Акунин Борис. Между Азией и Европой. История Российского государства. От Ивана III до Бориса Годунова. - М.: Издательство АСТ, 2016. - 384 с.
Моё впечатление:
Долгожданный 3-ий том «Истории Российского государства» Бориса Акунина. Вот уж действительно, книга (как и предыдущие два тома) - must read! Очень проясняет видение отечественной истории. История, конечно, наука, но в России она идеологизирована сверх всякой меры. Кроме имперского «наклона» Карамзина и сталинско-советских мифологем, собственно, ничего и нет. Они и сидят в головах людей. Труд Акунина - великолепная попытка показать становление России, не опираясь на имперскую апологетику, без идеологических мифов. Разумный взгляд человека 21 века, во всеоружии современного исторического знания. Профессиональные историки морщат нос: «Акунин не обладает историческим методом». А Карамзин им владел? Я уж не говорю о Тите Ливии, Плутархе, Светонии, Таците и т.д. И, в конце концов, все пути открыты. Ждём от профессиональных историков, в совершенстве владеющих «историческим методом», их «Историю». Да и Акунин не отменяет Карамзина, а мирно сосуществует с ним на книжной полке.
Очень интересна глава «Казачество и освоение Сибири». Параграф «Походы Ермака». У меня в голове была такая схема: Отряд казаков под предводительством Ермака перевалил через Уральские горы, разбил в битве сибирского хана Кучума. Казаки Ермака покорили татар и местное население, далее получили признание и войсковое подкрепление от Ивана Грозного, основали остроги - зародыши будущих городов.
Акунин даёт немного другую картину. После единственного крупного сражения под Кашлыком, татары изменили тактику войны - теперь они нападали по-партизански. Сначала был убит Ермак, затем от голода умерла большая часть стрельцов (присланных Иваном Грозным) и их командир - князь Болховский. Остатки казаков покинули Кашлык и ушли назад, за Урал. Так закончился поход Ермака.
А настоящее завоевание-освоение Сибири началось при Годунове. Старый хан Кучум ещё долго сопротивлялся. Но годуновское правительство повело себя умно: сдавшихся татар принимало с почётом и щедро одаривало. Предлагали почётные условия и Кучуму, но он, старый и больной, предпочёл уйти в казахские степи, где и затерялся. Какой сюжет для романа! :-)
Руднев Вадим. Новая модель времени. - М.: Гносис, 2015 - 288 с.
Моё впечатление:
Загадка природы времени издавна беспокоила пытливый человеческий ум, провоцируя его на самые дикие фантазии и сложные заблуждения. Всё, что можно сказать рационального о времени, говорит наука, физика, остальное - не более чем рефлексии о чувственном восприятии человеком времени, т.е. в лучшем случае - вдохновенная поэзо-психо-философия, в худшем - наукообразная мистика. Или просто досужие вымыслы.
И вот нас порадовал своим сочинением о времени В. Руднев - известный российский семантик, семиотик, лингвист, психолог и т.д., всегда отличающийся, как бы помягче, чрезвычайной оригинальностью ума.
Книга состоит из двух частей, и в первой автор знакомит читателя со своей моделью «гипервремени», разбирая фильм «Малхолланд драйв»! Во второй части он больше упирает на «Бриллиантовую руку». Что ж, автор честно написал в предисловии: «Иногда я сам переставал понимать, что пишу». Но книга чрезвычайно интересная, не оторваться! Приведу некоторые вырванные из контекста фразы и дефиниции.
«Что такое новая модель времени?
1. Мифологическая модель времени. Время это просто круг. Объект ноль. Такая модель времени сохраняется всегда. В этом смысле мы всегда будем продолжать жить в мифологическом времени. Мифологическое время - это МЕГАЛОМАНИЧЕСКОЕ ВРЕМЯ. Оно соответствует бреду величия, это самозабвения смысла, здесь господствует экстраективная идентификация Я со всем миром. Галлюцинирующая Галлюцинация это и есть миф.
2. Эсхатологическое время тоже было всегда, хотя оно и началось с Грехопадения. Его можно назвать парадигмой Августина. Здесь время выстраивается в Луч Творения, это объект ноль второго порядка. Здесь формируются точки полифуркации. ЭТО ВРЕМЯ БРЕДА ВОЗДЕЙСТВИЯ.
3. Энтропийное время. Парадигма Рейхенбаха. Течение времени совпадает со вторым законом термодинамики. ЭТО ВРЕМЯ ПРЕСЛЕДОВАНИЯ. Человека преследует его смерть, функция второго начала термодинамики.
4. Парадигма Джона Уильяма Дана, многомерное время - ВРЕМЯ ОТНОШЕНИЯ.
5. Полифоническое время, или гипервремя, является дизюнктивным синтезом мифологического, эсхатологического, энтропийного и многомерного времени. Гипервремя имеет форму четырёхмерной сферы. Это время гиперреальности симулякров. Время синтеза индивидуального и коллективного бессознательного, где не будет ни шизофрении, ни других болезней, это время коллективного тела искусственного интеллекта. В определённом смысле это вообще не время - это вечность» Конец цитаты.
И это далеко не всё! Руднев различает ещё аксиологическое время, деонтическое, эпистемическое, алетическое время и другие. Сразу видно, автор напряжённо думал и глубоко проник в суть времени! :-)
И ещё раз скажу, что книга страшно интересная, читается на одном дыхании, но для must read категорически не рекомендую, поскольку для некоторых впечатлительных и восторженных умов она может послужить поводом для самых нелепых заблуждений и заразить их ложными вредоносными идеями.
В завершение, поделюсь двумя вкусными кусками из этой книги. Даже если никто не прочитает, сам получу удовольствие!
Начало главы «Фаллос и крест»:
«Как связаны фаллос и крест? Они связаны следующим образом. …Распятие это не только то, что завещано Христу, но и другим богам. Христос и другие боги это, в сущности одно и то же. Все они существуют вне времени. Почему это так? Боги живут под влиянием времени людей. Боги питаются тем жиром, который вытапливают из домашних животных и приносят в жертву. Для того, чтобы зажечь жертвенный костёр, нужны, конечно, не зажигалки и не спички, нужны факелы. Факелы это такие странные объекты, тем не менее, это всё символ фаллоса, одного из важнейших объектов в жизни человека, начиная с самого раннего детства, а также в истории человеческих отношений, культуре, науке, искусстве и философии - и, соответственно, самым важным словом в языке (даже если оно реально не произносится)…». Конец цитаты.
Даже боюсь предположить, что скажет христианин об этой интерпретации! :-)
А вот заключительный параграф книги. Автор ещё раз, вдогонку, пытается объяснить понятие гипервремени:
«…Уровня перехода один просто не существует. Даже если человек просто съел кусочек колбасы, это всё равно уровень перехода ноль. Но, когда он съел кусочек колбасы, возникла новая проблема. Теперь необходимо выпить рюмку водки. Гипервремя сжимается до размеров этой рюмки и одновременно раздувается от желания СуперИд. Оно становится точкой и бесконечным кругом или даже псевдосферой. Вот ещё одна особенность гипервремени: оно одновременно крошечное и ноль-мерное, его одновременно нет и оно бесконечно и всесильно». Конец книги.
По-моему, прекрасно! :-)
Эко Умберто. Искусство и красота в средневековой эстетике. - М.: АСТ: CORPUS, 2014 - 352 с.
Аннотация издательства:
Одна из главных сфер научной деятельности Умберто Эко - медиевистика, и в этой книге Эко знакомит неспециалистов с работами крупнейших мыслителей Средневековья - таких как Фома Аквинский, св. Бонавентура, Дунс Скот и Уильям Оккам, - занимавшихся проблемами эстетики. Что такое красота? Из чего она складывается - в природе, в искусстве, в Боге, в человеке? Существует ли красота истинная, объективная, независимая от созерцателя? Поиск ответов на эти вопросы в Средние века позволяет глубже понять наше собственное чувство прекрасного и по-новому оценить разнообразные проявления красоты в окружающем нас мире.
Моё впечатление:
Полез в интернет за картинкой обложки, и выяснил, что эта работа Эко издавалась в 2003 году! Так что включать её в список книг 2015 года я не должен. Но в выходных данных книги значок охраны прав 2014 года и ни слова о переиздании! В любом случае, для меня это книга 2015 года. Чистый волюнтаризм. Книга прекрасно написана, глубокий анализ, интереснейший фактаж. Ну, откуда ещё можно было узнать о том, что Бонавентура считал, что красота (pulchrum) возникает как сияние там, где встречаются три основные универсалии бытия: unum - единое, verum - истинное и bonum - благое. Средневековый ум - он такой средневековый ум! :-)
В общем, на мой взгляд, лучшая книга по средневековой эстетике, причём как бы имплицитно протягивающая руку современному постмодерну. Не знаю, как более ясно сформулировать. К этой книге я ещё вернусь.
Пейглс Э. Доктрина шока. Для чего была написана самая загадочная книга Библии. - М.: Эксмо, 2014. - 240 с.
Моё впечатление:
Элейн Пейглс, она же Пейджелс - умница и красавица, профессор Принстонского университета, специалист по раннему христианству, исследователь библиотеки Наг-Хаммади. Входит под номером 40 в список «100 гениев современности». На русском выходила её книга «Гностические евангелия». Новая книга посвящена Апокалипсису - Откровению Иоанна Богослова. Как всегда у Пейджелс - великолепное изложение, безупречный научный подход, ясная логика, глубокое знание предмета.
В общем, кто хочет узнать о тексте Апокалипсиса достоверные, научные сведения, а не поповские сказки, лучшей книги не найти.