«Кто в лес? Кто по дрова?», или Особенности средневекового правоприменения

Sep 07, 2021 12:35


Если вы король, в историю вам попасть довольно просто. Гораздо сложнее туда не попасть. Если вам повезло родиться наследным принцем или, например, удалось добыть зубчатый головной убор в кровавом бою, уж будьте уверены - историки вас куда надо запишут, документы периода вашей царствования перелопатят, гипотез навыдвигают и будут с удовольствием делиться друг с другом своими соображениями насчет вашей деятельности/ вашего бездействия. Ну и что? Кто вас знать-то будет, кроме тех историков? Где бурная любовь/ненависть народных масс? Где популярная литература с вашей физиономией на обложках? Где, наконец, статьи на популярных интернет-ресурсах типа «Топ-10 самых любвеобильных/нудных/завистливых/воинственных/жадных/толстых/стильных/отвратительных/мимимишных (нужное подчеркнуть) королей средневековья»? Где, я вас внимательно спрашиваю, исторические фильмы и сериалы с Питером О’ Тулом или Джонатаном Рис-Майерсом в роли вас? Вот то-то и оно. Чтобы стать популярным среди населения, одного королевского статуса недостаточно. Тут надо приложить некоторые усилия.



Можно, например, жениться шесть раз. Тогда всем станет интересно а) нафига вам это было нужно, б) куда вы девали потерявших свежесть и актуальность жен. Детей еще можно неправильно воспитывать. Тогда велик шанс, что идиотскими поступками прославятся дети - и вы с ними заодно. Но это все довольно хлипкие основания, результат непредсказуем. Есть два верных способа остаться в памяти народной: а) война (несколько), б) реформы (масштабные). Дворцовый переворот и убийство какого-нибудь известного и с исторической точки зрения значимого гражданина тоже сойдет. Но война и реформы лучше всего работают на повышение узнаваемости королевского бренда, вот прямо рекомендую. Повоюйте, пореформируйте что-нибудь - трудно, что ли? - и вам в учебниках истории целый параграф посвятят. А то и два. Сразу респект и уважуха. Ну, и на фоне всего этого неудачно жениться, конечно, не забывайте: поводы для сплетен и горячих обсуждений сами себя не подбросят.

Английский король Генрих II Плантагенет честно наработал и на большую статью в Википедии, и на параграф в учебнике «История зарубежного государства и права». Тут тебе и попытки устаканивания взаимоотношений светской власти с церковью, и судебная реформа, и контрактная армия вместо призывной. Тут и законотворчество, и причудливые пути исполнения законов, и креатив в оценке приведенных доказательств и в назначении наказания. Например, об исполнении лесных законов во времена Генриха читаешь, как поэму какую-то. Или остросюжетный роман. Хотя, казалось бы, что тут поэтичного и остросюжетного? Принцип там был простой: поступать в полном соответствии со знаменитой русской поговоркой: «Закон - что дышло: куда повернул, туда и вышло». Вот прямо классический пример для иллюстрации этой поговорки.



Генрих. Изображение из Википедии

Есть, например, лес в Англии. Деревья там всякие, дубы, желуди под ногами хрустят. Трепетная лань весело скачет, кабан бежит, грозно похрюкивая. Змея по своим делам ползет в неизвестном направлении. Ручеек журчит. Робин Гуд за кустом притаился. А, нет, с этим я поспешила: надо еще правления Ричарда Львиной Сердце дождаться, а у нас его папа на повестке дня. Робин Гуда из списка лесных достопримечательностей пока вычеркиваем. Но птички поют, этого не отнять. Грибы-ягоды растут. Красота, да и только.

Войти в такой красивый лес и бесплатно воспользоваться его дарами не всякий может. Потому что лес принадлежит короне. И дары - они кому надо дары, а не тебе, нищеброд праздношатающийся. Шериф тебе живо отвыкнет на королевское имущество покушаться с корзинкой и топором. И все же охотники (в прямом и переносном смысле) находились. То дичь какую подстрелят, то валежника от души насобирают, то деревья порубят в товарных количествах если совсем отмороженные. Жить-то надо. Есть-то желательно каждый день, да и в доме не очень уютно без центральногоотопления. Вот и ходили граждане в лес за добычей, а потом делали невинные лица, когда представители власти их ловили и пытались впаять штраф. Так и жили, участвуя в веселых догонялках и соревнованиях по спортивному ориентированию в лесу: подданные гонялись за оленями, королевские представители гонялись за подданными. А чуть поодаль, как сказал по этому поводу поэт Некрасов, раздавался топор дровосека, и королевские представители с матом бежали туда наводить порядок.

Однажды король Генрих решил облегчить жизнь своему населению. Уже страшно, понимаю. Как раз началась война, что в те времена было довольно обычным явлением, но народу от этого нифига не легче. Поэтому король велел открыть свои леса и рыбные пруды для всякого, кто пожелает там охотиться и рыбачить. Сегодня, говорит, у нас акция и аттракцион неслыханной щедрости. Короче, все в сад в лес и на пруды. Ни в чем себе не отказывайте за мой счет. Народ и ломанулся, на ходу хватая силки, удочки, луки и другие подручные средства. То ли люди в те далекие времена были более открытые и доверчивые, чем, например, в шестнадцатом веке, то ли их просто еще не шибануло как следует королевской милостью по башке и по карману, а только никто не усмотрел в королевской акции никакой подлянки.

И очень зря. Потому что, малость разобравшись с войной, Генрих велел своим юстициариям разыскать тех, кто воспользовался его любезным разрешением, и вломить им в денежном эквиваленте так, чтобы всю жизнь на выплату штрафа работали. Причем не надо зацикливаться на крестьянах, какой от них прок? Рыцари, бароны, священники высшего ранга и иные состоятельные товарищи тоже иной раз не дураки по королевским лесам побегать с пользой для себя. С них и возьмем денег на наши королевские нужды. Впрочем, крестьян тоже запишите: пять старушек крестьян - рупь.

Главный юстициарий Ричард Люси чуть гусиным пером не подавился, которым как раз в зубах ковырял. Говорит: государь, у вас на войне случайно травмы головы не было? Будет, если введем предлагаемые вами меры. Просто тут такое дело, что вы сами разрешили вашими лесами и прудами пользоваться. И драть за это штрафы совсем некомильфо.

Генрих говорит: я разрешил? Ну, знаете, мало ли чего я там разрешил. Я иногда такую пургу несу, что сам удивляюсь. А вас та жуткая история с Томасом Бекетом могла бы научить не кидаться сразу исполнять мои устные указания, а потребовать с меня письменный приказ с печатью и подписью главбуха. Что? Письма мои по этому вопросу имеются? Ну, что сказать…Бывает так, что сначала любовнице письмо напишешь, расчувствуешься - и сразу после этого юстициарию писать начинаешь. Романтические мысли еще из головы не выветрились, вот и… А даже если бы я и приказал. Тогда у нас что было? Война. А сейчас? Мир. Тогда мы положение людям облегчили, а теперь пришла пора выдоить их по полной за это самое облегчение. Так что вводим уголовную ответственность за прошлые делишки несознательного населения. Кто сказал: «Закон обратной силы не имеет»? Ты поумничай еще у меня! Живо палача вызову на сверхурочную работу. Закон, может, обратной силы и не имеет, а мое слово имеет. Так что деньги на бочку.



Печать Генриха. Изображение из Википедии

В общем, содрали штрафы со всех причастных.

Выражение «Когда бы знали вы, какою кровью далась нам вся эта халява» придумал, если не ошибаюсь, Владимир Вишневский в конце двадцатого века. Но уж очень хорошо она подходит для описания ощущений подданных Генриха II.

Особенно прикольная деталь: конским штрафам были подвергнуты жители Йоркшира, которые вот буквально только что бились на северных рубежах с шотландцами, и если бы не они, то я не знаю, что было бы с Англией. А король, чтобы два раза не вставать, тут же многим из них еще и административку за мятеж вчинил - с дополнительными денежными взысканиями, ясное дело. Правда, главарей мятежников простили и вернули имущество - они ж элита, понимать надо! Выплачивал требуемое простой народ, которому никуда не деваться с этой подводной лодки.

Позже король опубликовал Лесную ассизу - указ, касающийся порядка пользования королевскими лесами. Например, те, кому участок леса передан во владение, могли рубить деревья для собственных нужд, но обязательно под хмурым взглядом королевского лесника - чтоб чего лишнего не нарубили. Все вырубки должны были тщательно фиксироваться, а соответствующие налоги начислялись, исходя из этих данных. С защитой окружающей среды тоже заморочились: для сохранения растительного покрова и поголовья дичи создали комиссию из двенадцати рыцарей. Рыцари-экологи должны были нещадно навалять тому, кто нагло уничтожал флору и фауну королевских лесов. Да, и нечего в лес таскаться с луком, стрелами и собаками. Что значит - ты на утреннюю пробежку по лесным дорожкам? Лук и свору собак дома оставь, тогда и бегай. А то устроят тебе легкую атлетику, не обрадуешься.

«Преступления против лесного закона делились на четыре категории: отстрел дичи в королевских лесных угодьях, переданных в частное владение как благородными господами ради охоты, так и крестьянами для пропитания; вырубка леса на строительный материал и дрова; сведение лесов для обработки земли в тех местах, где растущее население нуждалось в дополнительных участках под посевы; и выпас в лесу скота, свиней и овец без разрешения, ибо это сокращало запасы пищи для королевской дичи.»

Отрывок из книги: Джон Тейт Эплби. «Династия Плантагенетов. Генрих II. Величайший монарх эпохи Крестовых походов». Apple Books.

Штрафов за нарушение лесных законов, сказал король, больше не будет. Ура! - осторожно закричали подданные, уже наученные горьким опытом и ожидающие продолжения фразы. Продолжение не заставило себя ждать. Мне, сказал король, надоело за вами с постановлениями о взыскании штрафов бегать. Хватит. Теперь того, кто попался на вышеуказанных преступлениях, будем ослеплять и… как бы сказать-то помягче? А то я, алгоритмами Яндекс.Дзена битая напуганная, теперь лишнее слово произнести боюсь. Пожалуй, оставлю здесь ссылочку на одну статью - для ясности. В общем, после применения этой меры человек в лес-то ходить мог, а вот продолжить род - нет. Причем предполагалось, что закон касается в первую очередь простолюдинов. Их не жалко.

Но надо сказать, что в судебной практике в ближайший год после обнародования указа подобных наказаний зафиксировано не было, хотя людей винтили за нарушение лесных законов только в путь. Просто членовредительство обычно денег в бюджет не приносит, а вот штрафы - совсем наоборот. Так что король и его верные юстициарии по умолчанию решили: ну их нафиг, эти новомодные изуверства, лучше теплых, ламповых, выгодных штрафов ничего нет. Казна сама себя не наполнит.

Мораль: халява в чистом виде если и случается, то крайне редко, особенно на государственном уровне. Так что будьте бдительны, переходите дорогу в положенном месте, вовремя подавайте налоговую декларацию, берегите лес от пожара и по возможности не попадайтесь на глаза леснику. Мало ли что.

король, XII век, Англия, людикаклюди, деньги

Previous post Next post
Up