Ещё в детстве, посмотрев замечательный фильм “Иван Васильевич меняет профессию”, я неожиданно осознал, что очень многих исторических персонажей мы знаем только по кличкам, а не по фамилиям. Помните диалог Ивана Грозного с милиционером:
- Ваша фамилия?
- Рюриковичи мы!
Я начал копаться в книжках, для забавы выясняя фамилии и русифицируя “отчества” великих людей прошлого.
Так, Александр Македонский оказался Александром Филипповичем Тимеидом. Король Артур - Артуром Утеровичем Пендрагоном. А Иисус Христос, поскольку принадлежал к роду Давида - Иисусом Иосифовичем Давидовым (мы, конечно, понимаем, что исторический иудейский проповедник Йешеми Нацбрт в равной мере не принял бы за своё имя ни “Иисуса Христа”, ни “Джизес Крайста”, ни “Иисуса Иосифовича”). Ну, и так далее.
И вот сейчас, при чтении очередного нового перевода шекспировского “Гамлета”, мне пришла мысль, а каковы ФИО Гамлета? На первый взгляд ответ очевиден. Если верить Шекспиру, отца Гамлета также звали Гамлетом. А все короли Дании, с 6-го по конец 9-го века относились к династии Скьольдунгов. Получается Гамлет Гамлетович Скьольдунг. Но просмотрев список датских королей до середины, я, к своему удивлению, не обнаружил ни младшего, ни старшего Гамлета. Что за притча?
Пришлось обратиться к первоисточнику. В древние саги Снорри Стурлусона я не полез, удовлетворившись Саксоном Грамматиком, его третьей книгой “Деяний Данов”. И вот что выяснилось.
При датском короле VII века Хрёрике Метателе Колец (он же Рёрик, он же Рюрик (привет Ивану Васильевичу!)) жил феодал Горвендил, прославшийся силой и мужеством. Его слава вызвала зависть норвежского короля Коллера, и тот вызвал его на поединок. Они условились, что к победителю перейдут все богатства побеждённого. Поединок закончился победой Горвендила, который убил Коллера и получил все его достояние. Тогда датский король Рёрик отдал в жёны Горвендилу свою дочь Геруту. От этого брака родился Амлет.
У Горвендила был брат, Фенгон, который завидовал его удачам и питал к нему тайную вражду. Они оба совместно правили Ютландией. Фенгон стал опасаться, что Горвендил воспользуется расположением короля Рерика и приберёт к рукам власть над всей Ютландией. Фенгон решил избавиться от возможного соперника. Во время одного пира он открыто напал на Горвендила и убил его в присутствии всех придворных. В оправдание убийства он заявил, что будто бы защищал честь Геруты, оскорблённой своим мужем. Владычество над Ютландией перешло к Фенгону, который женился на Геруте.
Амлет был в тот момент ещё очень юн. Однако Фенгон опасался, что, став взрослым, Амлет отомстит ему за смерть отца. Юноша был умён и хитёр. Для того чтобы отвести от себя всякие подозрения в тайных намерениях против Фенгона, Амлет решил притвориться сумасшедшим.
Не буду пересказывать всю историю. В конце концов Амлет вернулся в Ютландию и, однажды приняв участие в пиршестве, напоил всех присутствующих. После чего поджёг дворец, и в огне сгорел Фенгон и его приближённые. Амлет становится главой Ютландии и правит с женой, которая была достойной и верной супругой. После её смерти Амлет женился на шотландской королеве Гермтруде, которая была ему неверна и покинула своего супруга в беде. Когда после Рерика королем Дании стал Виглет, он не пожелал мириться с независимым поведением Амлета, который являлся его вассалом, и убил его в битве.
Итак, в итоге наш Гамлет Гамлетович оказался Амлетом Горвендиловичем. А вот фамилии у него нет, поскольку фамилии в те времена были только у королей и остальным не полагались. А ни принцем, ни королём Гамлет не был.
В заключение два слова о Шекспире. Вопреки расхожему мнению, Шекспир Саксона Грамматика не читал. Шекспир творчески переработал пьесу своего старшего современника Томаса Кида. Первое упоминание о ней относится к 1589 году, когда Томас Нэш иронически отозвался о «куче Гамлетов, рассыпающих пригоршнями трагические монологи». Своего же Гамлета Шекспир написал в 1600-1601 гг. Впрочем, вероятнее всего и Томас Кид не читал Саксона Грамматика, а пользовался “Трагическими историями” Франсуа Бельфоре, который включил туда значительно переработанную историю Гамлета. Впрочем, всё вышесказанное ни в коей мере не умаляет ни гениальности Шекспира, ни значения его “Гамлета”.