Маоизм и большевизм

Nov 28, 2019 11:15

По просьбе редакции Бескома товарищи из группы Маоист.ру подготовили статью, где изложили свое видение развития марксизма-ленинизма Мао Цзэдуном, опираясь на опыт Китайской Народной революции.

= = =

Любой маоист, если вы спросите его, чем маоизм отличается от большевизма, только недоуменно пожмет плечами. Маоизм - это и есть большевизм. А точнее, его дальнейшее развитие применительно к конкретным условиям Китая начала XX в., а затем и других стран - современных Индии, Филиппин, Непала, Перу, Турции и не только. В последнее время маоизм претендует на роль нового этапа в развитии марксизма-ленинизма, поэтому маоисты говорят о марксизме-ленинизме-маоизме (МЛМ). Тем самым, мы утверждаем, что маоизм - это марксизм сегодняшнего дня, как почти сто лет назад русские большевики говорили, что ленинизм - это марксизм эпохи империализма и пролетарской революции.



Конечно, такие универсальные претензии маоизма не у всех встретили поддержку, а у кого-то и весьма резкий отпор. Мы не будем здесь касаться критики со стороны анархизма, троцкизма и прочих мелкобуржуазных течений, потому что во-первых это скучно и было сделано уже миллион раз, а во-вторых - потому что это критика не столько в адрес маоизма, сколько марксизма и ленинизма. И на нее уже был дан ответ нашими предшественниками. Вместо этого мы рассмотрим разногласия внутри самого марксизма-ленинизма, из которого вырос маоизм, и ответим на два вопроса - что нового принес маоизм как новый этап развития марксизма-ленинизма, и в чем состоят различия между маоизмом и другими течениями марксизма-ленинизма, которые существуют сегодня.

Принципиально вопрос о том, большевизм ли маоизм, был решен самими большевиками, а именно руководством ВКП(б), в 1949 г. во время поездки Мао Цзэдуна в Москву. Сталин принял его довольно сурово, подверг неприятным испытаниям, но в конце концов Мао получил от него то, что ему было нужно - полную поддержку со стороны СССР молодой народной республике, а также признание взглядов Мао как большевистских или марксистско-ленинских. ЦК ВКП(б) изучил произведения Мао Цзэдуна и рекомендовал издать на русском языке его собрание сочинений (сам Мао дипломатично просил помощи советских специалистов в этом деле), причем написанному Мао была дана высокая оценка. Сталин сам сказал, что «новая демократия» Мао Цзэдуна - это «примерно то, о чем большевики говорили в 1904-1905 гг.», т.е. демократическая диктатура пролетариата и крестьянства. Впоследствии в газете Коминформа «За прочный мир, за народную демократию!» было прямо сказано, что новая демократия и новодемократическая революция рекомендуются как путь революции для отсталых и колониальных стран. На этих двух понятиях следует остановиться подробнее, потому что теория новодемократической революции - важная составная часть маоизма.

Маоизм как применение марксизма-ленинизма в условиях Китая

Для людей, хорошо знакомых с наследием Ленина, новодемократическая революция (НДР) не будет чем-то новым, наоборот, в ней сразу узнают ленинскую буржуазную революцию под руководством пролетариата (что заметил и Сталин). Систематически основные идеи этой революции Мао изложил в работе «О новой демократии» (1940) и в работе «О демократической диктатуре народа» (1949). Суть НДР в том, она направлена против феодализма, ее ведущей силой являются крестьяне (поэтому она демократическая революция), и против империализма (поэтому в НДР участвуют не только рабочие и крестьяне и мелкая буржуазия, но также и национальная буржуазия). В отличие от старых демократических революций, которые сокрушили феодализм и открыли путь к капитализму, НДР проводится под руководством пролетариата и его авангарда - коммунистической партии, поэтому она «новая». НДР является первым этапом на пути к социализму. В Китае период НДР - это 1949-1956 гг., после чего блок с буржуазией был разорван и началось строительство социализма.

«Новая демократия» является разновидностью «народной демократии», которая в свою очередь выросла из идеи единого антифашистского фронта, подробно разработанной Г. Димитровым (он же был теоретиком народной демократии как переходного этапа к социализму). Оба термина использовались некоторое время как взаимозаменяемые, например, на совещании Коминформа в 1947 г. А.А. Жданов говорил о «странах новой демократии» (Китай в их число тогда еще не входил, там шла гражданская война с Гоминьданом). В процитированных выше замечаниях Сталина о новой демократии он характеризует ее как первый этап народной демократии, потому что в 1950 г. европейские страны народной демократии уже провели национализацию промышленности и приступили к строительству социализма, а в Китае в этом направлении были сделаны только первые шаги.

«Что значит народная демократия? Она включает, по крайней мере, такие признаки: 1) политическая власть в руках пролетариата, 2) национализация промышленности, 3) руководящая роль коммунистических и рабочих партий, 4) строительство социализма не только в городе, но и в деревне. В Китае не приходится говорить о строительстве социализма ни в городе, ни в деревне. Некоторые предприятия национализированы, но это капля в море. Основная масса промышленных товаров для населения производится ремесленниками. Ремесленников в Китае около 30 мил. Имеются серьезные различия между странами народной демократии и Китайской Народной Республикой: 1) в Китае существует демократическая диктатура пролетариата и крестьянства, примерно то, о чем большевики говорили в 1904-1905 гг., 2) в Китае был гнет иностранной буржуазии, поэтому национальная китайская буржуазия отчасти революционна; ввиду этого допустима коалиция с национальной буржуазией, в Китае у коммунистов существует блок с буржуазией. Это не противоестественно, у Маркса в 1848 г. тоже был блок с буржуазией, когда он редактировал «Новую Рейнскую газету», но это было не долго, 3) в Китае еще стоит задача расправится с феодальными отношениями; в этом отношении Китайская революция напоминает Французскую буржуазную революцию 1789 г., 4) особенность Китайской революции состоит в том, что во главе государства стоит коммунистическая партия. Поэтому можно говорить о том, что в Китае имеется народно-демократическая республика, находящаяся пока на первом этапе ее развития».

Критики маоизма утверждают, что этап новой демократии в Китае при Мао Цзэдуне так и не был преодолен, и строительства социализма якобы не было. Как известно, в СССР победа социализма была зафиксирована в конституции 1936 г. Обратимся к конституции КНР. Когда в 1954 г. была принята первая конституция народной республики, в ней говорилось, что Китай является государством народной демократии, которым руководит рабочий класс и которое опирается на союз рабочих и крестьян. В конституции 1975 г., принятой в конце культурной революции, Китай был провозглашен социалистическим государством диктатуры пролетариата. Это означает, что этап народной демократии к этому времени был завершен. Большая часть промышленных предприятий была уже давно национализирована, проведена коллективизация в сельском хозяйстве (вместо колхозов и совхозов в Китае существовали народные коммуны). Социализм победил на уровне базиса (производственных отношений), было необходимо упрочить его победу на уровне надстройки.

У новой демократической революции есть ряд других отличий как от Октябрьской революции в России в 1917 г., так и от демократических революций в странах Восточной Европы второй половины 1940-х гг. (одно из важных отличий - НДР в ряде стран продолжается и по сей день, тогда как перечисленные выше революции давно стали достоянием истории). Ключевым элементом НДР является народная война, или затяжная народная война. Подробнее на этом я останавливаться не буду (на эту тему есть подробная статья на rebelzine), отмечу только, что характерной особенностью, отличавшей Мао Цзэдуна от других теоретиков партизанской войны (например, Че Гевары) было особое внимание, которое он уделял: 1) роли масс, вовлечению всего народа в вооружённую борьбу, и 2) политике и классовой борьбе. Эти ключевые принципы, которые в маоизме называются «линия масс» и «классовая линия», распространяются не только на народную войну. В отличие от новой демократии, которой в настоящее время нигде нет, затяжная народная война продолжается. Сегодня это единственный путь, который можно без сомнений признать революционным. В ходе народной войны создаются ростки нового общества.

Теория НДР несомненно является важным вкладом в развитие марксизма-ленинизма. Конечно, она не может быть путем революции для всех современных стран, а только для стран третьего мира, где она доказала свою жизнеспособность. Попытки ряда маоистов, а именно сторонников председателя Гонсало (А. Гусман), распространить народную войну на все страны, в том числе индустриальные, и объявить ее универсальным путем революции, не встретили поддержки большинства маоистских партий, а сами гонзалоисты не пошли дальше громких слов. Иначе и быть не может: универсального пути для всех стран не существует, что прекрасно понимали и не раз повторяли еще Маркс и Ленин.

Хотя НДР подвергалась и подвергается критике (например, со стороны троцкистов, которые видят в ней «буржуазную революцию под красным флагом»), в целом за рамки марксизма-ленинизма она не выходит. Считать по-другому можно лишь в силу невежества, незнания идей И.В. Сталина и Г. Димитрова по этому вопросу. Серьезные разногласия начинаются тогда, когда мы говорим об опыте социалистического строительства в Китае, который является главным вкладом Мао в развитие марксизма-ленинизма.

Развитие марксизма-ленинизма в ходе культурной революции

Речь идет о теории культурной революции, или, как ее точнее называть, теории продолжения революции при диктатуре пролетариата. Наиболее полно была сформулирована в известном постановлении ЦК КПК от 8 августа 1966 г. Культурная революция была направлена против буржуазного сознания, которое сохраняется в социалистическом обществе, в первую очередь среди партийных чиновников, против угрозы реставрации капитализма.

«Хотя буржуазия уже свергнута, она тем не менее пытается с помощью эксплуататорской старой идеологии, старой культуры, старых нравов и старых обычаев разложить массы, завоевать сердца людей, усиленно стремится к своей цели - осуществлению реставрации. В противовес буржуазии пролетариат на любой ее вызов в области идеологии должен отвечать сокрушительным ударом и с помощью пролетарской новой идеологии, новой культуры, новых нравов и новых обычаев изменять духовный облик всего общества. Ныне мы ставим себе целью разгромить тех облеченных властью, которые идут по капиталистическому пути, раскритиковать реакционных буржуазных «авторитетов» в науке, раскритиковать идеологию буржуазии и всех других эксплуататорских классов, преобразовать просвещение, преобразовать литературу и искусство, преобразовать все области надстройки, не соответствующие экономическому базису социализма, с тем чтобы способствовать укреплению и развитию социалистического строя».

О какой новой пролетарской культуре шла речь? В постановлении говорилось, что культурная революция - это революция, «затрагивающая живую душу людей». Буржуазная идеология - это идеология индивидуализма и эгоизма, на которой, как на «естественной почве», растут семена ревизионизма и капитализма, подрывающие социализм и диктатуру пролетариата. Как говорил Мао, «борьба с эгоизмом… затрагивает самую душу людей». В ходе культурной революции ставилась задача не только бороться против буржуазной идеологии в обществе и против разложившихся бюрократов, но и постоянно работать над преобразованием своего собственного мировоззрения, что было выражено в лозунгах «бороться с собой, отвергать ревизионизм» и «революционный дух смелости идти против течения».

Культурная революция опиралась на массы рабочих, крестьян, солдат и революционной интеллигенции, ее целью было повышение их сознательности: «пусть массы сами воспитывают себя в ходе движения». Для этого использовались дацзыбао (свободное высказывание мнений с помощью постеров с большими иероглифами) и широкие дискуссии. Подчеркивалось, что наличие неодинаковых мнений среди масс - «нормальное явление», и дискуссии неизбежны и полезны, в ходе дискуссий вырабатывается правильная точка зрения. В постановлении говорилось, что «когда идет дискуссия, ее нужно вести словами, а не пускать в ход силу». В духе работы Мао «К вопросу о правильном разрешении противоречий внутри народа» ЦК КПК призывал провести четкую грань между контрреволюционерами, с одной стороны, и их взглядами, и массами и разными мнениями среди них, с другой стороны.

Согласно постановлению, создавались группы, комитеты и конференции культурной революции - массовые демократические организации, которые должны были проводить культурную революцию в жизнь. Отдельный пункт постановления был посвящен преобразованию просвещения - одной из важнейших задач культурной революции. Здесь ставилась задача покончить с господством в учебных заведениях буржуазной интеллигенции, соединить обучение с производительным трудом, перестроить учебные планы и программы. Также отдельно рассматривался вопрос о соотношении культурной революции и производства - ЦК КПК призывал не противопоставлять их, а использовать культурную революцию для развития производительных сил страны.

Культурная революция была продолжением «великой полемики» - дискуссии между КПСС и КПК в начале 1960-х гг. Изучая советский опыт, Мао пришел к выводу, что недостаточно обобществить средства производства, необходимо продолжать революцию на политическом и идеологическом фронтах, в сфере надстройки, чтобы предотвратить реставрацию капитализма, которая произошла сначала в Югославии, а затем в Советском Союзе. Опыт показал, что главными реставраторами капитализма являются ревизионисты в руководстве самих компартий.

В Китае культурная революция встретила сильное сопротивление со стороны партийной бюрократии во главе с председателем КНР Лю Шаоци и его ближайшим соратником и единомышленником, генеральным секретарем ЦК КПК Дэн Сяопином. Сломить его удалось благодаря массовой кампании критики и самокритики - вывешиванию дацзыбао, организации массовых митингов, проведению дискуссий и т. д. Мао сам вывесил свою дацзыбао в августе 1966 г. со ставшим знаменитым лозунгом «Огонь по штабам!» Под штабом подразумевались «каппутисты» в руководстве КПК, в первую очередь Лю Шаоци.

Стали создаваться новые органы власти - революционные комитеты, в которые входили представители партийных комитетов, вооруженных сил и массовых организаций (хунвейбинов и цзаофаней). Хунвейбины (красногвардейцы) - учащаяся молодежь, и цзаофани (бунтари) - молодые рабочие, были главной движущей силой культурной революции. В Пекине студенты захватили университеты (по их примеру то же самое сделали два года спустя французские студенты), а в Шанхае рабочими была создана «Шанхайская коммуна» во главе с революционным комитетом по образцу Парижской коммуны сто лет назад.

В ходе культурной революции проводились важные эксперименты по изменению организации управления и производства. Революционные комитеты были разделены на три части: одна треть членов ревкома непосредственно занималась управлением, одна треть оставалась на своей прежней работе, и одна треть училась в партийных школах. Была изменена система управления на заводах: вместо директоров ими стали управлять рабочие комитеты, которые тоже формировались по принципу ротации. На первое место вместо материального стимулирования были поставлены моральные стимулы.

Известно, что культурная революция завершилась со смертью Мао Цзэдуна, после чего руководство КПК оказалось в руках правых во главе с Хуа Гофэном и Дэн Сяопином. Последний быстро оттеснил Хуа от власти и сосредоточил ее в своих руках, хотя поста генерального секретаря он официально больше не занимал. Дэн реализовал свой план постепенной реставрации капитализма в Китае. В отличие от горбачевской перестройки, он сосредоточился на экономике, а не на политике, проводил реформы обдуманно и постепенно, и в результате в 1990-е гг. Китай снова стал капиталистической страной, только, в отличие от России - успешной. Нужно быть совершенно безграмотным в марксизме человеком, чтобы принимать современный Китай за социалистическую страну, а идеологию нынешней КПК - за маоизм. Напротив, современный, капиталистический и уже империалистический Китай - это прямая противоположность тому Китаю, который задумал Мао Цзэдун.

Значит ли это, что культурная революция завершилась неудачей? Сам Мао говорил, что одной культурной революции будет недостаточно, и на пути к коммунизму неизбежно еще будут поражения и неудачи, вплоть до победы революции в мировом масштабе. Напротив, культурная революция показала всю глубину угрозы капиталистической реставрации, и дала метод борьбы с ней. СССР не дал такого метода, кроме репрессий, которые были направлены против агентуры иностранных разведок. Сталин считал, что партия является монолитной, и в ней есть «отдельные» отщепенцы; Мао говорил о том, что буржуазная идеология проникает во все слои общества, в том числе в партию.

«В свое время Ленин писал, что недостаточно признавать классовую борьбу, чтобы быть марксистом. По его словам, только тот, кто признает не только классовую борьбу, но и диктатуру пролетариата, может называться марксистом. Сегодня для того, чтобы называться марксистом, недостаточно признавать классовую борьбу и диктатуру пролетариата. Сегодня, чтобы называться марксистом, необходимо расширить признание классовой борьбы и диктатуры пролетариата до признания необходимости продолжения революции в области надстройки с целью завершения мировой революции и по возможности скорейшего построения коммунистического общества» («Марксизм-ленинизм-маоизм, краткий курс»).​

Н. Светлов

Мао, революция, ноябрь 2019, Светлов, Сталин, Китай, история, марксизм-ленинизм, маоизм

Previous post Next post
Up