Специализация в охоте, как мы выяснили, всё-таки была. И по мере увеличения роли охоты в деятельности человека животное, которое добывали больше других, постепенно становилось для него всё важнее. Жизнь каждого человека в группе начинала всё больше и больше зависеть именно от этого животного.
Появление основного принципа тотемизма
Неудивительно, что коллектив охотников мог начать относиться к данному животному несколько иначе, чем к другим - ведь они знали его лучше, мало того, они сами, посредством маскировки и имитации, умели превращаться в это животное. На каком-то этапе у наших предков возникло представление, что раз они питаются мясом данного животного, то и они сами состоят из мяса этого животного. Пережитки подобных представлений сохранились в языке некоторых народов.
Например, Штернберг Л. Я. приводит следующую информацию: «Австралийские мури называют тотемное животное «своей плотью». Австралийцы из Маунт Гамбир (Австралия) убивают тотемное животное только в случае голода и при этом выражают сожаление, что убили «своего друга, свою плоть» [1].
Также в ходе охотничьей деятельности было неизбежно появление понятия, обозначающего один вид животных, а именно тот, который и являлся основным источником пищи для данной группы людей. С возникновением слова, обозначающего животных одного вида, человек нагляднее увидел их единство. Вкупе с тем, что условия жизни требовали от людей единства, то одновременно с пониманием общности животных возникает и понимание общности людей.
По мнению Семёнова Ю.И., в результате идеи отождествления человека и животного, идеи превращения человека в того животного, на который он охотился больше остальных и идеи замещения мяса человека мясом определённого животного постепенно в представлениях людей рождался следующий вывод - что человек и его группа тоже принадлежит к этому виду животных. Следствием такого убеждения явилось то, что человек стал обозначать себя и свою группу тем самым словом, которым он обозначал данный вид животных.
Как пишет Семёнов Ю. И.: «Единство человеческого коллектива, таким образом, было осознано как часть более широкого единства, включающего в себя всех членов данного первобытного стада и всех индивидов данного животного вида». Получилось, что человек включил свой коллектив в коллектив животных. Само понятие «тотем» происходит от слова «ототем», на языке индейцев оджибве означающем «его род» [2]. Вид животных, на которых преимущественно охотился человек, с которым он сам себя отождествлял, становится тотемом его коллектива, то есть его «родом», а связь между всеми членами коллектива начинает пониматься как тотемистическое «родство», ведь все они «родственники» по тотему.
Читаем у Штернберга Л.Я.: «Племена залива Карпентария при виде своего убитого тотема говорят: «Почему убили этого человека: это мой отец, мой брат» и т. д». «Многие тотемные племена верят, что после смерти каждый человек обращается в животное своего тотема и что, следовательно, каждое животное - умерший родственник. У рода буйвол племени Omaha (Северная Америка) умирающего заворачивают в шкуру буйвола, лицо выкрашивают в знак тотема и обращаются к нему так: „Ты идешь к буйволам! Ты идешь к своим предкам! Будь крепок!" У индейского племени Zuni, когда приносят в дом тотемное животное - черепаху, её приветствуют со слезами на глазах: «О бедный, погибший сын, отец, сестра, брат, дед! Кто знает, кто ты?» [3].
Таким образом, говорит Семёнов Ю. И., возникает основной принцип тотемизма: понятие о «родстве» между человеком и животным, о «родстве» между группой людей и видом животных - то есть то представление, которое лежит в основе тотемизма.
Сущность первоначальной идеи тотемизма
Во времена возникновения первых тотемистических идей люди ещё не знали кровного, физиологического родства. Данные об этом будут приведены в других статьях, сейчас же рассмотрим, что же именно представляла собой первоначально идея тотемистического «родства».
Семёнов Ю. И. пишет: «Представление о тотемистическом родстве является первой формой представлений о родстве. Понятие о родстве в своей исходной форме не выражало родства в том смысле, как мы его обычно понимаем, т. е. физического, физиологического родства. Оно выражало экономическую общность, существовавшую между членами первобытного стада, экономическое в своей основе единство коллектива».
«Тотемизм, таким образом, возник как иллюзорная форма осознания объективной, имеющей своей основой производство общности всех членов первобытного коллектива, как иллюзорное отражение и выражение реального единства человеческого коллектива».
Мы уже говорили о том, что именно совместный труд, направленный на добычу пищи, защиту, выращивание и обучение потомства стал объединяющим фактором для предков людей. Единство коллектива заключалось в его трудовой деятельности. Вот это своё единство люди и осознали столь своеобразным, присущим им на том этапе развития мышления, способом.
Мысли о том, что идея тотемизма является первым, пусть и иллюзорным, осмыслением единства коллектива первобытного человека, высказывал не только Семёнов Ю.И. Известный советский этнограф С.П. Толстов указывал на то, что для тотемизма существенна связь с «занимаемой ею территорией», «с производительными силами этой территории». Учёный считал, что «чувство производственной связи с данным видом (или видами) животных или растений лежит в основе тотемистической идеологии» [4].
К примерно такому же пониманию основной идеи тотемизма приходили в той или иной мере и некоторые зарубежные учёные:
Шотландский востоковед и библеист У. Робертсон Смит ещё в 1884 году писал, что кровь тотемистического животного символизирует единство клана, а ритуальное убийство и поедание его плоти - это «заключение кровного союза между кланом и его богом» [5].
Французский социолог Э. Дюркгейм считал, что «бог клана, тотемический принцип, не может быть ничем иным, как самим кланом, но гипостазированным и представленным в изображениях под чувственными видами растения или животного, служащего тотемом». Иными словами, тотем - это символ клана, и в его лице клан чтит самого себя [6].
Но дальше догадок о том, что тотем является неким символом единства клана/группы эти учёные не пошли, и не смогли разгадать роль экономической деятельности людей в возникновении тотемизма.
Выводы
Исходя из вышесказанного, мы можем сделать вывод, что тотемизм первоначально возник как вера в особое тотемистическое «родство» между группой людей и видом животных на основе коллективного труда, а в особенности охоты, что явилось иллюзорным осознанием людьми единства своего коллектива.
Кровное, физическое родство человеку на тот момент ещё не было известно, о чём свидетельствуют пережитки представлений прошлого, сохранившиеся в сказках и мифах, и этнографические данные о жизни и культуре народов, находившихся на момент их открытия европейцами на первобытнообщинном уровне развития. Также данное искажённое понимание единства людей, их коллективного труда стало возможным из-за особенностей мышления человека на определённом этапе развития: когда коллективное ещё преобладало над индивидуальным. Эти два аспекта мы рассмотрим в отдельных статьях.
Однако тут возникает вопрос: мы видим, что в своей основной идее тотемизм не представляет собой религии. Как пишет Семёнов Ю.И.:
«Несомненно, что всякая религия является иллюзорным отражением мира. Однако не всякое иллюзорное отражение действительности является религией. […] Основным и характерным признаком религиозной иллюзии, отличающей её от всякой другой, является вера в сверхъестественную силу, оказывающую влияние на исход практической деятельности человека».
Такой сверхъестественной силы в первоначальной идее тотемизма мы не видим. Каким же образом представление о родстве человека и животного превращается в религию? Мы будем отвечать на этот вопрос постепенно, разбирая другие грани развития человеческого общества и появление на основе них других сверхъестественных представлений.
Оксана Елисеева
Данная статья входит в цикл «Как рождалась религия»
https://auxenne-elise.livejournal.com/Написано на основе: Семёнов Ю.И. «Как возникло человечество». Издание 2-е, доработанное, 2002 г. Глава 11 «Возникновение тотемизма - первой формы осознания единства человеческого коллектива».
Примечания:
[1] Л. Я. Штернберг «Первобытная религия в свете этнографии», 1936 198 стр.
[2]
https://www.vedu.ru/bigencdic/63474/[3] Штернберг Л.Я. «Первобытная религия в свете этнографии», 1936 197-198 стр.
[4] Токарев С.А. «Ранние формы религии», 1990 Стр. 58 Толстов С.П. «Проблемы дородового общества//Советская этнография. 1931 №3-4. Стр. 91
[5] Токарев С.А. «Ранние формы религии», 1990 Стр. 53-54.
[6] Токарев С.А. «Ранние формы религии», 1990 Стр. 55