Originally posted by
etwas at
postВ Одном Сообществе (тм) сегодня в очередной раз всплыла тема доверия гипотетическому близкому человеку. В смысле: “Один близкий человек меня предал, а как же я буду доверять следующему близкому человеку? Как я буду делиться с ним всеми своими мыслями и дышать с ним одним воздухом, предполагая, что он может сделать то же самое?”.
Когда я читаю подобные вещи, у меня волосы на спине шевелятся. Потому что я не знаю ни одного более надежного способа склонить homo sapiens к предательству, чем поделиться с ним всеми своими мыслями и вознамериться дышать с ним одним воздухом.
Есть большая разница между искренностью, честностью, открытостью и тем, чтобы сбросить одежду посреди Красной Площади с криком: “Мне нечего скрывать!”. Представьте, что каждый человек - это государство. Со своими полезными ископаемыми, со своими военными тайнами, со своими территориальными границами. И это государство может поддерживать самые крепкие, теплые и продуктивные отношения с другими государствами. Обмениваться ресурсами. Устанавливать безвизовые режимы. Заключать стратегические союзы. Может даже объединиться в одну экономическую зону. Но в тот момент, когда вы придете к другому государству и скажете: "Я тебя так люблю, что мне от тебя нечего скрывать: вот тебе мои технологии, вот тебе мои военные тайны и вообще, моя земля - твоя земля, распоряжайся по своему усмотрению", вы подписываете отношениям смертный приговор. И это вопрос времени, когда все закончится войной.
Не потому, что другое государство - плохое, злонамеренное, и там живут фашисты. Просто вы фактически объявили о своем желании перестать существовать как суверенное государство. И все те продуктивные соглашения, которые были достигнуты с вами как с суверенным государством, мгновенно потеряют свою силу. После этого совершенно не факт, что приоритетом номер один у другой стороны будет центральное отопление в ваших домах и бесплатная медицина для ваших граждан. Вполне возможно, она радостно возьмет весь ваш государственный бюджет и предложит его как беспроцентный заем странам Африки - на двести лет.
Для того, чтобы распорядиться таким количеством чужих ресурсов во благо, не предав ни одного из интересов доверившегося, нужна бесконечная, нечеловеческая мудрость. И вот ее-то как раз другому человеку может не хватить.