Оригинал взят у
http://krisandr.livejournal.com/3818.htmlХочется поделиться своими впечатлениями от "знакомства" с Сальвадором Дали.
68 фото под катом плюс текст.
Еще какое то столетие назад Фигерас был неприметным городком, ничем не отличавшимся от других небольших испанских населенных пунктов. 11000 горожан и изредка наезжающие приезжие. Фигерас мог бы остаться таким же до сих пор, не родись в нем Сальвадор Дали, человек, получивший впоследствии всемирную известность и «титул» гения сюрреализма. Можно по разному относиться к его творчеству. Но, то, что он гений, невозможно отрицать после знакомства с его работами.
Предки Дали по отцовской линии были из Льерса - маленького городишки на северо -востоке Испании. В начале 19 века один из льерских Дали переселился в Кадакес, испанскую деревушку, отделенную от всего мира горами. Там родился прадедушка художника Сальвадор и его дед Гал. Все, кто жил в Кадакесе, были с детства «тронуты» трамонтаной - жутким северным ветром, развивающим скорость до 130 км в час, который каждый год по нескольку дней дует с гор, переворачивая машины, вырывая с корнем деревья и вгоняя жителей долины в черную депрессию. Ветер не просто дует, а издает при этом тягучий, постоянный вой, от которого люди сходят с ума. Если происходило убийство, например, мужа женой во время трамонтаны, ее оправдывали.
Когда мы ехали в автобусе в этом районе, было лето, но огромный «мерседес» так раскачивало, что трудно себе представить, что творится зимой.
Дед Галл плохо переносил трамонтану и переехал жить в Фигерас. Но черный ветер настиг его и здесь. Ему было 36 лет, когда он покончил жизнь самоубийством, выйдя на балкон и спрыгнув с него. Паранойя Гала передалась и другим членам его семьи - его сыну Рафаэлю и отчасти самому художнику.
Второй сын Гала выучился на нотариуса и женился на девушке из творческой семьи. 11 мая 1904г. у них родился будущий гений. Родители его баловали, и, чтобы насладиться всеобщим беспокойством за его здоровье, он раскладывал свои какашки по всему дому, а в 8 лет специально писался в постель, чтобы отец купил ему трехколесный красный велосипед. Посторонние люди видели его ранимым, мечтательным, робким ребенком, путающим фантазии и реальность. Отношения с собственной сексуальностью были непростыми у Дали всю жизнь. Он стал единственным художником, кто сделал мастурбацию главной темой своего творчества. Юноша страдал полным набором сексуальных комплексов, начиная от размера своего пениса до страха вступить в связь с женщиной. Мастурбация была единственным способом достижения сексуального удовлетворения всю жизнь. В молодости он был ослепительно красив, нравился девушкам, всегда стильно одет. Талант к живописи проявился у Сальвадора в раннем детстве. К окончанию школы он уже несколько раз успешно выставлял свои картины в Фигерасе и Барселоне. В 1922г. Сальвадор поселился в мадридской Резиденции студентов, передовом студенческом городке Испании. Там он познакомился с Ф.Г.Лоркой, который стал самым близким человеком для Дали. Сальводор познакомился с еще одним великим поэтом, Полем Элюаром. Сексуальный аппетит его жены граничил с нимфоманством. Елена Дьяконова родилась в Казани в семье с небольшим достатком. Росла болезненной, в 1912 г. ее отправили в швейцарский санаторий для лечения туберкулеза. Там она и познакомилась с Полем. Будучи корыстолюбивой, она не упустила возможности выйти за него замуж. Она не любила свое имя и назвалась новым - Гала. Когда Дали познакомился с женой друга, он понял, что она - воплощение его мечты. Лицо Галы трудно было назвать красивым. Длинный нос и близко посаженные глаза делали ее похожей на крысу или хищную птицу.
Но она умела и могла удержать любого мужчину. Все любовники Галы были красавчиками, и она, конечно, сразу обратила внимание на талантливого и привлекательного Дали. Тем более, что финансовые дела Элюаров пошатнулись, и в ее душу вернулись детские страхи нищеты.
Началась великая ссора Дали с семьей. Отец проклял своего сына и вышвырнул его из дома. Несмотря на отцовские проклятья и угрозы, парочка купила себе дом в Порт Льигате и поселились вместе.
А это не картина, а окно, чтобы любоваться видом из него.
А это зеркало на стене Дали разместил так, чтобы любоваться рассветом.
Гала украшала дом букетами бессмертников, чтобы создать уют.
Гала помогла Дали освободиться от сексуальной ущербности. Она не избавила Дали от мастурбации, но значительно облегчила чувство стыда. Гала стала религией Дали, его талисманом и его проклятьем. Они поженились в 1934г. У них не было детей, но Дали был только рад тому, что Гала «стерильна».
С 1935г. они поселились на 8 лет в Америке, которая с восторгом встретила автора «Великого мастурбатора». Мировая слава и богатство были уже за углом. С ростом материального благополучия, Гала все больше приобретала репутацию шлюхи. Она была старше Дали на 10 лет. В какой-то момент Сальвадор был даже уверен, что она от него уйдет. В этот момент он купил ей старинный замок в местечке Пуболь недалеко от Порт Льигата.
Последней большой любовью в жизни Галы был Джефф Фентхольт - исполнитель главной роли в мюзикле - «Иисус Христос-суперзвезда».
Муза Дали умерла в 1982г. в Порт Льигате, но похороненной хотела быть в Пуболе. Но тогда запрещали перевозить тела умерших на большие расстояния во избежание эпидемий. Тогда Дали решил нарушить закон и тайно перевезти тело жены в Пуболь. Тело Галы завернули в одеяло и посадили на заднее сидение этого Кадиллака (с номерами Монако).
А если бы машину остановили, то сказали бы, что она умерла только что. Это могила Галы в замке Пуболь. Дали сделал ее и для себя.
А это стражи могилы.
Жизнь художника становилась все мрачнее. Последние годы жизни он провел под крышей своего музея в Фигерасе. Умер он в 1989г., завещав все свое состояние городу.
Но вернемся в 1960г. На просьбу мера города Фигерас подарить картину муниципальному музею, Дали решает сделать родине более ценный подарок - целый музей. Он объявил, что будущий музей расположится в здании разрушенного городского театра. Дали объяснил свое решение так -«Где же еще, как не в моем городе должны сохраниться самые экстравагантные из моих работ. То, что осталось от театра, кажется мне подходящим по 3 причинам. Во-первых, я театральный художник, во - вторых, он находится напротив церкви, где меня крестили и, наконец, именно здесь были выставлены мои первые работы». Строительство шло 14 лет. Дали стал одним из немногих гениев, чей талант был признан прижизненно и увековечен в музейной экспозиции.
Он планировал создать сюрреалистический лабиринт, в котором каждый посетитель чувствовал бы себя немного сумасшедшим. Замысел удался.
Архитектурные мистификации начинаются уже на 1 этаже музея. Входя в здание, снаружи кажущееся трехэтажным, вы оказываетесь в пятиэтажном строении, так как 1 этаж - разноуровневый. Вторая мистическая часть здания - прозрачный сферический купол, который стал главным элементам строения.
У Дали не было сомнений, что существуют другие миры, что все они находятся на земле, и под своим куполом он создал свой мир сюрреализма. С детства он любил мух. Ловил их, и не мог налюбоваться на их глаза. Он представлял себе, как они видят мир. И свой купол он отождествлял с глазом мухи.
В своем завещании он указал, что по его музею не должны ходить экскурсоводы. Он говорил, что сам не понимает, как объяснить некоторые свои произведения, как может кто - то их комментировать? Он хотел, чтобы сами люди расшифровывали его послания.
Вот, например, одна из величайших иллюзий Сальвадора - «Обнаженная Гала, смотрящая на море». На расстоянии 20м картина «трансформируется» в портрет Авраама Линкольна. Так впервые в изобразительном искусстве применялся цифровой метод.
И, наконец, третья архитектурная мистификация - гигантские «Шалтаи- Болтаи», сидящие на стенах, а точнее украшающие крышу здания. Их белоснежная скорлупа ярко контрастирует с темно - красными стенами с золотистыми вкраплениями из… хлебных булочек - самого любимого фетиша Дали.
Еще считается, что это ампурданские треугольники. Дали говорил - « В том, что все мы, родившиеся и живущие в Ампурдане, абсолютно ненормальны, вина трамонтаны». Кадакес, Пуболь и Фигерас - три места, связанные с жизнью Дали. Если соединить их по прямой, получится треугольник. Все 3 города находятся в долине Ампурдан с изумительной природой и трамонтаной, который кроме сумасшествия способен прибавить человеку энергии и гениальности.
На ступеньках у входа нас встретил, раскину руки, «старина» Ньютон с продырявленной головой.
А чуть выше на пьедестале из автомобильных шин расположился великий живописец Менсонье, которым восхищался Дали.
А вот знаменитая комната - иллюзия, которую Дали слепил с лица кинодивы Мэй Уэст - секс символ Америки 30 годов прошлого столетия.
Сюрреализм в чистом виде - это выход привычных вещей за пределы обыденности. Такой магией владел Сальвадор Дали. Самый яркий такой объект находится в этой комнате - диван в форме губ.
Сатиново - алый диван, очертаниями повторяющий форму губ скандальной звезды Бродвея - Мэй Уэст, появился в 1937г. Дали считал Мэй эротическим памятником эпохи.
В настоящее время он служит украшением частной коллекции.
В партере музея - сад под открытым небом. Здесь стоит любимая инсталляция Сальвадора. «Великая Эсфирь», тянущая за собой троянскую колонну из автошин.
На вершине лодка Галы с каплями из окрашенных презервативов. На ней возлюбленная художника выезжала поохотиться на молодых мужчин.
Центральный элемент композиции - черный «дождливый» кадиллак. Если опустить монетку, на манекенов, сидящих в кадиллаке, прольются «капли дождя». Когда Дали был в Англии, шел дождь, и они с друзьями долго не могли «поймать» такси. Дали сказал, глядя на проезжавших мимо людей в машинах - «Вот бы на них лил дождь, а не на нас».
А это известный каталонский философ Пужольс с телом из оливкового дерева.
Стены партера испещрены иероглифами, а в углублениях оконных проемов расположились символы современности - манекены, притворяющиеся жрецами из древнего Египта, скелеты животных. Прообразом фигур женщин была, конечно, Гала.
Водолаз в скафандре символизирует погружение в подсознание.
Именно он был на Дали, когда художник чуть не задохнулся при проведении опытов. Однажды он должен был читать лекции в Академии живописи в Париже. «Эксцентричность прежде всего» - подумал мэтр и вошел в аудиторию в водолазном костюме, вот в этом самом. Микрофон закрепили внутри шлема, роль конферансье выполняла Гала. Она уходит со сцены, плотно прикрыв за собой дверь, тем самым пережимая трубку, через которую к Дали поступал воздух. Лектора хватило ненадолго. После первых двух фраз, он начал кричать -«Воздуха, воздуха мне!» и препотешно махать руками. Публика ожидала от него чего угодно и закатывалась в приступах смеха. Непонятные мычания Дали тонули в громких аплодисментах, и лишь сильный удар скафандра при падении, который услышала Гала, заставил ее предположить, что все идет не так.
А это «обелиск телевидения» Вольфа Фостеля.Он стоит в одном из углов площади вокруг музея. Это монолит из 14 телевизоров, завершенный женской головой. Дали и Фостель подписали договор об обмене произведениями между своими музеями.
В 1982г. королем Испании Сальвадору Дали был пожалован титул маркиза де Пуболь.
Завещание художника было необычным - он пожелал быть похороненным в театре - музее. Его воля выполнена - среди экспонатов музея есть надгробная плита с простой надписью - Сальвадор Дали - и - Думенек. Маркиз де Дали де Пуболь. 1904-1989г.
Немногие посетители музея знают, что за плитой, расположенной в центральной части выставочного зала, в склепе замуровано тело самого великого мистификатора 20 столетия. Склеп расположен совсем недалеко от женского туалета, куда всегда выстраивается очередь. Любопытный к новостям Дали и после смерти всегда в курсе событий. Ведь женщины так любят поговорить.