Статьи знаменитого писателя Ильи Эренбурга, чье имя стало особенно популярным среди читателей в годы Великой Отечественной войны, всегда были украшением советских газет. Во время войны публикации Эренбурга обличающе-антифашистские, а после войны направлены на укрепление мира между народами и против поползновений империалистических хищников к новой агрессии. Сам писатель с 1950 года был вице-президентом Всемирного Совета Мира.
Очередная статья Эренбурга из №319 газеты «Правда» за 1951-ый год пропитана надеждой на улучшение жизни миллиардов людей, на отказ от гонки вооружений, на мирную жизнь, однако главной темой публикации стала мнимая оккупация Советского Союза вооруженными силами США. Американский журнал «Колльерс» как раз в аккурат перед Второй сессией Всемирного Совета Мира и открытием Генеральной Ассамблеи ООН написал подобное, по мнению автора, немыслимое бахвальство.
По прошествии 69 лет мы оказались в описанной реальности «пророческой» статьи. В одном американский журнал не угадал - оккупации для уничтожения СССР не потребовалось, а во всем остальном - напротив. Так, советские заводы давно в собственности у господ-капиталистов. Разрушенные советские города и деревни тысячами покрывают карту стран бывшего СССР. Театр Красной армии (теперь он театр Российской армии) в репертуаре имеет такой откровенный треш как «Конец Берии» и подобные постановки. Крупные московские газеты на главных страницах рассказывают подробности личной жизни российской и зарубежной богемы, не стесняясь грязных подробностей.
И еще, журнал «Колльерс» не дожил до выпуска на русском языке в уже свободной от «коммунистического гнета» России, хоть и пророчил, но его эстафету приняли десятки других пустопорожних журналов. Сам Эренбург, трижды лауреат сталинской премии, к концу карьеры стал снова спотыкаться на идеологическом пути и даже подписал письмо тринадцати деятелей советской науки, литературы и искусства в президиум ЦК КПСС против реабилитации И. В. Сталина. Но творчество Эренбурга мы ценим не за эти ошибки, а за самоотверженную работу в 30-50-х гг. минувшей эпохи.
= = =
Голос народов
В старой сказке волк прикидывается доброй бабушкой, чтобы съесть Красную Шапочку. Он надевает бабушкин чепчик и ласково причмокивает, но при этом забывает спрятать свои слишком длинные зубы.
В течение последних недель волки, проживающие на берегах Потомака, закупали голубок, срезывали масличные ветви и спешно разучивали речи о своем ангельском миролюбии. Однако накануне открытия второй сессии Всемирного Совета Мира и за неделю до начала работ Генерального Ассамблеи Организации Объединенных Наций произошел конфуз: в Соединенных Штатах вышел специальный номер распространенного журнала «Колльерс», посвященный описанию войны против Советского Союза. По словам редакции, этот номер подготовлялся девять месяцев и в нем приняли участие не только видные литераторы, а также «лица, наиболее компетентные в политике, в военных проблемах, в экономике, включая высших чиновников Вашингтона и экспертов по международным вопросам». Таким образом, специальный номер «Колльерса» составлялся одновременно и параллельно с тем «планом мира», о котором говорил в Париже г. Ачесон. Американские волки решили продемонстрировать чепчик бабушки. Они забыли припрятать свои собственные зубы.
Составляя специальный номер «Колльерса», «компетентные лица» и «высшие чиновники Вашингтона» хотели доказать наивным американцам, что третья мировая война неизбежна и что она будет для обитателей Нового Света, во-первых, выгодным делом, во-вторых, приятной прогулкой. На обложке журнала - карта Советского Союза с клеймом «оккупация» и американский оккупант «МП» (военная полиция) со штыком, чрезвычайно напоминающий породистого эсэсовца.
Сотрудники журнала «Колльерс» подробно описывают разрушения советских городов и баснословные победы американцев. Разумеется, каждый мыслящий человек изумится подобному хвастовству. Он вспомнит, как американцы топтались в Бельгии и во Франции, натолкнувшись на последние потрепанные дивизии Гитлера. Он подумает о том, что вояки, получившие решительный отпор в Корее, мечтают о захвате величайшей страны мира. Но «Колльерс», видимо, считает, что среди миллионов его читателей мыслящих людей нет. Редакция поручила одному сотруднику изобразить разрушение Москвы, другому описать парашютные десанты, третьему составить победоносные сводки. Это не просто глупость и бахвальство, это небоскребы глупости, рекорд бахвальства. Завоевать победы на страницах американского журнала нетрудно, право же, для этого не нужно было трудиться девять месяцев... Есть старая солдатская песня:
Гладко вышло на бумаге,
Да забыли про овраги,
А ходить по ним…
Редакции «Колльерса» следовало бы подумать об оврагах, вспомнить путь гитлеровцев - от похвальбы на стадионе Нюрнберга до виселиц в том же городе.
Описав разрушение Советского Союза и заодно всей Европы, американские литераторы начинают мечтать о том, какой рай будет на земле. Вот несколько проектов этих взбесившихся джентльменов:
- «Советские заводы будут проданы или сданы в аренду иностранным предпринимателям».
- «Театр Красной армии будет переименован в театр Нового Света и в нем будет итти американская комедия «Бездельники и женщины».
- «Крупная московская газета будет печатать на первой странице историю кинозвезды Дженни Джемс, озаглавленную «Как я любила и разлюбила в Сароваке».
- «В Москве будет издаваться журнал «Колльерс» на русском языке».
Трудно представить себе большую подлость и большую дикость. Журнал, связанный с трестом Моргана, мечтает о том, как разрушить полмира для того, чтобы Морган захватил советские заводы, и для того, чтобы его журналы продавались в России.
Специальный номер «Колльерса» встревожил общественное мнение всего Запада. Нет нужды говорить о том, что кровожадные описания вашингтонских «крупных лиц» возмутили сторонников мира. Но газеты, зависящие от Белого дома и от государственного департамента, если не возмутились, то смутились. Французская газета «Монд» назвала номер «Колльерса» «провокацией», да и в самой Америке запротестовали некоторые газеты, которых никто не заподозрит в симпатиях к Советскому Союзу. Я не думаю, что г. Ачесон весьма доволен рвением своих сотрудников, которые приложили руку к составлению номера «Колльерса»: всякому овощу свое время, а журнал вышел не к сезону, ведь на Генеральной Ассамблее представители Соединенных Штатов решили говорить о своем миролюбии. Кого же обманет бабушкин чепчик? Зубы на обложке «Колльерса» куда убедительнее.
Вашингтонский корреспондент «Монд» в номере от 6 ноября рассказывает, почему г. Ачесон решил говорить в Париже не об испытаниях на полигоне Лас Вегас, а о мире: «Нужно опередить Советский Союз.. Стратегия остается прежней, меняется только тактика. Здесь признают, что пропаганда Москвы за мир одержала достаточно успехов, чтобы можно было теперь на нее не ответить». Тот же корреспондент сообщает, что в Вашингтоне недовольны европейскими сателлитами - по мнению потомакских волков, только Турция, Югославия и Греция ведут себя хорошо. «Монд» пишет: «Русские кричат повсюду: «мы хотим Пакта Мира». Отдают ли себе все отчет в том, какое воздействие производит это предложение на мнение народов? Все подписи, собранные «сторонниками мира», не получены силой или хитростью… Не забыли ли стратеги холодной войны о важнейшем значении психологического оружия?»
Трудно сказать откровенней газете, которая довольствуется скромной ролью - быть органом сорок девятого и пятьдесят девятого штата.
Конечно, г. Ачесон уверен в послушании различных делегатов на Генеральной Ассамблее Организации Объединенных Наций. Все же он понимает, что дело не в голосаваниях: кроме сотни вышколенных дипломатов, существуют сотни миллионов людей, которые всерьез задумываются - стоит ли им умирать для того, чтобы «Колльерс» выходил на русском языке. Эти сотни миллионов людей начинают спрашивать: почему они мучаются на берегах Сены, Тибра, Темзы, Нила, Ганга, почему их судьбой распоряжаются волки с берегов Потомака? «Миролюбие» г. Ачесона объясняется не большой совестью бизнесменов, а силой сторонников мира. Еще год назад «крупные лица», промышляющие в Вашингтоне, пренебрежительно усмехались, говоря о Стокгольмском обращении, о Конгрессе мира. Они больше не смеются, торопливо они примеряют бабушкин чепчик.
Я отнюдь не склонен переоценивать достигнутых успехов. Угроза не миновала. «Монд» правильно отмечает, что вашингтонские хищники переменили тактику, а не стратегию. Они не отказались от своих замыслов, но им приходится лавировать, хитрить, прятать в портфель номер «Колльерса» и вытаскивать речи, в которых планы войны прикрыты тирадами о пользе мира. Они понимают, что могут скоро остаться в чересчур тесной компании - с Тито и с янычарами.
Вторая сессии Всемирного Совета Мира закончила свои работы в тот самый день, когда открылась Генеральная Ассамблея Организации Объединенных Наций. Представители народов разработали программу мира и направили её представителям правительств. Ряд делегатов на Венской сессии Всемирного Совета Мира, как-то: аббат Булье, г-жа Стрит и другие посвятили свои выступления Организации Объединенных Наций. Они показали, как Организация Объединенных Наций, на которую возлагали надежды все народы, отклонилась от пути мира. Ни аббат Булье, ни представительница Австралии г-жа Стрит, ни другие членгы Всемирного Совета Мира не хотят взорвать ООН, как то пишут американские газеты, напротив, они хотят спасти ООН, вернуть ей авторитет, потерянный в предместье Нью-Йорка. Всемирный Совет Мира обратился с посланием к Генеральной Ассамблее ООН, изложив ей мысли и чаяния всех миролюбивых народов. Вряд ли Генеральная Ассамблея решится положить такой документ под сукно. Конечно, у г. Ачесона обеспеченное большинство во столько-то голосов, но и он, по всей вероятности, понимает, что, кроме голосов, на Ассамблее существует еще один голос, которого нельзя заглушить: голос народов.
Большой китайский писатель Го Мо-жо, выступая на Всемирном Совете Мира, своевременно напомнил, что если человек попал на неверную дорогу, ему следует повернуть назад - это единственная возможность прийти к цели. Если же, идя по неверной дороге, он ускорит шаг, то цель окажется еще дальше. Путь к миру идет не через захват Тайвана, не через вооружение эсэсовцев, не через разрушение городов Кореи, не через комедию, разыгранную в Сан-Франциско, не через гонку вооружений. Путь к миру идет через честные переговоры о соглашении, через запрет атомного оружия и через разоружение, которое должно обеспечить большим и малым государствам равную безопасность. Организация Объединенных Наций слишком долго шла по неверному пути. Недаром на обложке постыдного номер «Колльерса» красуется синий флаг ООН: волки твердо занесли этот флаг в инвентарь своего военного камуфляжа. Однако у Организации Объединенных Наций еще есть возможность оставить путь войны и пойти по пути мира.
Венская сессия показала, что идея активной защиты мира проникла в толщу народного сознания. Мы видели делегатов Франции и Вьетнама, Англии и Бирмы, Египта и Японии, делегатов Индии, Пакистана, Ирака, Ирана, Марокко, всех европейских стран, делегатов Америки, людей всемирно прославленных и скромных представителей крестьянского округа, церковного совета, студентов, профсоюзов. Делегаты всех стран говорили о необходимости укрепить культурные взаимоотношения между различными странами. Они говорили, как представители народов, которые никогда не позволят чужеземным дельцам распоряжаться их судьбой. По утверждению умалишенных из «Коллерса», лето 1952 года должно стать летом раздора. Всемирный Совет Мира, уверенный в силе и в бдительности всех народов, заявил, что лето 1952 года должно стать летом мира, оно будет посвящено обмену делегациями, поездками студенчества, различным культурным мероприятиям, которые помогут народам лучше узнать друг друга.
Вскоре мы узнаем, как отнесется Генеральная Ассамблея Организации Объединенных Наций к подлинному голосу народов. Есть путь, предлагаемый журналом «Коллерс», - путь провокаций, вражды, роста вооружений и в итоге кропролитнейшей войны. Есть другой путь - путь мира. Мы верим, что человечество пойдет по нему.
И. Эренбург