Новелла №4
Меня зовут Татьяна, живу в Нижнем Новгороде. Работаю бухгалтером, всю бухгалтерию веду одна. Работу свою не люблю и никогда не хотела работать в бухгалтерии вообще, но порой жизнь не оставляет выбора и приходится соглашаться на меньшее из имеющихся зол.
Лично мне режим “самоизоляции” не принес пока каких-то кардинальных перемен, только увеличил расходы - на антисептики и маски. Ну и конечно, наполнил переживаниями за здоровье (а точнее - жизнь) мамы в случае заражения и за будущее сына, если вдруг мы обе с ней “выйдем из строя”. Совсем недавно я уже была в тяжелой ситуации, уволившись из разорившейся фирмы, - новую работу я искала полгода. Но в итоге мне повезло и режим самоизоляции я встретила трудоустроенной, хотя и понимаю, как неустойчиво сейчас мое “счастье” иметь пусть нелюбимую, но пока оплачиваемую работу.
Вся наша небольшая торговая фирма с конца марта перешла на удаленную работу. Зарплату за март мы получили в полном объеме, что будет дальше - пока неизвестно. Зарплата у нас, как и на всех известных мне предприятиях малого и среднего бизнеса, серая, что всегда чревато безнаказанным произволом со стороны хозяев, но как норма принимается практически всеми работниками. В общем-то, и те, и другие, едины в своем понимании, что можно, конечно, пытаться чего-то ждать от государства, но лучше брать самому здесь и сейчас - взятки чиновников, безразличие к проблемам необеспеченных людей на государственном уровне, копеечные пособия и т.п. не вызывают у людей доверия к госорганам, к государству вообще.
Другой вопрос, что хозяева берут себе практически всю прибыль предприятия, а работники - только то, чего хватает либо на текущие расходы, либо вообще - на ежемесячное гашение кредитных карт (эта беда просто поголовная, большинство моих знакомых на кредитной игле), но пока “всем хватает”, это никого не заботит, к сожалению, люди не задумываются на далекую перспективу, да и просто не любят расстраиваться наперед, ведь лучших вариантов всё равно не так много, как ищущих их. Есть, конечно, высокооплачиваемые работники, но есть и такие, кто действительно живет от зарплаты до зарплаты. Хорошо, если хотя бы есть свое жилье, есть, например, родные в деревне, которые могут помочь с едой, но есть у нас и такие сотрудницы, которые жильё снимают,- разведенные и с детьми - сейчас они практически в панике, боятся остаться без работы, понимая, что найти новую будет нелегко, а хозяева жилья вряд ли предоставят кредит.
Легко говорить о том, что люди сами виноваты, соглашаясь работать за серую или вообще черную зарплату, но я знаю многих людей, которые с молодости начинали работать на таких условиях просто потому, что других им капитализм почему-то не предложил, а жить-то нужно. “Человек привыкает ко всему” - так и есть. И если можно “жить так”, это “так” продолжается и дальше, особенно если приходят “жирные” времена, когда можно заработать побольше - никто не хочет постоянно думать о том, что завтра может стать хуже.
Грустно видеть и растерянность власти (что обойдется дороже - остановить работу или собирать трупы?) и людей, которые не могут разобраться в том, что же происходит и что нам всем делать дальше?!
Моя мама работала в санэпидслужбе, достаточно большую часть своего детства я провела у нее на работе, постоянно слышала о действиях эпидемиологического отдела, наблюдала работу службы в обычной жизни, в том числе и как выезжали бригады на “лишай во дворе” и т.п. И меня до сих пор поражает современная разруха в медицине, в образовании. Сейчас наши девочки пытаются совмещать работу на дому с обучением детей - и это близко к состоянию общего психоза. Во-первых, у большинства один компьютер в доме, а это значит, что обучение чередуется с работой (и работа не ждёт, ведь сегодня это единственный источник дохода для большинства из нас, дело выглядит так, что в спасении бизнеса прямо заинтересованы все, хотя каждый за разную долю). Во-вторых, наша система образования и так давно упала ниже плинтуса, дети чаще всего учиться вообще не хотят, а дома тем более, плюс технические накладки - в итоге онлайн занятия превращаются в жестокий стресс для всех: и для родителей, и для детей, и для задерганных учителей, которые “как ни странно”, порой тоже - родители.
Люди видят этот хаос во всем, неопределенность мероприятий карантина (то ли карантин, то ли просто “посидите дома”), неопределенность будущего в плане работы и будущего своих детей, растет недовольство - недовольство властями, недовольство учителями, врачами, друг другом. Трудно сказать пока, что будет со всеми нами дальше, но эта ситуация точно уже перевернула у моих знакомых многие привычные взгляды, заставила их задуматься о том, о чем раньше можно было не думать и жить “так, как живется”..
Новелла №5
Меня зовут Александр. Я проживаю в городе Москва, работаю в айти-части довольно крупной российской компании, занимающейся биржевой торговлей. По профессия гордо зовусь размытым термином “ведущий специалист”, который существует, пожалуй, в любой сфере человеческой деятельности.
Кризис и изоляция не коснулись фирму практически никак, специфика работы позволяет перевести всех на удаленную работу, не теряя работоспособности. Я одним из первых попал на удаленную работу еще до объявления введения мер предосторожности со стороны государственных властей, и для меня этот переход был полностью безболезненным, так как наша работа подразумевает наличие удаленного доступа к рабочим компьютерам круглые сутки, в любой день недели. Поэтому при первых намеках на удаленную работу я собрал вещи и со всей семьей отправился за город, где явно безопаснее, чем в многомиллионной Москве. Кризис не коснулся нашей зарплаты, обязательства работодатель выполняет без каких-либо намеков на изменения в порядке оплаты труда.
В семье тоже никаких изменений по зарплате не произошло, все давно работают удаленно и не появляются в городе уже месяц с лишним. В целом, никакой информации о том, что кто-то из родственников, друзей или знакомых потерял работу, я не слышал.
Детей у меня нет, поэтому семейные расходы очень небольшие, основные траты составляет еда и квартплата. Возможно, поэтому я не имею кредитных задолженностей перед банками, и текущий уровень дохода пока позволяет поддерживать себя на плаву и вне кредитной кабалы
В текущей ситуации очень странно наблюдать за поведением наших властей во время кризисной, и в смысле эпидемии, и в смысле экономическом, ситуации. Непонятные метания вначале, а теперь еще и незаконные действия по ограничению свобод граждан, наводят на мысли, что никто сверху не знает, что делать, либо им глубоко плевать на граждан. Но я практически уверен, что правда где-то посередине между этими вариантами.
Вполне логично, что власти не хотят вводить режим ЧС, так как сразу придется взять на себя хоть какие-то обязательства перед населением, поэтому вместо адекватных мероприятий, как в Китае, мы видим дешевые популистские крики на телевидении и ограничение свободы граждан “просто потому что”. Единственное, что радует во всем творящемся кошмаре, это то, что за 30 лет “успешного” правления “эффективные” менеджеры так и не смогли до конца свалить советскую медицину. Больницы работают, принимают пациентов и в конце-концов вылечивают. Мы не видим даже близко картины, как в Великобритании или США, где госпитали переполнены, а людей уже начинают хоронить в братских могилах. Надеюсь, и не увидим.
Среди родственников паники или упадочных настроений не замечено, в основном все остаются спокойны и стараются соблюдать самоизоляцию и соблюдать гигиену.
Если же карантин продлится еще долго, то о последствиях можно только догадываться. Точно известно лишь одно - лучше жить мы не станем. Остается вопрос - насколько мы будем жить хуже. Я думаю, что уже сейчас можно смело попрощаться с любимыми, не сетевыми, кафе (если такие были), барами, пабами, парикмахерскими, салонами красоты и т.д. Государство быстро самоустранилось от какой-либо помощи мелкой буржуазии, а крупные буржуи переживут кризис без проблем, хоть и с финансовыми потерями (а кое-кто и с финансовыми приобретениями), а подкормкой для них станет массовое разорение мелких точек продаж услуг и товаров.
Единственный адекватный выход из сложившейся ситуации - это чтобы государство взяло наконец обязательства за здоровье и финансы граждан, ввело режим ЧС, чтобы легализовать наконец все свои “мудрые” решения, профинансировало исследования вакцины и провело массовую бесплатную вакцинацию населения. Нужны налоговые каникулы, нужна отмена квартплаты, нужна финансовая поддержка пожилых, инвалидов, нужно полностью бесплатное обеспечение средствами гигиены - это хоть местами популистские, но достаточно действенные меры для поддержания массы граждан на “плаву” во время кризиса, если, конечно, наше государство к этому стремится.
Считаю - мне очень повезло, что кризис меня практически не коснулся, но я уверен, что он сломал множество планов, надежд, а то и жизней. Многих нужда заставляет ходить на работу, кого-то уже выкинули на улицу, кто-то лишился зарплаты...
Новелла №6
Меня зовут Всеволод. Я научный сотрудник. Идет третья неделя самоизоляции…
Разумеется, без науки сейчас никуда, но фундаментальные НИИ «призакрыты». Это значит, что туда ходит только минимум персонала: поддерживать инфраструктуру, начислять зарплату, для непрерывных процессов. Большинство кадров сидит дома. Конечно, работа никуда не делась -
https://trv-science.ru/2020/04/07/nauka-na-karantine/ Статьи читаются, пишутся. Обрабатываются данные. Общение с коллегами происходит только через скайп, почту, мессенджеры. Составляю отчеты по незавершенному из-за эпидемии проекту, правлю курсовые студентов. Иной раз нет-нет да и съездишь на любимую работу за важной подписью от бдящего на рабочем месте заместителя директора или завлаба.
Настроение неопределенное. С одной стороны, носишь гордое звание бюджетника. Ты - «государев муж». Тебя не сократили, не кинули на произвол судьбы. Читаешь, как накрывается медным тазом малый бизнес, и чувствуешь жалость с примесью облегчения. С другой стороны, коронавирусная истерия в СМИ вызывает чувство какого-то едва заметного напряжения. К этому чувству уже привык. Реальный мир - знакомые четыре стены, виртуальный пестрит сюрпризами. Каждое утро читаю сводку на mail.ru: сколько заболело, умерло. Выходим на пик или вышли на плато… Путин недоволен… Масок не хватает… Названы главные симптомы… В центре Москвы оштрафовали Иисуса… Вирусолог рассказал об основных симптомах... Ученые предсказали скорый выход на пик… Собянин заявил о недостижении пика… Ученый назвал основные…. Уже половина апреля позади, а эпидемия и не думает утихать. Судя по всему, грядет «выходной май», а там и июнь в самоизоляции. То ли еще будет…
Родные и друзья тоже не радуют новостями. Офисные пролетарии, работающие «на дядю», перешли на удаленку. Им урезают зарплаты, параллельно нагружая по полной программе. Вчера узнал о сокращении одной знакомой, работала с детьми. Коллега из-за рубежа таки подцепил пресловутую «корону». Хороший друг советует не шляться по улице, но не потому что штраф, а потому что растет преступность. Да и сам, бывает, призадумаешься: а вдруг не продлят грант? Не выполнил план - не выдадут и деньги, а без денег не будет публикаций. Не будет публикаций - урежет зарплату и институт. И придется тогда затянуть пояса потуже. К тому же нехорошие новости принес старый приятель - в их институте сотрудников силой выгоняли в неоплачиваемый отпуск, а премии за публикации урезали. Мы пока обходимся без подобного, но мало ли что. А если все станет настолько плохо, что придется уволиться? Покинуть наконец свое привычное, уютное, но совсем уже чахнущее болотце российских фундаментальных исследований и отправиться за лучшей долей. Куда идти, если в стране грядет повальная безработица, а ты со своей наукой и в сытые годы был не нарасхват. Нелегкие думы, особенно по вечерам…
Чувствуешь себя как перед грозой в жаркий летний день. На душе как будто «духота». С одной стороны, сидеть дома скучно, но вроде здоров и работа есть. С другой - маячат на горизонте грозовые тучи кризиса. И с каждым блеском молнии кто-то в стране лишается работы, зарплаты. Теряет надежду, теряет жизнь. Уверенности в завтра никакой, не попадет ли следующая молния в меня?