В конце ноября этого года в небольшом промышленном городе Нефтекамске, что находится на окраине северо-западной части Башкирии, прошла межрегиональная конференция марксистов. Это мероприятие было приурочено к 200-летию Фридриха Энгельса и имело своей целью подтолкнуть существующие в Башкирии и в соседних регионах левые организации к началу такого сотрудничества, которое бы стало основанием для идеологического и организационного объединения. Но удалось ли этого добиться собравшимся?
Для ответа на этот вопрос начнём с того, какие движения и партии делегировали в Нефтекамск своих членов. На конференцию прибыли представители от КПРФ (нефтекамское отделение этой партии выступило в качестве инициатора и одного из организаторов), РСД, СМ; кроме них, из "городских" принимали участие в конференции ЛКСМ, СПО и Левый Фронт. В планы организаторов так же входила и встреча с троцкистскими группами, что, к сожалению, не удалось воплотить.
Утром 28 ноября все вышеперечисленные организации собрались в одном зале, где по очереди заслушали доклады друг друга (между которыми в перерывах вживую звучала музыка Егора Летова и других легендарных музыкантов). В речах выступавших делегатов не удавалось разглядеть чёткой идеологической позиции, хотя, безусловно, то описание своей деятельности, которое они давали, показывало разность взглядов. Так, "Союз Марксистов" особо подчеркнул успешную работу на профсоюзном поприще, тогда как РСД поведало о так же успешной, но борьбе за сохранение леса. Фактически данные выступления были "краткими курсами истории" этих местных ячеек, но без уделения внимания существующим разногласиям. План доклада же, заранее предоставленный участникам организаторами, позволял это сделать.
Почему же тогда вопрос о противоречиях не был поднят? Во-первых и главным образом, из-за неразвитости классовой борьбы, отсутствия остроты момента, из-за того, что все организации-участники конференции не являются ещё вождями борющихся классов (чьи интересы выражаются в тех или иных идеологических системах) и делают лишь первые, одновременно робкие и смелые, шаги к их пробуждению. Во-вторых, сыграло свою роль незнакомство и отсутствие делового разговора между гостями до самой конференции.
Открыто не сказала о существовании противоречий и резолюция, чтением которой завершилась конференция, но, несмотря на это упущение, фактически рекомендовала и обязывала их преодолеть. (Правда, этот её призыв к преодолению противоречий является ничем иным, как гласом вопиющего в пустыне, потому что на путь проведения в жизнь провозглашенной резолюцией общей политики каждая организация должна выйти сама по себе, без практического взаимодействия друг с другом, без общего дела, при "чудесном" отказе некоторых организаций от своих мелкобуржуазных корней). Таким образом, вопрос без разрешения которого невозможно начать говорить об объединении, вопрос о существующих разногласиях остался в стороне, а в решении поставленной цели не было сделано ни шажочка.
Каков же тогда результат конференции? Это мероприятие позволило встретиться ранее не знавшим друг друга совсем, или же лишь общавшимся посредством социальных сетей, людей. Конференция позволила более развитым организациям поделиться своим опытом, своими успехами с отстающими, тем самым мотивировав их больше и качественнее работать. Ничего, кроме этого, прошедшая конференция не дала, и не могла дать, при данных условиях.
Но не стоит думать, что проведение такого рода мероприятий есть дело бессмысленное. Нет. Ведь то, что в Нефтекамске конференция прошла именно так, а не иначе, совершенно не означает, что нельзя по-другому. Конференции можно и должно организовывать как площадки для подробного изучения условий тех мест, где они проходят, так и тех, откуда прибыли участники, и тем самым отчасти заменить постоянное перемещение кадров, которое в конспиративных и, самое главное, в обучающих целях практиковали большевики. Конференции можно и должно проводить как крупные межорганизационные диспуты, которые будут способствовать как процессу размежевания и тем самым формированию одной единой пролетарской партии, так и развитию нашей теоретической базы - марксизма. И на основании последнего конференции можно и должно сделать трибунами для развития ораторского мастерства коммунистов.
Резолюция Конференции в Нефтекамске K.Molotow