Политэкономия как точная наука. Выпуск 12. Часть 1

May 04, 2017 11:56

Любую науку мы изучаем не для того, чтобы блистать эрудицией. К изучению науки нас подводит действительная жизнь, задавая нам казалось бы не разрешимые задачи. Неразрешимые без науки.



Рано или поздно потребностям практики становится тесно в существующих пределах и эти пределы преодолеваются. Делаются открытия, создаются изобретения, происходят преобразования общества. Разрешаются накопившиеся в обществе противоречия, происходит его развитие.

Именно этой благородной цели служит любая наука. Как мы уже заметили, физика научила нас перемещаться со скоростью звука, а информацию передавать со скоростью света. Химия позволила исцелять от некоторых ранее неизлечимых болезней. Политэкономия освещает пути переустройства общества. Позволяет разрешить противоречия, которых накопилось предостаточно при капитализме. Мы их обозначили ещё в первой беседе и 11 бесед разбирались в них. Мы старались познать существующий мир… Теперь надо постараться постичь пути преобразования мира.

Сам капитализм, конечно, свои противоречия по-своему "разрешает". Мы видели это. Беседы начиная с 5-й были посвящены в основном вопросу о том, как он это делает. Делает это по-своему "успешно", развивая сферу общественно-бесполезных «услуг», раздувая финансовые пузыри и развязывая войны.

Что значит «успешно»? Критерий успеха для капитализма один - он продолжает «здравствовать». Капиталисты продолжают получать прибыль. А прибыль, смею напомнить, это доход с капитала, то есть, нетрудовой доход, который, как мы знаем, есть превращённая форма прибавочной стоимости, производимой трудом пролетариев.

В современном капиталистическом обществе устанавливается динамическое равновесие между общественно полезным и общественно бесполезным трудом. Законы рынка диктуют капиталистам распределять свои капиталы между этими, с позволения сказать, секторами экономики в том соотношении, которое наиболее выгодно именно капиталистам.

Если в капиталистическом обществе будет слишком много полезного труда - блага станут бесплатными и общедоступными, чего, как вы понимаете, капиталистам допускать никак нельзя. Если будет слишком много бесполезного труда - просто нечего будет продавать, не с чего иметь прибыль.

Понятно, что если общественно бесполезный труд сам по себе, общественно полезный сам по себе, то первый существовать не может. Тот и другой в капиталистическом обществе сопряжены. Для того, чтобы трудящийся смог воспользоваться продуктом общественно полезного труда строителей и инженеров, овеществленном в виде квартиры, он вынужден воспользоваться общественно бесполезным трудом сотрудников кредитных учреждений. И капиталист, как мы знаем из 5-й беседы для того, чтобы жильё не стало слишком дешёвым, вполне может перевести свои капиталы из сферы строительства жилья в создание банка по ипотечному кредитованию граждан.

Если услуги ипотечного кредитования навязываются в основном пролетариям (капиталисты по понятным причинам наличия необходимой суммы в них не нуждаются), другие услуги капиталисты навязывают друг другу. Среди них рекламные, охранные, юридические и многие другие услуги.
Буржуазное государство помимо того, что выступает гарантом защиты свобод частной собственности, торговли и предпринимательства, обеспечивая капиталистам свободу протекания описанных выше процессов, непосредственно обеспечивает сопряжение полезного и бесполезного труда с помощью своих юридически-бюрократических процедур, примеры чему каждый, наверняка, сможет привести лично.

А теперь представим на минуту невероятную ситуацию, когда капиталисты перестали развивать общественно бесполезный сектор экономики, надувать финансовые пузыри и развязывать войны, а все имеющиеся у них капиталы полностью пустили на производство полезных благ, материальных и духовных, включая науку, культуру, образование и здравоохранение. Что будет с ситуацией на рынке? Если все производят нечто полезное, предложение полезных благ повысится. Что при этом станет с ценами, если не уничтожать, так сказать, «излишки»? Цены придётся снижать. Это вполне очевидно; график зависимости цены от предложения, а значит, и график обратной функции зависимости предложения от цены будет убывающим.



Заметим, что нас ещё со школы учат, что так выглядит кривая спроса, а кривая предложения выглядит так:



При этом под «спросом» нам предлагается понимать желание и возможность купить данный товар, в данное время, в данном месте. Под «предложением» нам предлагают понимать только желание продать данный товар в данное время, в данном месте. Впрочем, Википедия предлагает следующий словесный кунштюк:

«Предложение - возможность и желание продавца (производителя) предлагать свои товары для реализации на рынке по определённым ценам».

Так вот, если говорить не только о чьих-то желаниях, а о действительном положении вещей, следовало бы подобно платёжеспособному спросу, говорить о реализуемом предложении, о желании и возможности продать данный товар в данное время, в данном месте. А это значит, что данный товар в данное время, в данном месте купили, тогда кривые реализуемого предложения и платёжеспособного спроса совпадают.

И хотя это вполне очевидно для непредвзятого взгляда, утверждение о прямой зависимости между ценой и предложением освящено буржуазной экономической наукой подобно тому, как система Птолемея была освящена церковью, а учение Коперника считалось ересью.

Почему? Известно, что буржуазная экономическая наука, во всяком случае, официально, не признаёт закон стоимости. Безусловно, признать, что источником богатства является человеческий труд, означало бы поколебать самые основания священных прав богатых тунеядцев. А закон спроса и предложения в официальной формулировке - это попытка без закона стоимости, исходя из чьих-то субъективных желаний, объяснить объективный механизм образования рыночных цен.

***

Давайте подробнее проанализируем динамику цен при повышении объёма продаж некоторого товара.



Итак, по оси абсцисс у нас цены, по оси ординат объём продаж (это то же, что реализуемое предложение и то же, что платёжеспособный спрос).

Пусть у нас вначале объём продаж был У1, цена при этом была Х1. Пусть капиталист повысил предложение вдвое (У2). Цена при этом уменьшилась, но не вдвое (Х2). Если при этом Х2У2 больше, чем Х1У1, это значит, что у капиталиста выросла прибыль и капиталист этому, безусловно, рад. Пусть теперь капиталист решил ещё вдвое увеличить объём продаж (У3) Цена опять снизилась, уже в бОльшей пропорции. Наступает тот момент, когда произведение ХУ при дальнейшем росте предложения будет снижаться.

Когда наступает этот момент, для того, чтобы продать товар, нужно снизить цены в бОльшей пропорции, чем увеличивается объём продаж (в натуральных показателях), то есть, при дальнейшем повышении объёма продаж прибыль будет снижаться. Тогда капиталисту выгоднее излишки продукции уничтожить, а рабочих уволить. Рабочие рискуют умереть голодной смертью оттого, что произвели слишком много продуктов. Мы знаем из 7-й беседы, что это классический кризис производства. И мы знаем, что капитализм научился с этим бороться, заблаговременно переводя капиталы в общественно бесполезный сектор экономики.

Но продолжим невероятный мысленный эксперимент. Капиталисты предлагают всё больше полезных благ, несмотря на снижение прибылей. Точка на нашем графике будет всё больше сдвигаться вверх (что означает повышение потребления благ), одновременно сдвигаясь влево (что означает снижение цен).

Что будет с потреблением, если цены снизятся до нуля? Если хлеб станет бесплатным, не будут бесконечно есть хлеба. Иными словами, при стремлении цены к нулю спрос не стремится к бесконечности.

Наша кривая платёжеспособного спроса (и, как мы выяснили, реализуемого предложения) - это не гипербола, хотя рисуют кривую спроса обычно очень похожей на гиперболу. Для гиперболы, как известно из математики, произведение ХУ = величина постоянная, в нашем случае это означало бы, что капиталисту неважно, продать один товар или миллион - выручка была бы одинакова. В действительности кривые спроса эмпирические, притом разные для разных товаров. Но общее свойство этих кривых, что при низких ценах они имеют менее крутой наклон, чем гипербола и доходят до оси ординат. Это соответствует случаю, когда платёжеспособный спрос выродился в возможность получить продукт бесплатно в количестве, полностью удовлетворяющем потребность в нём. И количество это, повторюсь, не бесконечно:



Однако в действительности левая часть кривых не реализуется. Эти кривые являются предметом анализа маркетологов при фирмах, в чью обязанность входит недопущение снижения прибылей. Эта непростая задача по анализу спроса и влиянию на него требует больших усилий и денег.

А вот потребности, хотя и зависят, как и спрос, от многих объективных факторов, например, сезона, но не зависят от цены, поэтому анализ объективных потребностей проще, чем анализ спроса, только господам капиталистам до объективных потребностей трудящихся дела нет.

Подчеркну, что потребности никто не определяет, их определяют обстоятельства, а люди способны их проанализировать, научно обосновать, а также изменить, изменив обстоятельства. У босого неграмотного мужика нет потребности ходить в театр, но с повышением уровня жизни культурные потребности становятся всё более значимыми.

image Click to view



Продолжение следует...

Алексей Дмитриев

капитализм, Маркс, май 2017, политэкономия, Дмитриев, экономика

Previous post Next post
Up