Ограбление по-тюдоровски, или Деньги, святость и настоящая дружба мужская

May 04, 2020 09:54


Сегодня, дорогие товарищи, у нас на повестке дня финансовый вопрос. Вот представьте - вам очень нужны деньги. Где вы их возьмете? Найдете подработку, займете у знакомых, возьмете кредит в банке или, не дай Бог, в микрокредитной организации. Криминальные способы мы здесь не рассматриваем, потому что решительно осуждаем подобные методы решения финансовых проблем и, строго следуя заветам Остапа Ибрагимовича, чтим уголовный кодекс.



К. Массейс. Меняла с женой. Изображение из Википедии



Другое дело, если вы случайно король эпохи Средневековья или Возрождения и вам тоже нужны деньги - на крестовый поход там, на войну или просто хочется жить красиво. Тогда ваши возможности, конечно, пошире. Вы тоже можете взять кредит - например, у генуэзских банкиров или каких других представителей итальянских кредитных организаций. Или не итальянских, вроде тамплиеров. Иногда приходится, но ведь берешь чужие и на время, а отдавать свои (да еще с процентами) и навсегда не очень хочется - в этом короли мало чем отличаются от простых смертных. Под масштабный проект «Крестовый поход» можно попытаться привлечь инвестиции от Святого престола и часть прикарманить на свои личные нужды. Но это смотря какой папа римский попадется: если прижимистый и не рисковый по складу характера, то не даст ни черта, боясь не получить своих заслуженных дивидендов, когда вы вместе с конями и рыцарями помрете посреди пустыни, ничего не достигнув в смысле воинской славы и финансовой прибыли. Правда, если верить романам Мориса Дрюона, некоторые умудрялись получать от папы деньги за то, чтобы в поход не ходить.



Ж. Фуке. Въезд крестоносцев в Константинополь. Изображение из Википедии

Еще можно самому инвестировать в интересный проект - отправить, например, какого-нибудь упертого мореплавателя на поиск новых земель, а потом, когда найдет, грузить обнаруженные на новых землях сокровища на корабли и домой себе возить. Но есть риск, что ничего не найдет, а, наоборот, сгинет вместе со всем транспортом и оснащением, оплаченным вашими деньгами. Так что не всем такой способ подходит.

Надежнее всего выглядит другой способ. Если вы король, то у вас наверняка есть население, состоящее из самых разных слоев. А уголовного кодекса пока нет, так что чтить нечего. В этом случае вы с целью пополнения казны можете смело грабить свое население, не опасаясь привлечения по статье 161 УК РФ. Какие-то законы, конечно, есть, но вы же король. Только не забудьте а) так усилить свои позиции, чтобы у обобранных вами не было соблазна вас свергнуть, б) назвать ограбление каким-нибудь красивым словом и связать его с какой-нибудь правильной, желательно святой, идеей. Тогда никто не подкопается.

Кого именно грабить - это вы решаете сами. Можно с народа попроще драть непосильные налоги. Можно аристократа какого побогаче объявить изменником и конфисковать все его имущество в пользу казны. Можно внедрить беневоленции. Говорите: дорогие родители подданные, ваши пожертвования в фонд школы казну - дело абсолютно добровольное, никто вас не принуждает их вносить. А потом как можно чаще ласково заглядываете в глаза и вкрадчиво интересуетесь: а вы уже сделали свой абсолютно добровольный взнос? Как нет? Вы, наверное, не успели. Но ничего, мы подождем аж до послезавтра, ведь теперь ничто не помешает вам абсолютно добровольно перечислить указанную нами сумму на наши общие нужды. Кстати, если кто-то думал, что вышеописанное называется безобразие или как-то еще похуже, то вот нет - это беневоленции.

С церковниками вот связываться не рекомендуется: их крышует сам папа римский, и обычно они очень негативно относятся к попыткам светской власти что-то с них поиметь. Но если папу не боитесь, то можно попытаться.

Особо креативные короли могут попробовать вытрясти что-нибудь даже из покойника, мотивируя это тем, что усопший не соблюдал законы, введенные через четыреста лет после его смерти. Генрих VIII по фамилии Тюдор был, безусловно, креативным королем.

Началась вся эта удивительная история в двенадцатом веке, то есть когда о тех Тюдорах никто и слыхом не слыхивал. Зато все знали о восшедшей на престол Англии Анжуйской династии с историческим погонялом Плантагенеты. В комментарии призываются ревнители чистоты русского языка, а я готова понести справедливое порицание за жаргонное слово «погоняло». Но ничего не поделаешь, очень уж хотелось написать его применительно к Плантагенетам. Прямо руки чесались.

Первым представителем этой династии был Генрих II, сын императрицы Матильды (дочери английского короля Генриха I), муж Алиеноры Аквитанской и счастливый папаша будущих королей Ричарда Львиное Сердце и Иоанна Безземельного, не говоря уже об остальных сыновьях и дочерях. Под конец жизни Генрих отчетливо понял, что многое упустил в воспитании отпрысков. «Это же не дети, это что-то нечеловеческое! Почему у французского короля дети как дети, а у меня охламоны какие-то, кого ни возьми?» - каждый раз думал король, когда ему доставляли вести об очередном мятеже любимых сЫночек, предпринятом ими против родителя.



Генрих II. Изображение с сайта diletant.media

С любовью на стороне у Генриха все было стабильно, а вот с любовью в браке как-то не очень. Когда ты на каждом шагу заводишь любовниц и при этом пытаешься в одну харю распоряжаться имуществом своей жены, а она за это против тебя интригует и детей на бунт настраивает, а ты ее за это держишь под арестом и хочешь развестись, но имущества жалко - это, наверное, какая-то не совсем счастливая семейная жизнь.

С друзьями Генриху везло примерно так же, как с браком и детьми. Так сказать, «мне известна давно Настоящая дружба мужская», ага. Это «везение» наглядно продемонстрировано в истории с королевским закадычным дружком и сподвижником Томасом Бекетом.

Томас Бекет - это был такой придворный карьерист, верный королю и не без способностей. Происходил из богатой купеческой семьи, активно делал церковную карьеру, образование получал в Париже и Болонье. Дослужился сначала до помощника архиепископа Кентерберийского, а потом - до канцлера Генриха II. Достигнув такого высокого положения, из кожи вон лез, чтобы королю угодить, причем всегда был с ним на одной волне. То есть король, не веря своим глазам, осознал, что получил не только верного слугу, но еще и друга и единомышленника. Назначил Бекета воспитателем своего наследника, Генриха Молодого, чтобы, значит, тот правильные ценности ему в голову вложил. Доверял своему другу дипломатические миссии и командование военными операциями. И даже когда король конфликтовал с бекетовским шефом, архиепископом Кентерберийским, на предмет взимания в казну налогов с церковного имущества, Бекет всегда становился на сторону короля, даром что сам слуга церкви. Типа, да не переживай, Ген, щас мы этих церковников нагнем, будет тебе и налог, и все тридцать три удовольствия. И вообще Бекет совсем не походил на церковнослужителя: аскетизмом не страдал, привычек, свойственных богачам, не бросал. Одевался по моде, транспорт на сайте госзакупок себе заказывал всегда самый лучший - коня с роскошной упряжью и с мигалкой. Роскошь и удобство чрезвычайно ценил. Королевский канцлер все-таки, понимать надо. Скромный в быту король относился к такому образу жизни своего канцлера с пониманием - все-таки общее дело делали. Хрен с ним, пусть носит сутану от-кутюр, у всех свои недостатки, где я еще такого умного и верного человека найду.

Тут надо сказать, что Генрих II всю жизнь активно укреплял свою власть. Согласно учебникам истории за 5-7 класс, каждый приличный король должен укреплять свою власть. Если не укрепляешь, вообще в эти учебники фиг попадешь. А если и попадешь, то только в качестве отрицательного примера слабого правителя, на которого ни в коем случае не надо равняться.

Так вот, Генрих был как раз из тех, кто попал в учебники в качестве сильного правителя, все время укреплявшего свою монаршую власть. А как ее качественно укрепишь, когда у тебя в стране целый пласт населения, который подчиняется не тебе, а папе римскому? Чуть что - ты кто такой? Король? А пошел ты, король, у меня свой начальник. И к порядку их не призовешь, и денег с них не получишь. Поэтому, сидя теплыми вечерами на крылечке дворца, Генрих любил помечтать, как сделает своего дружбана Томаса архиепископом Кентерберийским и как они вместе построят коммунизм государство с сильной королевской властью, пооотбирав у церкви ее привилегии и присвоив эти привилегии себе. Это будет такая жизнь, такая жизнь, братцы!..



Генрих II и Томас Бекет. Миниатюра из хроники. Изображение из Википедии

Пропихнуть Томаса на должность архиепископа Кентерберийского (то есть на высший церковный пост в Англии) удалось после кончины его босса. Довольный Генрих уже предвкушал великие дела, как вдруг заметил, что Бекет кардинально переменился. «Шибануло вашего святого отца!» Во-первых, посреди полного здоровья он стал аскетом, враз избавившись от дорогостоящих мантий, коней и мигалок. Во-вторых, резко встал в оппозицию действующей светской власти. Недвусмысленно давал понять, что подчиняться королю не намерен, потому что король властен только над светскими делами, а он, Бекет, над делами церковными, то есть на территории Англии как минимум равен королю. А то и повыше, потому что делами божественного ранга ведает, не чета некоторым приземленным товарищам с их мирской суетой. Да, кстати, вот заявление об увольнении по собственному желанию с поста канцлера. А по всем вопросам церковного характера, дорогой король, запишитесь на прием в следующую среду. Рассмотрим, но положительного решения не обещаю.

Такое стремительное переобувание Томаса Бекета в прыжке, конечно, дало пищу для фантазии немалого количества романистов. Самое мое любимое объяснение следующее. Бекет был гражданином нетрадиционной сексуальной ориентации, положил глаз на короля, а когда понял, что его надежды бесперспективны, решил отомстить другу за женитьбу и батальон левых баб. И отомстил прямо на государственном уровне. Не всякий так сумеет. Версия - огонь! Будь я сериальным сценаристом, я бы взяла ее за основу и такой сюжет закрутила…

Хотя нет, нагло вру. У меня бы получился сериал типа «Виктории» - правильные и скучные персонажи, поступки которых в основном объясняются политическими мотивами и простыми человеческими представлениями о собственной пользе. А вот всякая там месть, Страшные Тайны, ураган страстей - над этим мне лишь бы поржать. Нет, в любом случае не вышло бы из меня приличного сценариста.

Продолжение здесь

криминал, XII век, XVI век, скандалы, король, Англия, деньги, католическая церковь

Previous post Next post
Up