Оригинал взят у
alexey_mochalov в
Волок 2013. Казахстан. Бекет-Ата - ЭлистаВ этом году в интернете очень много Казахстана, критически много, а потому спешу Вас успокоить, это заключительная глава моего рассказа о степном этапе минувшей экспедиции "Волок", которая прокатилась через бывшую союзную республику, а ныне суверенное государство со своим президентом, правительством и правилами дорожного движения...
"Официальный" лагерь экспедиции расположился неподалеку от мечети Бекет-Ата, наверно самого почитаемого места на Мангышлаке. Но у организаторской палатки машин насчитывалось меньше десятка - остальные участники Волока рассеялись по степи, и ночевали кто где, разбив альтернативные лагеря. Часть экспедиционеров предпочла отколоться попросту не успев финишировать засветло, и это понятно - проезжать столь красивые места под покровом ночи и правда преступление. А вторая группа очутилась буквально в километре от нас, но... наверху чинка (обрыва) Устюрта, решив пойти не по легенде, а своим путем. Спуска вниз, понятное дело, в округе не обнаружилось. Но у каждого экипажа "свой" Волок, чем и интересен наш формат путешествия
Наземная часть Бекет-Ата представляет собой современные "административные" постройки, на фотографии можно увидеть беседки для паломников, и здание "трапезных палат", как это назвали бы в православии. Здесь можно попить чаю с печеньем, пообщаться с такими же путешественниками или паломниками, и даже переночевать.
До подземной же, основной части, где и расположен сам пещерный монастырь, где жил и похоронен сам Бекет-Ата, сверху нужно спускаться по извилистой, протяженной лестнице, и это ой как не просто. Так что наш вариант, с лагерем внизу, гораздо более "халявный" и доступный.
"Небо" - расписной купол в "трапезных" палатах
Велотуристы из Саратова. Одного из них пришлось эвакуировать, парень слег то ли с тепловым ударом, то ли с какой-то еще болезнью посреди пустыни. К счастью, машины у нас большие, а народ отзывчивый. Валерий на Discovery III, ветеран нашего проекта, взял на борт потерпевшего и довез до Астрахани. К слову, среди участников Волока много экс-велотуристов, так что все мы одной крови.
Сходить пешком по лестнице все равно стоит. Во-первых, с каждым шагом меняется пейзаж, во-вторых, обращают на себя внимание интересные детали вроде этого колодца или причудливых скульптур животных...
Здесь же чувствуют себя в безопасности и достаточно редкие животные. Самый заметный и распространенный из них - устюртский муфлон (туркменский баран), его, если повезет, можно даже сфотографировать. Это, наверное, единственный вид крупных диких животных, уцелевших на Устюрте в достаточном количестве. Поголовье джейранов и сайгаков сильно поредело благодаря хозяйственной деятельности человека и неуемному охотничьему азарту, мне довелось их видеть всего пару раз, и ни разу не получилось запечатлеть их стремительный бег на камеру. Жили здесь и экзотичные гепарды, теперь же о них напоминают лишь гипсовые статуи. Последнего гепарда здесь видели в 60-х годах XX века...
Пейзажи совершенно неземные, я даже не знаю с чем это все можно сравнить...
Давным-давно, лет пять и более назад, дороги в Бекет-Ата не было, и паломники ехали со всех концов просто по степи. До сих пор кое-где уцелели знаки тех времен. Помнится в 2004 году, чтобы отыскать мечеть, я прицепился к "Буханке" с верующими, и еле поспевал за ними, на столько бодро летел местный водитель off-road-маршрутки.
Участники дружеской экспедиции под руководством Евгения Шаталова рассказали про интересную встречу в пустыне. Повстречался им одинокий путник, инвалид, то ли без одной ноги, то ли без обоих, деталей не знаю. Ветеран афганской войны. Он шел в Бекет-Ата пешком из Байконура, и в пути к этому моменту был уже семь недель...
Воды в пустыне, как известно нет. Но если поискать - немного есть. На обустроенных человеком колодцах собирается несметное количество животных, чаще всего домашних, находящихся в вольном выпасе
Степь в окрестностях Бекет-Ата ровная, мягкая, можно шпарить с весьма серьезной скоростью, чем мы и воспользовались
В мае пыли еще не много, а к концу лета колеи заполнятся мелкодисперсной "мукой", субстанцией, именуемой у спортсменов "феш-феш". Эта гадость подобна воде, перелетает через капот и крышу, просачивается во все, даже самые мельчайшие щели, забивает воздушные и салонные фильтры...
Так что берите с собой побольше запасных, менять придется чуть ли не каждый день
Осевшая на заднем бампере пыль, забившись в щели, заклинила откидной борт у Диско
Так же, интересная особенность Диско - вечно забивающиеся грязью и пылью задние колесные диски. После прохвата по степи, пришлось останавливаться и вычищать килограммы грунта. Полениться не получится - уж больно сильный дисбаланс.
Граница Казахстана и России под Астраханью. По сути, не длинная очередь вылилась в многочасовую пробку, так как в каждой машине едет армия трудовых мигрантов из Средней Азии
Люди они восточные, спешить не привыкли. Сидят на обочине, играют в карты
Кто-то заполняет документы, кто-то перекатывает руками машины, по-видимому экономя топливо
Незадолго до границы с Россией нежданно негаданно появляется вода... Засушливая степь в раз становится единым заливным лугом. А где вода, там и цветение! На дальнем плане краснеют маки
Краски моментально преображаются, Родина встречает красиво!
Чем ближе к дельте Волги, тем очевиднее, что перед мы застали половодье. Местные жители массово ловят рыбу на заливных лугах
А еще через день мы достигли столицы Калмыкии, города Элиста, где задержались буквально на пару часов, чтобы почувствовать разницу. До чего же контрастен переход из Казахстана в Калмыкию через Астрахань, особенно весной!
Продолжение следует!