Великое завоевание культурной революции [Правда 1951]

May 22, 2020 15:51

Сегодня российское образование сталкивается со множеством проблем. Главные рупоры страны бесконечно рассказывают, как власти реформируют нашу систему образования, как они улучшают, модернизируют и цифровизируют обучение. Возможно, в каких-то их предложениях и есть рациональное зерно, но почему-то пока мы наблюдаем только лишь деградацию и повсеместное оболванивание наших детей. Количество школ сегодня планомерно сокращается, а вместо знаний ребятам предлагается бесконечная подготовка и натаскивание на сдачу каких-то никому не нужных тестов, которые отнимают львиную долю времени, сил и здоровья учеников и учителей. Нет радости от обучения, от познания нового, а лишь невыносимая усталость и страх того, что от одного экзамена зависит вся твоя будущая жизнь.



В российском капиталистическом обществе сегодня достойное качественное образование становится не достоянием всего общества, а является привилегией богатых. Постепенно приватизируется всё: образование, спорт, культура. Принцип прост - если ты хочешь, чтобы твой ребенок развивался - плати! Плати за детский садик, плати за школу, где твое чадо будет учиться в классе из 15 человек, а не из 35, плати за кружки, за спортивные занятия, в общем-то, за всё плати! А если денег нет, то довольствуйся малым, тем, что дает государство. Бесспорно, что сегодня еще можно встретить квалифицированных учителей, которые зачастую на голом энтузиазме выполняют свою работу, но с каждым годом их становится меньше. Профессия учителя сегодня не популярна, а в сознании многих людей учитель - это обслуга.

Но так ли это было всегда? Мы с уверенностью говорим - нет! Сегодня наша образовательная система стоит на осколках системы советской, считавшейся одной из лучших в мире! Об этой системе мы предлагаем вам прочитать в статье из газеты «Правда» № 141 от 1951 года, посвящённой культурной революции и прорыву в народном образовании Советского Союза. Читая эту статью, невольно удивляешься тому, как люди, пережившие несколько войн, голод, разруху, смогли в кратчайшие сроки из темной малограмотной страны создать культурно и технически развитое, образованное государство, ставшее бесспорным лидером во многих областях науки и практической деятельности человека!

= = =

Великое завоевание культурной революции

Одним из величайших завоеваний культурной революции в нашей стране являются введение всеобщего обязательного обучения.

Основатели и вожди большевистской партии и Советского государства В. И. Ленина и И. В. Сталина с первых дней советской власти подняли на небывалую высоту вопрос о народном образовании. Знаменитый ленинский декрет о ликвидации неграмотности и поистине гигантская работа партии, направленная на осуществление этого декрета, приобщили к культуре, к знаниям широкие массы трудящихся. Повседневную заботу о народном образовании проявляет товарищ Сталин, поставивший историческую задачу сделать всех рабочих и всех крестьян культурными и образованными.

В результате победы Великой Октябрьской социалистической революции в нашей стране осуществлено коренное преобразование всего дела народного просвещения. Образование стало доступным всем трудящимся, независимо от их пола, национальности и имущественного положения. Обучение в школе стало осуществляться на родном языке учащихся. Вместо различных типов школ, организованных по классовому и сословному принципу, осуществлен принцип единой школы. Советская власть сделала школу действительно всенародной, превратила ее из орудия господства буржуазии в орудие коммунистического воспитания молодого поколения. Программа большевистской партии в области народного просвещения определила развитие советской школы как школы нового типа.

В 1930 году в соответствии с постановлениями ЦК ВКП (б) и Советского правительства в нашей стране было введено всеобщее обязательное начальное обучение. Товарищ Сталин подчеркивал, что успешное осуществление всеобщего, обязательного обучения “будет величайшей победой не только на культурном, но и на политическом и хозяйственном фронтах”. Под руководством коммунистической партии эта величайшая победа завоевана советским народом.

Первоначально было введено обязательное семилетнее обучение в городах и рабочих поселках и обязательное четырехлетнее обучение в сельской местности. Однако и в сельских районах стал быстрее расти охват детей семилетним обучением. Уже в 1938-39 учебном году 97.3 процента всех учащихся, окончивших начальную школу, было переведено для продолжения образования в семилетние и средние школы.

Сеть средних школ росла из года в год и в городах, и в селах. За 10-12 предвоенных лет по стране было выстроено свыше 60 тысяч новых школ.

Оценивая путь, пройденный от XVII до XVIII съезда ВКП(б) в области культурного строительства, товарищ Сталин говорит: “С точки зрения культурного развития народа отчетный период был поистине периодом культурной революции. Внедрение в жизнь всеобще-обязательного первоначального образования на языках национальностей СССР, рост числа школ и учащихся всех ступеней, рост числа выпускаемых высшими школами специалистов, создание и укрепление новой, советской интеллигенции, - такова общая картина культурного подъема народа”.

XVIII съезд ВКБ(б) принял решения осуществить всеобщее среднее обучение в городе и всеобщее семилетнее обучение в деревне и во всех национальных республиках с дальнейшим расширением охвата детей десятилетним обучением. Однако вероломное нападение фашистских захватчиков на нашу страну приостановило выполнение этой задачи и нанесло значительный урон делу народного образования. Только по Российской Федерации оккупантами было разрушено 17300 школ.

Но и во время войны, как и всегда, была окружена неустанной заботой и вниманием партии и правительства. На освобождаемых от врага территориях немедленно открывались новые школы, расширялась сеть школьных интернатов, создавались специальные школы подростков, оказывались материальная помощь осиротевшим и нуждающимся детям.

Успешное восстановление и дальнейшее развитие народного хозяйства в годы послевоенной пятилетки нашло свое яркое выражение в развитии всех областей культуры, в том числе и народного образования. Быстрыми темпами восстановлена сеть общеобразовательных школ. Перевыполнено задание пятилетнего плана по развертыванию сети школ и по общему числу учащихся, охваченных школами.

Значительно улучшилась в послевоенные годы и важнейшие показатели работы школы: сократился отсев учащихся, повысился процент перевода в следующие классы и общий процент оканчивающих выпускные классы.

Огромное значение имели в жизни школы в истекшем году исторические работы товарища Сталина по вопросам языкознания. Они вдохновили советское учительство на неустанную творческую борьбу за дальнейшее повышение теоретического уровня преподавания, за совершенствование педагогического мастерства, повышение качества учебного процесса, за преодоление второгодничества, за дальнейшее совершенствование воспитания молодого поколения нашей страны в духе великих идей Ленина-Сталина.

Одной из важнейших задач в настоящее время является повсеместной осуществление всеобщего семилетнего обучения.

Перед органами народного образования стоит задачи обеспечить последовательный перевод в пятые, шестые и седьмых классы всех учащихся, кончающих предыдущие классы. В текущем году должен быть в основном завершен охват семилетним обучением детей, окончивших четвертые классы в 1948-49 учебном году. Решение этой задачи требует напряженной и кропотливой работы не только органов народного образования, но и местных партийных и советских организаций. Надо сказать, что в борьбе за осуществление всеобщего семилетнего обучения есть еще немало серьезных недостатков.

Еще не достигнут полный охват обучением всех детей в возрасте от 7 до 15 лет. Недопустимо велик все еще и отсев детей из школ. Он составлял в прошлом учебном году 3.9 процента. Наиболее неблагополучно в этом отношении в Алтайском крае, Новосибирской, Томской, Читинской, Кемеровской, Курганской и некоторых других областях. Все еще высок процент детей, оставляемых в том же классе на второй год.

Серьезные недостатки имеют место и организация учета детей, подлежащих обучению. Многие исполкомы Советов депутатов трудящихся до сих пор устраняются от руководства учетом детей, перелагая его полностью на ответственность школ и учителей.

Не оставлять вне школы ни одного ребенка, подлежащего обучению, - такова задача.

Большую роль в осуществлении всеобщего семилетнего обучения играет правильное размещение сельских семилетних школ. Семилетние школы в своем большинстве открывались на базе начальных школ. В целях их максимального приближения к населению нередко приходилось открывать малокомплектные семилетние школы и одним пятым, одним шестым и, в перспективе, одним седьмым классом. Такие малокомплектные школы создают несомненные трудности в работе и требуют особо внимания органов народного образования.

Несмотря на приближение семилетних школ к месту жительства школьников, число учащихся пятых, шестых и седьмых классов, проживающих от школы на расстоянии более трех километров, возрастает (в связи с общим ростом этих контингентов учащихся). Поэтому чрезвычайно важной становится организация подвоза учащихся к школам и особенно расширение сети школьных интернатов. Между тем план развертывания школьных интернатов в прошлом году не был выполнен. Надо сказать, что и в настоящее время многие местные Советы и отделы народного образования не уделяют интернатам должного внимания.

Особенно большие трудности при составлении плана размещения сети в сельской местности возникают в районах с многонациональным составом населения, ибо обучение осуществляется у нас на родном языке учащихся. В этих случаях необходима большая помощь местных партийных и советских органов, чтобы преодолеть эти трудности без ущерба для дела народного образования.

Встречаются иногда и такие недопустимые факты, когда некоторые отделы народного образования плохо заботятся о том, чтобы охватить обучением детей больных или имеющих физические недостатки. За последний год сеть школ для этой категории детей значительно выросла. Организованы новые санаторно-лесные и вспомогательные школы, школы для слепых, глухонемых, для детей, больных костным туберкулезом.

Осуществление всеобщего семилетнего обучения и огромный рост контингентов учащихся пятых, шестых и седьмых классов значительно повысили потребность в кадрах учителей. К началу нового учебного года учительскую армию Российской Федерации пополнят свыше 58 тысяч молодых учителей - выпускники педагогических учебных заведений. Однако выпуски из учительских и педагогических институтов не смогут удовлетворить в полной мере потребности в учительских кадрах. В этой связи оказалось необходимым перевести из изначальных школ на работу в пятые и шестые классы часть наиболее опытных учителей, обучающихся заочно в высших педагогических учебных заведениях. Проявлять особое внимание к этим учителям и повседневно практически помогать им - важная задача органов народного образования.

Труд учителя в нашей стране окружен почетом, уважением и повседневной заботой Советской государства и всего народа. За выслугу лет учителю устанавливается пенсия, равная 40 процентов его заработной платы. За долголетнюю и безупречную работу учителя награждаются орденами и медалями Советского Союза. Только по одной Российской Федерации за три года награждено свыше 120 тысяч учителей.

Таким образом, в советской стране успешно осуществляется указание В. И. Ленина о том, что “народный учитель должен у нас быть поставлен на такую высоту, на которой он никогда не стоял и не стоит и не может стоять в буржуазном обществе”.

Исключительно важное значение приобретает дальнейшее широкое развертывание школьного строительства. Ни в одной стране мира не строится в настоящее время такого количества школ, как в Советском Союзе. За пять послевоенных лет в Российской Федерации построено тысячи школ на 1126530 ученических мест.

В прошлом году построено по Министерству просвещения, союзным министерствам и ведомствам, а также по инициативе населения 1633 школы на 249.6 тысячи мест. Однако план школьного строительства в прошлом году не был выполнен. В этом году выполнение плана также идет неудовлетворительно, особенно в сельской местности. Плохо обстоит дело в Иркутской, Кировской, Калужской, Архангельской, Владимирской и Читинской областях, Марийской АССР, в г. Саратове. Безусловное выполнение плана школьного строительства текущего года и более широкое планирование нового строительства школ на последующие годы является важнейшей задачей.

Осуществление всеобщего обязательного обучение требует дальнейшего укрепления учебно-материальной базы школ. Речь идет о своевременном и качественном ремонте школьных зданий, своевременном издании учебников, обеспечении школ учебно-наглядными пособиями и лабораторным оборудованием, приведении в порядок к организации новых пришкольных учебно-опытных участков, создания физкультурных площадок, обеспечении учащихся школьно-письменными принадлежностями, одеждой и обувью и т.д.

На все это государство предусматривает огромные ассигнования. Большую роль играет в решении этой задачи также и помощь общественности. Традицией в нашей стране становится социалистическое соревнование за лучшую подготовку школ к очередному учебному году. В текущем году в социалистическое соревнование включилось уже 57 краев, областей и автономных республик Российской Федерации. Партийные, советские, профсоюзные, комсомольские и общественные организации, шефствующие предприятия и колхозы с каждым годом все больше окружают школу подлинно всенародной заботой.

Сегодня во всех школах страны начинаются экзамены, являющиеся проверкой результатов работы школы за год, проверкой знаний каждого учащегося. Можно не сомневаться в том, что результаты экзаменов покажут дальнейшие успехи в учебной и воспитательной работе школ, достигнутые за истекший учебный год.

В период перехода нашей страны от социализма к коммунизму роль школы все более возрастает. В ответ на сталинскую заботу советское учительство отдаст все свои силы делу подготовки поколение активных и сознательных строителей коммунизма.

Л. Дубровина
Зам. министра просвещения РСФСР

РСФСР, образование, социализм, май 2020, газета Правда

Previous post Next post
Up