"Не пиши об этом, а то сядешь", «Коронавирус усилил выхолащивание демократии во всем мире», «COVID-19: AI критикует ограничения в Восточной Европе и Центральной Азии», - под такими заголовками выходят в последние месяцы статьи различных информационных агентств. Правозащитники и журналисты многих стран жалуются на ограничения свободы слова, прав человека и демократии в связи с пандемией COVID-19.
В качестве показательных примеров на данный момент можно привести: внесение в Госдуму России законопроекта, расширяющего полномочия полиции; использование во многих странах мира (Россия - не исключение) технологий распознавания лиц (по некоторым данным, только в одной Москве установлено около 100 тысяч таких камер наблюдения) и массового слежения, предлогом для более широкого внедрения которых стала пандемия; принятие в Венгрии закона о чрезвычайном положении, который наделил премьер-министра особыми полномочиями, дающими ему возможность управлять страной посредством издания указов. Изюминка этого закона ещё и в том, что премьер-министр сам решает, когда ему стоит сложить с себя эти полномочия.
Связаны ли данные меры только с пандемией? Являются ли они временными? Являются ли эти меры только проявлением заботы о своих гражданах со стороны государства? Существует ли государство для того, чтобы заботиться о нашем здоровье, охранять нас, платить нам пособия по безработице и быть основой общества всеобщего благоденствия?
Чтобы получить ответы на эти вопросы, нужно понять, что ещё происходит сейчас в мире, кроме пандемии и борьбы с ней? А в мире сейчас набирает обороты кризис перепроизводства! Да-да, тот самый, о котором писал ещё в 19-ом веке Карл Маркс! Сокращение и остановка производства сделают безработными миллионы рабочих и служащих, которые пополнят ряды нищих, голодных и бездомных. Не отстанут от них и мелкие буржуа. Уже сейчас мы можем наблюдать массовые увольнения и закрытие предприятий. В такой ситуации обострение классовых противоречий будет неизбежно.
Чтобы понять сущность ограничительных мер и сущность государственного аппарата, который их вводит, обратимся к эксперту: «Государство есть продукт общества на известной ступени развития; государство есть признание, что это общество запуталось в неразрешимое противоречие с самим собой, раскололось на непримиримые противоположности, избавиться от которых оно бессильно». Так описывал государство Энгельс. Появившись на свет как детище классового общества для того, чтобы охранять частную собственность и подавлять противоположность классов, не допускать столкновений между ними, государство является инструментом насилия правящего класса над рабочим классом и используется для угнетения и эксплуатации трудящихся. Благодаря именно государству, класс самых богатых становится политически господствующим классом.
На основании изложенного, можно сделать вывод о том, что меры, ограничивающие свободу слова, права человека и демократию, вводятся не только в целях борьбы с пандемией. Не факт, что все они будут отменены после победы над вирусом. Более того, по мере обострения классовой борьбы следует ожидать введения новых, пусть даже и завуалированных, запретов, усиления других полицейских мер и репрессивного аппарата. Таковы перспективы ближайшего будущего. К ним нужно привыкать, готовиться и учиться работать в новых условиях.
Плохиш.
Использованная литература:
Ф.Энгельс «Происхождение семьи, частной собственности и государства»,
https://esperanto.mv.ru/Marksismo/Pschsg/pschsg-9.html#c9В.И.Ленин «Государство и революция»,
https://bookscafe.net/read/lenin_vladimir-gosudarstvo_i_revolyuciya-9121.html#p1