Очередное интервью из нашей серии, посвященной тридцатилетию развала СССР. Как воспринимали стык времен и общественных формаций рядовые советские граждане, далекие от большой политики? Девять вопросов - девять ответов. На связи врач из Башкирии М. Хабиров.
1.Каким Вы помните СССР и себя в СССР (образование, должность, зарплата, цены, быт и т. п. )?
Родился в 1960 году. Родители работали на заводе номерном г. Уфа. Отец - шофёр на грузовом автомобиле, мама - рабочая в гальванном цехе. Родители жили в съёмной комнате с хозяевами. Общежитие не устраивало маму. Потом - однокомнатная, которую получили от завода. Родился брат в 1965 году - двух комнатная (заводская). Потом ветерану труда отцу дали трехкомнатную (завод). Это, конечно, переезды, но я учился все время в одной школе №21. Б класс, всё дружно, всё весело. Спорт - волейбол. Зимой - каток, хоккей. Всё как у всех.
После школы - мединститут. Распределение в Оренбургскую область, г. Бугуруслан. Распределение - советская форма отработки знаний, полученных в институте для оформления их в трудовые навыки, там, где были рабочие места по специальности. Распределение происходило следующим образом. У меня диплом стоматолога. Я был хорошистом. Заходим в кабинет ректора. Длинный стол. В середине ректор, справа парторг института. Дальше, справа и слева от них, представители медицинской службы окружающих областей и республик. Меня направили к товарищам из Оренбургской области. У них был свой медицинский институт, но не было стоматологического факультета. Так пристраивали всех выпускников: кого в Челябинской области, в Чувашии, на Севере. Пару коллег попали в струю Собянина и сейчас трудятся в Москве.
До 1984 года работал в стоматологической поликлинике. Больше в хирургии. В 1984 году призвали в СА (Советскую армию). Служил начальником стоматологического отделения в госпитале РВСН в г. Ясном. В 1986 году уволился и устроился на работу в больницу в отделение челюстно-лицевой хирургии в Уфе. Работаю там же и тем же до настоящего времени.
В институте получал стипендию и подрабатывал на кафедре лаборантом. Армейской зарплаты и отпуска хватало на то, чтобы ездить в военно-медицинские центры в Москве (центральный госпиталь РВСН) , в Ленинграде (в ВМА) для самостоятельного повышения квалификации. Для меня жизнь в СССР была в радость.
2. Первые ласточки грядущей катастрофы, замечали ли Вы их? Может, замечали другие?
Про грядущую катастрофу у меня никаких подозрений не было. Всё, что писалось в прессе, воспринималось как должное. Хотя сегодня начинаю понимать и вспоминать во всей этой благодати, что школа наша была на хорошем счету, а ещё то, что с нами учились дети из "обкомовских" домов. Мы, конечно, ходили в гости к друг другу, но район проживания местной власти в 70-е уже был обозначен. В армии, если ты не член КПСС, начальник госпиталя, самодур, гонял молодого старлея по самое нехочу. Вот такие штрихи к портрету.
3. Где и как Вы встретили известие о развале СССР? Ваша реакция и реакция окружающих?
Точную дату и место не вспомню, но запечатлелась картинка в телевизоре, когда спускали флаг СССР. Тогда - полное непонимание происходящего. И это на фоне падения качества жизни. Очереди с 6 утра за молоком и за всем остальным, что касается быта.
4. Считали ли Вы подписание Беловежских соглашений точкой невозврата? Или теплилась надежда на восстановление СССР? Когда надежда угасла окончательно?
Когда не вникаешь в суть проблемы, то игра с буквами СССР - СНГ действовала на меня, как успокоительное, что в остальном - то казалось, что все будет по-старому и, наверное, наладится. Но я тогда был только зрителем, как говорится, за все хорошее, которое обещали вруны из телевизора, газет и Огоньков и против всего плохого, в их изложении.
5. Лихие 90-е. Какие изменения они принесли в вашу жизнь (нарушились ли планы, карьера, открылись ли новые возможности)?
Жизнь продолжалась. В 1988 году я женился, в 1989 родилась дочь. Все задумки увеличить количество детей в 90-е заканчивались циничным и вроде как здравым объяснением самим себе: зачем плодить нищету? Вот как бывает при новом демократическом строе: семья врача - и в "нищете". Все усилия и приоритеты на единственную дорогую дочь Майю. В 2000 году - первый развод. Дочь ушла с мамой. Сейчас она - самостоятельная дама, живёт в Праге. К сожалению, не видимся и не слышимся.
Диссонанс между жизнью в Советском Союзе и жизнью в России ощущался во всем, и отражался в том числе на конкретных людях. Например, парторг института всегда был для меня первый коммунист! А спустя несколько лет после развала СССР, раз, и стал одним из первых хаджменов (хадж), которых я знаю, да ещё брошюру о паломничестве к святым местам написал.
6. Многие люди искренне считают, что сегодня жизнь в стране стала лучше, приводят цифры, свои воспоминания из 80-х. Прожженные либералы боготворят 90-е. Что выбираете Вы: поздний социализм или капитализм (90-х, 2000-х и пр.)?
Сегодня во всем обман, и для большинства только видимость хорошей жизни. Дворы домов, заставленные иномарками, - кредит. Загородные дома - кредит, строительство на многие годы. Обжили комнату, кухню и живут, обустраивая соседние комнаты. Квартира, обучение, свадьба, похороны - все в кредит!
Редко, но для кого-то медицина - это просто хобби. У коллеги все в жизни есть, но мы-то знаем, что это заслуги папы с мамой (доктора наук, профессора. Они, бесспорно, большие молодцы).
Я прошёл весь путь обманутого советского человека. Мой выбор из того, что видел собственными глазами, - поздний социализм. Мы должны были исправить ошибки. Долой капитализм!
7. Когда Вы стали задумываться, если задумывались, о причинах развала СССР? К каким выводам Вы пришли, если говорить о них вкратце?
Когда на собственной шкуре чувствуешь волчьи законы капитализма:
- работа на основном месте на 1,5 ставки плюс подработка на стороне на 0,5 ставки (и радуешься, если ещё что-то урвал по часам);
- выдумываешь для больницы схемы, которые администрацией официально преподносятся пациентам как платные услуги, а в телевизоре почти круглые сутки нам долдонят о победах, в том числе и на медицинском поприще, прожженные пропагандоны;
- участие в выборах за безальтернативную и бесполезную КПРФ, и тому подобное;
- ещё спорт - псевдоскрепа, объединяющая болельщиков только потому, что победили наши (в Уфе местные, если по телевизору, то рассеянские, а ещё и гимн советский! Это дело очень затягивает).
Покупаешь абонемент на стадион на домашние матчи, болеешь на трибуне, а после пьешь за свою команду, неважно - победа там или проигрыш. Главное, чтобы игры попадали на пятницу, субботу или воскресенье, а повод готов сам по себе. Идеальное отвлечение от всех проблем в стране.
Возвращаясь к материальному, основные покупки приходится делать в кредит, а проценты по кредиту сами знаете какие. Вывод: это все неправильно. Было правильно, когда был СССР, когда у большинства людей в стране жизнь становилась лучше, а не у кучки олигархов с обслугой. Надо, чтобы люди поняли, что переставлять кровати в борделе бесполезно, надо его сносить.
8. Стоит ли перед человечеством (пролетариатом) задача перехода к социализму? Или опыт бывших социалистических стран доказал нежизнеспособность марксистского проекта, и нужно искать новый путь?
Повторное знакомство с историей, попытки освоения ранее забытых основ марксистско-ленинско-сталинской философии убеждают меня, что альтернативы коммунизму нет.
9. Возможно, перечисленные вопросы не коснулись чего-то важного, на Ваш взгляд, что бы Вы хотели добавить, досказать тем, кто не застал первое в мире социалистическое государство?
Я для себя уяснил, что классовая борьба, диктатура пролетариата, как бы ни было тяжело или наоборот легко, как в моем случае при СССР, не должна теряться по дороге к коммунизму.
М. Хабиров, врач, Марксистский кружок Уфы, 60 лет