Трейлер норвежского фильма "Королевское "нет". Моисей и Аарон стреляют вживую, поэтому с немалым нетерпением жду появления полной версии
- "А ну встать по стойке смирно, когда с вами говорит офицер кригсмарине!" - но на последнем слове грозной тирады юношеский баритон свежеиспеченного оберфенриха цур зее Блюхера, однофамильца генерала и крейсера, предательски дал-таки петуха. - "Арончик, мне кажется, молодой человек нахал и невежда" - не спеша достав прокуренную трубочку проговорил в ответ седоусый флаг- или какой-то ещё там мейстер. Звания нижних чинов карликового норвежского флота выветрились из головы вчерашнего кадета сразу же после экзамена. - "Ай-вэй, Мойша," - проговорил второй флагмейстер, глянув на золоченого орла, пришитого к необмятому кителю фенриха. Орел так и лучился гордостью, словно только что снес свастику, причем сразу в венке - "мне кажется, что молодой человек, к тому же, ещё и немножечко антисемит". - "Немедленно пропустите к королю, старые хрычи! ...унтерменши! А не то ..." - но вот закончить фенрих цур зее не успел. В свете тусклой лампочки, висевшей у караулки, блеснули шевроны за выслугу лет, панцирем покрывавшие рукава аккуратного мундира. Время вдруг странно замедлилось и вьюноша даже успел скосить глаза и увидеть цифры "1894" на фалангах пальцев флагмейстера, плавно увеличивающихся в размерах. А потом перед его глазами выросли какие-то ослепительно красные цветы с крупными мясистыми листьями и рассыпались миллионами серебристых шестиконечных звездочек. - "Еще хрычами обозвал" - проговорил Моисей, глядя на слабо трепыхающегося в натекшей от талого снега лужи долговязого фенриха - "мы с тобой, Арончик, первый четвертак на службе разменяли, когда этого шлемазла еще и в проекте не было".
[Необходимое пояснение по предыдущему тексту для тех, кто не в курсе деталей немецкого вторжения в Норвегию :)] Речь идет о гибели немецкого тяжелого крейсера "Блюхер" в проливе Дрёбак при попытке прорыва к Осло. Для крейсера это был первый поход, причем команда полностью не прошла положенный курс подготовки, в том числе, обучение борьбе за живучесть. 280-мм орудия, установленные на Главной батарее крепости Оскарсборг, имели имена собственные: Аарон, Иисус и Моисей. По "Блюхеру" вели огонь Аарон с Моисеем, для расчета Иисуса комендант крепости полковник Биргер Эриксен не успел набрать людей.
Примерно так в художественной обработке можно изложить попытку прорыва к Осло эскадры адмирала Кумеца в ходе "учений на Везере", прошедших в апреле года 7448 от Сотворения мира или 1940 года от Рождества Христова. Вечером 8 апреля с таможенного поста у входа в Осло-фьорд заметили несколько больших кораблей, без огней идущих на север. На всякий случай, маяки и береговые навигационные огни немедленно погасили, а навстречу неизвестным направился дежуривший в море сторожевик "Пол III", дежуривший между островами Болерне и Рауёй. Стояла тихая и туманная погода, временами начинался дождь с мокрым снегом. Около 23.00 со сторожевика заметили несколько больших кораблей, о чем его командир, капитан-лейтенант Лейф Вельдинг-Олсен, немедленно уведомил командование. Получив приказ выяснить их национальную принадлежность, "Пол III" подошёл ближе. Но его заметили немцы и адмирал Кумец приказал миноносцу "Альбатрос" заткнуть надоедливого норвежца. В 23.06 "Пол III" положил снаряд из баковой трёхдюймовки по носу "Альбатроса", который в ответ обрушил на него шквал огня. Первый же выстрел сбил стеньгу с антенной, загорелась изрешечённая огнём зенитных автоматов надстройка. Но сторожевик успел выпустить одну белую и две красные ракеты, - сигнал о нападении, - замеченный на береговой батарее "Рауёй". К четверти двенадцати все было кончено: подняв норвежцев со шлюпки, "Альбатрос" отправился догонять ушедшие вперёд корабли, а горящий "Пол III" скрылся в тумане. В общем, немцы вполне обоснованно посчитали, что потопили сторожевик.
Однако, это был не конец истории вчерашнего китобоя, а лишь эпизод в его долгой жизни. На утро для выяснения обстановки из Тонсберга вышел сторожевик "Фрам" (Fram). На свое счастье немцев он не нашел, но зато с него увидели дрейфующий "Пол III". Ночной дождь потушил пожар, а на совесть построенный корпус повреждений не получил. В тот же день китобой "Скид II" привел "Пол III" на буксире в Тонсберг, где 10 апреля его и захватили немцы вместе с другими кораблями норвежского флота.
История "Пол III" уходит корнями в начало 1920-х годов, когда Мельсомы из Ларвика - почтенные хозяева парусных судов - решили сменить направление семейного дела и перейти к промыслу китов в антарктических водах, для чего создали китобойную компанию "Глобус". "Правильные" киты - гренландский и японский в традиционных районах лова закончились, а для промысла южного гладкого кита требовались береговые базы. Однако редкие острова в омывающих Антарктиду водах были уже поделены между китобоями, а конкурентов в тех водах не жаловали. Обрезка гарпунных линей, бочка масла, вылитая на тушу загарпуненного гиганта, были вполне обычным делом. Законом был океан, а прокурорским надзором и приемом жалоб населения занимались косатки. И Мельсомы задумались о переработке китов в открытом море.
"Лансинг" - первая китобойная база "Мельсом и Мельсом"
Однако береговая переработка была куда доходнее: вытащенный на берег кит полностью шел в дело, а вот на судне никак нельзя было полностью переработать тушу - она должна была сохранять плавучесть. Вдобавок проводить разделку можно было только в тихую погоду, бывшей большой редкостью в антарктических водах. Все изменилось с изобретением норвежским капитаном П. Сёрле наклонного слипа, по которому кита можно было втащить на палубу.
Полосатик на разделочной палубе
Мельсомы первыми поняли все преимущества новинки. Уже в 1925 году принадлежащая им китобойная база "Лансинг", переделанная из грузового парохода, вместе с двумя паровыми китобоями отправилась на пелагический промысел в море Росса. Помимо кормового слипа "Лансинг" получил систему подогрева танков для китового жира. В них постоянно поддерживалась температура свыше 65 градусов Цельсия, что позволяла хранить его в жидком виде.
Акция китобойной компании "Полярис", украшенная многочисленными штампами переоценки
Однако старые китобойцы не подходили для суровых антарктических вод. Для охоты на шустрых китов-полосатиков требовались быстроходные и маневренные суда. Вдобавок, в бурном Южном океане китобои могли рассчитывать только на себя, поэтому корпуса и механизмы должны были быть особо прочными и надежными. Уже в апреле 1925 года для компании "Глобус" Механический завод Аккерс из Осло построил три паровых китобоя "Глоб I-III" (Globe I-III), рассчитанных для работы в Антарктике. И дела пошли, расширяясь Мельсомы создали в 1925 еще одно акционерное общество - китобойную компанию "Полярис". По образцу очень удачных китобоев серии "Глоб I-III" для новой компании заказали четыре китобоя, получивших названия "Пол I-IV" (Pol I-IV). В строй они вошли в июне-июле 1926 года. Первые три китобоя построил "Аккерс", а Пол IV - механический завод "Нюландс" из Осло.
"Пол III" в лучшие годы
Дедвейт "Пол III" составлял 214 т, длина между перпендикулярами 33,8 м, ширина 6,9 м, осадка 3,9 м. Трехцилиндровая паровая машина тройного расширения мощностью 137 индикаторных л.с. (постройки завода "Аккерс") сообщала судну скорость 11,9 узлов. Пар для нее вырабатывал трехтопочный цилиндрический котел (длиной 4,1 м и диаметром 3,4 м) с угольным отоплением, давление пара 13,6 атм.
"Пол III" (ближний) в Хобарте у борта китобойной базы "Нильсен-Алонсо", 1929 год
В первое плавание новая флотилия ушла к Антарктиде из Ларвика осенью 1926 года и с тех пор китобойцы компаний "Глобус" и "Полярис" ежегодно совершали кругосветные плавания. Исключение составили 1931-1933 годы, когда китобойные флотилии по всему миру встали на прикол. Мировой экономических кризис привел к обвальному падению спроса на китовый жир, шедший на изготовление смазочных масел. До начала войны все по заведенному распорядку, а вот осенью 1939 года "Пол III", готовившегося к очередному антарктическому плаванию, мобилизовали вместе с командой.
"Пол III" на военной службе, зима 1939-40 годов
Взамен гарпунной пушки на баке установили старую трехдюймовку, на надстройке появились шкворни для пары 6,5-мм пулеметов "Кольт", а сам корабль перекрасили в шаровой цвет. Вместе с другими мобилизованными китобойцами "Пол III", базируясь на Хортен, нес дозорную службу у входа в Осло-фьорд.
Бой с "Альбатросом" по мнению современного художника. Корабли действительно столкнулись, причем усиленный форштевень "Пол III" проделал дыру в надводном борту миноносца. Двое норвежцев умудрились перескочить на палубу немца
14 апреля "Пол III" вошел в состав кригмарине как сторожевой корабль № 5 "Самоа" и его отвели в Осло на ремонт, а в июне он прошел докование в Хортене. Год спустя сторожевик перевели на север в состав 61 сторожевой флотилии в Будё. Назывался он теперь патрульным кораблем V-6105. 5 октября его опять переименовали в сторожевой корабль NH-05, а 15 мая 1944 г. под названием V-6501 его включили в состав 65 сторожевой флотилии в Хаммерфесте. 10 мая 1945 г. он, счастливо избежав встречи с минами и "Бофайтерами" Берегового командования, сдался англичанам в Тромсё. Некоторое время его использовали как тральщик, а в 1947 году флот продал его Хенрику Эриксену из Молёй.
Лейф Вельдин Олсен
На следующий год тот перепродал бывшего китобоя Юхану Харэйду из Олесунна. Харэйд переделал его в сейнер: корпус удлинили на 4,9 м до 38,3 м, ширина осталась прежней 6,9 м, а осадка несколько уменьшилась до 3,1 м. Дедвейт увеличился до 221 т. Паровую машину с котлом заменили на дизель "Кроссли" мощностью 480 л.с., позаимствованный с катера-тральщика, заодно добавив гидравлическую рулевую машину с десантного корабля британской постройки. Скорость упала до 10 узлов. На то время, бывший "Пол III", переименованный в 1950 году новым владельцев в "Юхан Е." стал крупнейшим сейнером Норвегии.
"Пол III" после боя в Тонсберге, апрель 1940 года
Он выходил на лов сельди в Северную Атлантику, пока из-за поломки двигателя в шторм не сел на камни у мыса Фарвел. С камней его сняли, но двигатель пришлось заменить на другой, несколько меньшей мощности. В 1966 году "Юхан Е." переделали для лова кошельковым неводом, в 1971 году опять установили новый двигатель (600 л.с.), а в 1973 году судовладелец опять отправил сейнер на верфь. Его переделали в траулер и он начал работу в Северном море, правда без особого успеха, до 1977 года, пока его не повредил пожар, вспыхнувший на набережной Харэйда. После пожара его не стали восстанавливать и траулер приобрела Helgelandsføring AS & Co из Мелёй. Новый владелец дал новое имя - "Одд Оскар" - и отправил на очередную переделку. Теперь бывший китобоец стал брёнботом (brønnbåt) - судном для перевозки живой рыбы от рыбоводческих хозяйств к перерабатывающим заводам. В бывших трюмах для улова установили две цистерны емкостью 120 кубометров каждая с системами аэрации, охлаждения и перемешивания воды, а также насос и конвейер для перегрузке рыбы. Дедвейт при этом возрос до 278 т.
Повреждения надстроек
В 1982 году судно опять перепродали и новый владелец вновь сменил имя на "Фисктранс" (Fisktrans), затем бывший "Пол III" опять пошел по рукам. Зимой 1988/89 годов "Фисктранс" следуя с грузом живой рыбы сел на мель и затонул на мелководье у Валерсунда. Его быстро подняли и отвели на ремонт. В 1990 году "Фисктранс" пришел в Хортен на празднование 50-летия обороны Осло-фьорда, причем организаторы сумели отыскать двух моряков, участвовавших в стычке с "Альбатросом".
Похоже на аэратор для рыбы
В 1992 году вновь сменился владелец, а 17 июля 1998 г. "Фисктранс", следуя в балласте в Ла-Корунью, сел на мель у Хёугесунна. В 1999 году после очередной продажи сменилось имя на "Арнёйтранс", в нулевые брёнбот пошел по рукам, а в феврале 2011 года очередной владелец продал его на слом в Стоксунд. Там и завершился земной путь китобоя "Пол III", надолго пережившего и тех и этих. Попытка собрать средства на сохранение исторического корабля успеха не имела.
"Арнёйтранс" в середине 2000-х годов
http://www.aftenposten.no/webtv/#!/18537 Еще один трейлер фильма с роликами со съёмочной площадки. Видео не встраивается, при щелчке происходит переход на сайт "Афтенпостен"