В Узбекистане внимательно следят за тем, во что превращают страну украинские политики. Не нужно забывать, что ещё со времён бывшего Союза республики тесно связаны друг с другом экономическими и просто дружескими отношениями. А потому не касаясь сугубо внутренних украинских дел Узбекистан отслеживает то, что происходит на Украине и принимает превентивные меры по нейтрализации негативных последствий украинской политики для Узбекистана.
Прежде всего, Узбекистан сделал серьёзные выводы из традиционной практики уничтожения гражданских самолётов над территорией Украины средствами ПВО этого государства.
Так, в субботу 11 августа 1979 года в 13 часов 35 минут в небе в районе Днепродзержинска ракетными ударами на высоте в 8400 метров были сбиты белорусский и узбекский самолёты Ту-134 Все находившиеся на борту люди - 178 человек погибли.
Вряд ли эта катастрофа была случайной. Возможно, целью украинских ПВО был пролетавший здесь же, часом раньше, самолёт с Леонидом Ильичом Брежневым, возвращавшимся из Крыма. Но вероятнее всего, залп украинских ПВО был произведен с целью физического уничтожения узбекской футбольной команды - Пахтакор, в составе которой в то время были 3 молодых игрока Сборной СССР (Фёдоров, Ан, Хадзипанагис). Вместе с командой погиб её второй тренер - Идгай Тазетдинов. Главный же тренер Пахтакора Олег Базилевич, бывший игрок киевского Динамо,остался жив, поскольку накануне вылета в Минск, неожиданно отказался от полёта.
Всё дело в том, что Пахтакор был единственной тогда командой, не проигрывающей киевскому Динамо ни на своём, ни на чужом поле. Так что логично предположить, что пуск ракет произошёл преднамеренно с целью расправы над постоянным "обидчиком" лучшей украинской команды.
Об этом говорит и то, что пилоты узбекского борта, который потерял хвостовое оперение, часть правого крыла и один из двигателей, пытались совершить аварийную посадку, но на высоте четыре с лишним километра авиалайнер был добит, потерял управление и, перейдя в пике, около 13:38 врезался в землю.
Тяжёлая авиакатастрофа, произошла 4 октября 2001 года. Над Чёрным морем потерпел катастрофу Ту-154М авиакомпании «Сибирь», выполнявший рейс SBI1812 по маршруту Тель-Авив - Новосибирск. Все 66 пассажиров и 12 членов экипажа погибли. Согласно заключению Межгосударственного авиационного комитета (МАК), самолёт якобы непреднамеренно сбила украинская зенитная ракета С-200, запущенная в рамках проводившихся на Крымском полуострове военных учений.
Полет осуществлялся на высоте 11100 метров в пределах международной воздушной трассы Б-145, на которую не распространялись какие-либо ограничения, в том числе временные, действовавшие на период проведения учений вооруженных сил противовоздушной обороны Украины.
В 9:45 UTC (13:45 по московскому времени) магнитофон СКЦ АУВД «Стрела» зафиксировал звуковой сигнал, соответствующий выходу экипажа на внешнюю связь, сопровождавшийся эмоциональным криком. В дальнейшем в течение 45 секунд было зафиксировано ещё несколько сигналов от нажатия членами экипажа кнопки бортовой УКВ-радиостанции с последующими шумами и криками членов экипажа (в том числе фраза «…куда попала(о)…»), свидетельствующими о внезапном возникновении на борту воздушного судна аварийной ситуации. Практически одновременно было отмечено исчезновение метки самолета с экранов радара. Самолёт в это время находился на высоте 11000 метров, примерно в 200 километрах юго-западнее города Сочи. В это же время экипажем находящегося в том же районе самолёта Ан-24 авиакомпании Armavia было доложено о зафиксированной вспышке над ним.
Координаты примерного места падения самолёта были определены 42°11′ с. ш. 37°37′ в.д. (G) (O), что примерно в 280 километрах от Новороссийска.
О том, что самолёт был сбит ракетой ПВО стало известно из заявления представителей администрации США. Полученная от экспертов ЦРУ информация свидетельствовала о проводимых над акваторией Чёрного моря запусках ракет, в том числе совпадавших со временем катастрофы самолета.
После широкого обнародования информации об учениях представители Минобороны Украины, сначала утверждавшие, что учения не состоялись, подтвердили факт проведения украинскими военными учебных стрельб в Крыму на мысе Опук, испытывавших в присутствии делегаций 7 государств наземные зенитно-ракетные комплексы С-200, С-300, С-125, комплексы Бук, Куб, а также зенитно-ракетные комплексы «Оса», на украинских кораблях - фрегате «Сагайдачный» и корвете «Луцк». В общей сложности по целям было выпущено 23 ракеты.
И наконец, третья катострофа гражданского самолёта на территории Украины. Утром 18 июля 2014 года Национальное бюро по расследованию авиационных происшествий и инцидентов с гражданскими воздушными судами Украины разослало сообщение, согласно которому 17 июля, около 16.20 по местному времени, Боинг-777-200 с регистрационным номером, принадлежащий Malaysia Airlines, пропал с экранов радаров к западу от путевой точки TAMAK. Государственное предприятие обслуживания воздушного движения Украины сообщило Национальному бюро о потере связи с экипажем самолёта. Был получен сигнал аварийного радиобуя и определено его примерное положение.
16 июля 2014 года Boeing 777 авиакомпании Malaysia Airlines б/н 9M-MRD выполнил ежедневный рейс MH17 Амстердам - Куала-Лумпур. Полёт до границы с Украиной проходил на эшелоне 310 (9448 м), далее на эшелоне 330 (10000 м). Этот эшелон, включая высоту в 10 километров, на котором шёл разбившийся Boeing, над территорией Украины был открыт для международных транзитных рейсов. По сведениям авиакомпании, связь с самолётом пропала в 14:15 GMT, примерно в 50 км от украинско-российской границы.
По данным же портала Flightradar24, самолёт прекратил передачу ADS-B над Снежным (последние переданные координаты - 48.0403° с. ш. 38.7728° в. д. (G) (O)) после 13:21:28 UTC (17:21:28 MSK, 16:21:28 по местному времени) на эшелоне 33 тысячи футов (чуть выше 10 км). Российскую границу лайнер должен был пересечь примерно в 17:25 по московскому времени[33]. Авиалайнер перед крушением сигнал тревоги не подавал. Конец записи бортовых самописцев зафиксирован в 13.20:03 UTC. Непосредственно перед этим экипаж получил от диспетчера команду взять курс вправо на точку RND, но не успел её подтвердить и выполнить.
Впоследствии останки самолёта обнаружили горящими на земле на территории Украины. Самолёт упал в районе села Грабово (неподалеку от города Торез). Обломки самолёта обнаружены на территории, превышающей 15 км². Зона поисковых работ составляет более 34 км², в неё входят населённые пункты Московское, Рассыпное, Грабово, Стрюково и Грабовское водохранилище, на востоке Донецкой области, на границе с Луганской. Погибло 286 человек.
Согласно заявлениям разведки США, сделанным сразу же после катастрофы, малайзийский лайнер был сбит ракетой «земля-воздух». То есть фактически, средствами ПВО.
17 июля, в день катастрофы, российскими средствами радиотехнического контроля была зафиксирована работа украинской РЛС «Купол» батареи «Бук-М1», дислоцированной в районе населённого пункта Стыла (30 км южнее Донецка). Технические особенности комплекса «Бук-М1» позволяют осуществлять обмен информацией о воздушных целях между батареями одного дивизиона - «таким образом, пуск ракет также мог быть осуществлён со всех батарей, дислоцированных в населённом пункте Авдеевка (8 км севернее Донецка) или Грузско-Зорянское (25 км восточнее Донецка).
Средствами объективного контроля в момент катастрофы рядом с «Боингом», на одном эшелоне с ним, был зафиксирован украинский самолёт (предположительно, Су-25), набиравший высоту в направлении «Боинга»: «Был зафиксирован набор высоты самолётом ВВС Украины, его удаление от малайзийского „Боинга“ составила от 3 до 5 км», Су-25 по своим характеристикам способен кратковременно достигать высоты 10 км, на его вооружении стоят ракеты класса «воздух-воздух» Р-60, которые могут захватывать и поражать цели на расстоянии до 12 км и гарантированно на дальности до 5 км.
Такого рода неприятная информация, полностью разрушившая авторитет Украины в части безопасности, предоставляемых ею воздушных коридоров для гражданского воздушного сообщения, не могла не быть принята во внимание узбекской Гражданской авиацией.
Поэтому Узбекистан сразу отказался от полётов над территорией Украины и начал последовательно выстраивать новые воздушные направления, минуя опасную территорию Украины.
Национальная авиакомпания (НАК) Узбекистана с 31 октября начинает полеты по маршруту Ташкент-Рига-Ташкент. Согласно зимнему расписанию рейс Ташкент-Рига-Ташкент будет выполняться каждую пятницу. Вылет из Ташкента 18-40, прибытие в Ригу 21-10. Вылет из Риги в Ташкент 23-50, прибытие в Ташкент в субботу в 07-45. Здесь важно то, что прилетая в Ригу пассажиры сразу оказываются в визовой зоне Шенгена и без риска для жизни могут продолжить своё дальнейшее путешествие по Европе.
Кроме того, еженедельно по воскресеньям продолжают осуществляться перелеты по маршруту Ташкент - Рига - Нью-Йорк - Рига - Ташкент.
К услугам пассажиров этих направлений - комфортабельные самолеты Боинг-767,