу. Больше ничего не нужно для счастья. Самый смак, это когда Олег, хозяин гостеприимного дома, достает мороженную рыбу, нарезает ее ломтиками, и она просто тает во рту... а-а-а... держите меня семеро, пора покупать билеты в Нарьян-Мар!!!


А деревня, тем временем, очень старая, современник Пустозерска, основана в середине 16 века. Сам же Пустозерск был заложен как острог воеводами Ивана III в 1499 году и в течение почти трёх веков (до 1780 года) был административным центром Печорского края.



Сей град нам известен в основном благодаря тому, что именно сюда, в тундру, на край земли, был сослан видный деятель старообрядчества протопоп Аввакум и его сподвижники, почитаемые старообрядцами как святые мученики. Аввакум был казнён властями 14 апреля 1682 года путём сожжения в срубе. На этом месте сейчас стоит крест. Кстати, эта казнь послужила катализатором волне старообрядческих самосожжений по всему региону, народ собирался всей деревней, запирались в срубах, и сжигал себя. Одно из таких сел - Скитское, там до сих пор на кладбище стоит старинный памятный крест... Сам же Пустозерск прекратил свое существование в середине XX века, теперь там не осталось даже захудалой деревушки...
На фото ниже - водонапорная башня. Вода забирается прямо из Печоры, и по составу она чище чем та, что приходит из пробуренной скважины...


Как и все окрестные деревни, Лабожское было образовано пустозерами на месте промысловых угодий, в одном из мест, где вели добычу рыбы и зверя. Чтобы каждый раз не возвращаться в городок, а снегоходов и моторок тогда не было, жители ставили себе лабазы - сараи, с возможностью проживания. Название Лабожское, к слову, произошло от слова «лабаз».


Если я правильно опознал место, то в одной из криминальных хроник рассказывается трагическая история, как не совсем трезвый житель Лабожского утонул насмерть вместе со своим УАЗиком в этом крошечном пруду посреди острова...


А на месте этого памятника в свое время стоял дом, и я читал биографические записки людей, которые в нем родились... Все течет, все меняется. Кстати, невзрачная избушка на заднем плане - как я понимаю, старейший дом в Лабожском, построен в XIX веке. Огорожен же мемориал сборным настилом для полевых аэродромов...


"Историческую" часть Лабожского давным-давно смыло рекой, и многие сохранившиеся старые дома были в разные периоды времени перенесены в центр села. Таким образом, нынешняя планировка совершенно не соответствует той, которая была в прошлые века. А вот деревянные тротуары в Лабожском есть, и это приятно





А этот дом, ныне не жилой, стал чуть ли не символом Лабожского, его визитной карточкой. И правда, много ли вы видели таких окошек, в виде звезды? На старых фотографиях он еще красивый, ухоженный, а главное - жилой...


Единственная легковушка на острове - полноприводный ИЖ Ода, тот что с оцинковкой...


Продуктовых магазинов несколько, но основные продукты практически все свои. Здесь, в заполярье, на вечной мерзлоте, народ умудряется выращивать полноценную картошку... это ли не экстремальное земледелие? После этого не говорите, что она в Подмосковье не урождается!


К сожалению, до этого "престольного" праздника мы на острове не усидели...


Очень позабавил баннер на доме Валеры и Анны Христолюбовых, на котором изображено... северное сияние. Оно здесь на небе полгода в году, ан нет, и летом хотят наслаждаться:))


Старушка-Нива с самопальным электроподогревом двигателя


Трекол стоит на консервации до зимы, колеса сняты, и сложены в стопку в гараже, для пущей сохранности. Я был в легком шоке от цены запчастей на Трекол... нам, горожанам, не понять как могут детали стоить в сотнях тысяч рублей на, по сути, обычный УАЗик! Сейчас уже не вспомню конкретные примеры, но теперь я точно знаю, что мне не по карману обслуживать этот автомобиль...


...то ли дело старые-добрые конструкции, сани или телеги содержать, солидолом ступицы смазал, покрышки в сарае новые из старых отыскал, камеры заштопал, и таскай себе за трактором, дешево и сердито...


Бураны, кстати, по прежнему остаются самыми массовыми снегоходами на севере, но потихонечку их подсиживают иномарки. При том, какие иномарки! Я чуть не лопнул от зависти, когда увидел в одном дощатом гараже сразу четыре BRP с моторами, объемом 1200 "кубиков"... Не там живу, не тем дышу, не тем питаюсь, не тем занимаюсь!


Практически все машины на острове на учете в ГАИ не стоят, и дорожными налогами не облагаются. Живых гаишников здесь видели пару раз в жизни, и то никто не понял что это было, ну а дохлый проплывал лишь однажды, в сторону Печорской губы Баренцева моря.
Все снегоходы, напротив, оформлены честь по чести, а уж с лодками и вовсе все серьезно, ГИМС лютует так, что только о них и речь...
Заметьте, у одной Нивы есть левый брызговик, а у второй правый. А знаете почему?
Во-первых, это позволяет отличать одну машину от другой ночью (когда все кошки серы), ведь у автомобилей нет номеров
Во-вторых, по сути их два, и в случае необходимости пройти техосмотр, из одной Нивы в другую перекладывается огнетушитель, аптечка, и перекручивается недостающий брызговик...
Ну и так, хозяйке на заметку: зеленая Нива - летняя и грузовая, у нее есть верхний багажник, и ее просто прятать в кустах при выходе "на дело". Белая же Нива - гоночная, зимняя, у нее есть антикрыло, увеличивающее прижимную силу на заднюю ось, и подобран специальный колор, позволяющий быть незаметным на несвежем снегу, словно голубой песец на охоте...


В один прекрасный день на УАЗе Олега спустило колесо, и мы вспомнили юность, меняли камеру без шиномонтажного станка, монтажками...


Ну а это две лисички-сестрички, шкуркой внутрь, изнанкой наружу... Сушатся. Промокли наверно...


Ассортимент магазина. Скоропортящихся продуктов мало, практически все завозится с юга, из Коми, а не с Нарьян-Мара. Зимой доставляются снегоходами с санями-волокушами, ну а летом катерами. Два снегохода BRP-1200 утаскивают на санях содержимое одной "Буханки", ну или "Таблетки", как кому больше нравится. К тому же, именно снегоходы "верхнего" класса оказываются наиболее жизнеспособны в условиях крайнего севера и езды по кочкарнику тундры из-за своих более прогрессивных рычажных подвесок.


Июля месяц, обеденное время, в Москве стабильные +30, а в Лабожском на термометре чуть выше +12... Вода в Печоре при этом +18. Почему? Река течет с юга, там теплее, плюс Печора сильно обмелела в XX веке из-за хозяйственной деятельности человека (в первую очередь, это вырубка и сплав леса).


Лодки же все сплошь советские, но с серьезным японскими моторами. По печорскому рейтингу, самые надежные - это Honda, на втором месте Yamaha, ну и за ними уже все остальные...


В следующей басне расскажу вам про рыбалку...
Думаю это вообще никому не интересно, так ведь?

познание мира

Previous post Next post
Up