Идут сообщения о выходе Узбекистана из ЕврАзЭС. Но о причинах никто ничего не знает. Отсюда масса домыслов - это и Андижан, и снятие санкций ЕС, и кризис, и Обама, и вода, и энергетика. Словом «смешались в кучу кони, люди и залпы тысячи орудий (российских СМИ) слились в протяжный вой».
Но всё это далеко от истины.
Далеко потому, что обыватели не владеют логикой вопроса, его историей.
А история такова: в начале 90-х не было на территории бывшего Союза руководителя республики, более приверженного идее сохранения единого экономического пространства, чем нынешний Президент Узбекистана. Это реальный факт. И он держался за эту идею до последнего.
А в это время Москва раз за разом демонстрировала свою некомпетентность и недееспособность, как в политическом, так и экономическом руководстве. В начале 90-х в Каракалпакстане кое-кто под влиянием Москвы неожиданно решает присоединиться к России. Для чего такое решение поддерживалось Москвой неясно, поскольку намного проще и реальнее был бы процесс присоединения всего Узбекистана к России. Все предпосылки для этого были. Но Москва явно не владела политической ситуацией и действовала в Узбекистане по какому-то, продиктованному «международными экспертами», штампу, следы которого и сейчас наблюдаются в Абхазии, Осетии, Приднестровье.
Эту проблему пришлось решать быстро, эффективно, и без эксцессов. В обществе это решение прошло незамеченным. Но в памяти причастных, оно осталось.
В начале 90-х из Москвы в Узбекистан залетели технологии банановых революций с их молодёжной «оппозицией» и горячим желанием «побузить». И тут, как и в Прибалтике ломались копья, шли митинги и погромы по поводу возрождения национального языка, признания гомосексуализма, защиты прав человека, вступления в НАТО, присоединения к Европе и т.п. При этом горели дома, десятки раз менялись названия улиц и т.п. И с этим беспределом, ради спокойствия граждан, пришлось бороться. Вопрос решили просто. Всех студентов младших курсов отправили учиться домой к мамам и папам. Для этого в каждом областном центре открыли новые ВУЗы. А папам и мамам, через махаллинские комитеты (органы общественного самоуправления) было настоятельно рекомендовано выдрать своих чад розгами по мягкому месту.
Проблема была решена. Но в памяти осталась.
Но самое страшное было впереди. Правительство Егора Гайдара, действовавшее по плану и под непосредственным руководством Мирового банка (Нью-Йорк) сначала скромно сообщило, что через два дня объявит о том, что облигации государственного займа впредь недействительны. Их в Узбекистане было на 6 млрд. рублей - больше половины годового государственного бюджета страны. И опять за это решение Москвы ответственность перед людьми должен был нести Узбекистан.
И эту проблему решили. И в памяти это осталось.
Затем последовали и вовсе дикие ужимки и прыжки гайдаровских последователей Мирового банка. Узбекистан уже успешно решал инфляционную проблему путём изъятия излишней денежной массы при продаже государственного имущества. Но в этот момент, без каких-либо предупреждений Москва принимает решение об отпуске цен. Рушится не просто денежная система, рушится вся экономика. Идёт гиперинфляция. Россия печатает новые купюры. Узбекистан ведёт переговоры о том, чтобы остаться в рублёвом пространстве и получает заверения, что так оно и будет. Для этого мол, нужно привести законодательство в соответствие. Время идёт. Вся денежная наличность «рванула» в Узбекистан и, обменяв бумагу на товары, буквально смела всё с полок магазинов.
После этого Москва заявила об условиях обмена старых рублей на новые. Во-первых, обменяем по курсу 1 к 3, а во-вторых, везите в Москву весь ваш золотой запас, а то, мол, свой мы уже полностью разворовали, и нашим уважаемым березовским, ходорковским, гусинским и т.п. не хватает для покупки вилл на тёплых пляжах. Издевательство словом, и потрясающее экономическое невежество делом.
И эту проблему в Узбекистане решили. Но больше с ельцинскими (читай американскими) мальчиками не общались. Да и зачем?
Проблему решили. Просто стали общаться с американцами напрямую без российских желторотых и до крайности неумных посредников. Вступили в ГУУАМ, ради общения с маститыми руководителями ещё, помнившими, что можно управлять и американцами, а не просто заглядывать им в рот. Собралась компания Алиев, Шеварднадзе, Кучма … Эти люди были не против России. Они были против амбициозных мальчиков, тщательно вылизывавших зады новым хозяевам в Нью-Йорке и Вашингтоне.
А затем ветераны ушли. И на их место пришли, те же самые цветные (банановые) мальчики. Вот и вышел Узбекистан из этой некрасивой компании. Нынешние дела в Грузии и на Украине сами за себя говорят о том, что решение было правильным.
Тяжко развивались дела в СНГ. С одной стороны нужно было общаться. Но и здесь во главу угла ставились политические проблемы. Только Узбекистан чётко говорил: давайте заниматься экономикой. А об этом никто в России думать не хотел. Тут главное было доказать, кто в СНГ главнее и какие органы нужно придумать, чтобы всем этим управлять. По существу в те времена речь на саммитах СНГ каждый раз сводилась к креслам. Ну а уж если всё дело было в том, чтобы держаться за кресла, узбекские экономисты долго вынашивали идею не послать ли на какой-нибудь очередной саммит СНГ комплект курпачей (матрацы для сидения за дастарханом - столом накрытым восточными яствами) для того, чтобы не за что было держаться и все наконец занялись бы экономикой. А лидер Узбекистана уже тогда говорил о регионализации.
Наконец и этот вопрос был решён созданием ЕврАзЭС.
И вот теперь Узбекистан решил выйти из этой организации. В чём дело? Ларчик открывается просто. У нас складывается впечатление, Москва опять идёт на поводу у американцев и западных экспертов. Это в особенности проявилось в период кризиса. Вновь Москва дублирует рецепты и решения, подготовленные на Нью-Йоркско-Вашингтонской кухне. А они, как показала жизнь, каждый раз наносят прямой ущерб экономике Узбекистана. И нет нужды их обсуждать, коль скоро они скопированы на Западе. Проще самим их копировать из первоисточника. Зачем читать на кириллице, когда всё это можно найти в оригинале на английском языке? Для этого ЕврАзЭС не нужен.
Узбекистан в условиях надвигающегося кризиса традиционно не оглядывается на американские
антикризисные модели, в основе которых лежит перекачка государственных резервов банкам, с тем, чтобы последние сумели поддержать реальный сектор экономики. Многие государства уже пошли таким путём. Итог уже виден. Деньги разворовывают, не доводя до реального сектора экономики и, также как в начале 90-х, спокойно перекачивают за рубеж. Узбекистан и здесь смотрит на проблему под другим углом. Если задача состоит в том, чтобы поддержать реальный сектор, то это можно делать не через банки, а через стимулирование спроса, дав деньги населению. Поэтому пару недель назад принято решение о повышении зарплаты работникам государственной сферы и одновременно эту же акцию рекомендовано провести частным структурам. Такого рода рекомендация по существу носят обязательный характер, поскольку государство поднимает планку минимальной заработной платы, на которую "завязаны" налоговые и прочие экономические инструменты. Это весьма ненавязчиво, во избежание потерь и убытков, заставляет частника добровольно выполнять рекомендацию. А с банками всё просто. Если есть спрос, растут продажи и производство и, следовательно, банки чувствуют себя комфортно. Тем более что это логичный путь. Этим конечно антикризисные меры не ограничиваются, но суть идеи в поддержке производственной сферы остаётся. Естественно, что реализуя собственную антикризисную модель, Узбекистан вынужден приостановить на время свое участие в антикризисных проектах иного толка, проводимых в рамках ЕврАзЭС.
Особая благодарность фотохудожнику "Clancyloox" -
http://clancyloox.livejournal.com