В послевоенные годы теплые союзнические отношения США и СССР остыли до температуры холодной войны. Перед американским буржуазным государством стояла задача завоевания мирового господства и выдвижения собственной финансовой олигархии на вершину капиталистической пирамиды, перед советским пролетарским государством стояла задача освободить трудящихся всего мира от капиталистического гнета и эксплуатации. Разница в целях предопределила дальнейший ход событий для всего человечества на полвека вперед. Хотя сценарий прямого военного столкновения был отложен Штатами до поры до времени, однако американская буржуазия открыла другие фронты холодной войны не менее значимые. Восстановившийся экономически в кратчайшее время СССР принял новый вызов, не мог не принять при сталинском руководстве.
На атаки на идеологическом фронте СССР должен был отвечать собственными контратаками, поддерживать и укреплять классовую сознательность советских граждан. Выход в свет в 1951 году сборника очерков, памфлетов, статей, речей и писем М. Горького “За мир и демократию” был одним из этапов такой идеологической и пропагандистской работы. В сборник вошли не только известные публикации, но и некоторые статьи и письма, которые не были опубликованы при жизни писателя. Как бы то ни было все отобранные для сборника произведения Горького являлись ценным вкладом в благородное дело борьбы за мир и демократию.
“В большинстве своих публицистических выступлений Горький обращает внимание читателя на борьбу трудового человечества против империалистической реакции и ее сумасбродных фашистских планов достижения мирового господства, развязывания новой войны”.
Из предисловия к сборнику “За мир и демократию”
Текст сборника подготовили научные сотрудники Института мировой литературы имени А. М. Горького АН СССР, тираж составил 50000 экземпляров.
О выходе подобного сборника известила главная газета страны советов - газета “Правда” №44. Рецензию на книгу написал, как выразились бы сегодня, “рупор тоталитарной пропаганды” Давид Иосифович Заславский. Журналист с интересной судьбой, начинавший свою революционную деятельность в начале XX века в Бунде, критиковавший большевиков и Ленина в 1917 и принявший Советскую власть только в 1920 году. В 1928 году сестра В.И. Ленина М.И. Ульянова пригласила беспартийного тогда Заславского в газету «Правда». Там он прослужил ведущим сотрудником до последнего дня своей жизни. За личный вклад в социалистическое строительство Советского Союза и укрепление его значимости на мировой арене был награжден в 1944 году орденом Ленина.
Статью Д. И. Заславского мы предлагаем нашим читателям.
= = =
БОРЕЦ ЗА МИР И ДЕМОКРАТИЮ
В 1906 году М. Горький посетил США. Буржуазные властители Америки встретили его приезд враждебно, организовали подлую кампанию травли всемирно известного писателя.
Горький с первого взгляда увидел лживость и мерзость заокеанской «демократии». Сын русского рабочего класса, воспитывавшийся на демократических традициях русской классической литературы, Горький, как подчеркивал В. И. Ленин,
“...крепко связал себя своими великими художественными произведениями с рабочим движением России и всего мира…” С глубоким сочувствием изображая жизнь и борьбу трудового народа, Горький в то же время гневно разоблачает всю гнусность капиталистического строя.
Зверская эксплуатация, нищета трудящихся - вот что прежде всего и сильнее открывалось взору пролетарского писателя в Нью-Йорке. Памфлет “Город Желтого Дьявола”, потрясший читателей в свое время, поражает и ныне силой изображения этого города, олицетворяющего мир капитализм. Горький писал: “Я очень много видел нищеты, мне хорошо знакомо ее зеленое, бескровное, костлявое лицо. Её глаза, тупые от голода и горящие жадностью, хитрые и мстительные или рабски покорные и всегда нечеловеческие, я всюду видел, но ужас нищеты Ист-Сайда - мрачнее всего, что я знаю”.
Горький создает страшный образ Нью-Йорка - “Города Желтого Дьявола” - доллара. В изображении писателя предстает потрясающая картина, показывающая, как ком Золота вихрем вращается в тесных улицах Нью-Йорка, распыляет повсюду мелкие пылинки, и целый день люди жадно ловят, ищут, хватают их. “Они отделяют всегда больше того, сколько взяли, и на утро другого дня ком Золота увеличивается в объеме, его вращение становится быстрее, громче звучит торжествующий вой железа, его раба, грохот сил, порабощенных им”.
Сквозь мишуру буржуазной рекламы открывалось зоркому глазу великого русского писателя, как власть золота усыпляет души американцев, “делает людей гибкими орудиями в руке Желтого Дьявола, рудой, из которой он неустанно плавит Золота, свою плоть и кровь”. Кто же они, повелители капиталистической Америки? Горький переносит читателей на Уолл-стрит, в помещение одного из “королей республики”. Он с огромной сатирической силой рисует коллективный портрет рокфеллеров, дюпонов, морганов. Пред нами олицетворенный империализм. Все подчинено безмерной наживе. Стремление финансовой олигархии США к мировому господству М. Горький отчетливо разглядел почти полвека назад при непосредственном знакомстве с бытом и нравами американской буржуазии.
“...Мое представление о миллионере не имело законченной формы. В кратких словах, это были прежде всего длинные эластичные руки. Они охватили весь земной шар, приблизили его к большой, темной пасти, и эта пасть сосет, грызет и жует нашу планету, обливая её жадной слюной, как горячую печеную картофелину…”
Перед Горьким в наглядном виде предстал зловещий оплот империализма и реакции. Черты предельной ограниченности, почти кретинизма, соединялись с беспредельной уверенностью в своем праве на всемирную власть и с беспредельным презрением к народу, к трудящимся, к людям науки, искусства, литературы. Горький сдернул маску “демократии” с лица изображенного в его памфлете миллионера, который высказывает циничную правду о правительстве, о конгрессе: “Члены правительства все должны быть акционерами в промышленных предприятиях - тогда они скорее и легче поймут интересы страны. Теперь мне нужно покупать сенаторов, чтобы убедить их в необходимости для меня… разных мелочей. Тогда это будет лишнее…”
Американский империализм выступал уже тогда в роли организатора, режиссера, финансиста мировой бойни. В 1934 году в статье “По поводу чуда”, впервые публикуемой в сборнике, Горький писал:
“Буржуазия готовится к новой международной бойне, которая истребит миллионы молодежи, уничтожит на миллиарды предметов первой необходимости, распылит по земле и потопит в морях миллионы тонн металла, сожжет и разрушит города, испортит, отравит газами и трупным ядом плодородные почвы. Всего этого вполне достаточно для того, чтобы с полным правом сказать: миром правят преступники и, притом, явно обезумевшие, вероятно - от предчувствия неизбежной их гибели. Им, действительно, ничего не жалко и ничего не нужно, “обеспечивая” тыл свой, они уничтожают даже свои “демократические свободы”, уничтожают то самое, чем еще недавно гордились”.
Горький и впоследствии, после первой мировой войны, всюду в Западной Европе видел за её правителями все того циничного диктатора с Уолл-стрита. Американские империалисты стояли за спиной Гитлера и участвовали во всех разбойничьих предприятиях финансистов Рура, они проникали в Азию, повсеместно финансировали борьбу против свободы и независимости народов, против демократии. Клика Уолл-стрита всегда была организатором и вдохновителем реакционных крестовых походов против первой страны социализма.
В статьях и очерках Горького читатель находит страстное, пламенное изобличение организаторов империалистической бойни. Великий пролетарский писатель беспощадно заклеймил всех защитников лживой американской “демократии”, лицемерного американского “миролюбия”.
В предисловии к книге о Форде, затеявшем рекламно-жульнический объезд Европы на “корабле мира”, Горький писал, что американские финансовые дельцы криками о мире прикрывают свой бизнес, свою промышленность войны. “... В предвидении новой бойни промышленники Соединенных Штатов запасают, по-видимому, горы военного снаряжения, чтобы скорейшим и блистательнейшим образом искалечить и уничтожить миллионы людей. “Дело так дело; дело стоять не может, не так ли?” - А ведь доказано, что самое прибыльное дело - это обращать людей в калек и покойников. Выгодно торговать алкоголем, опиумом и другими наркотиками, - но выгоднее всего - военные подряды и поставки. В том числе и поставки газов”.
Это было написано 25 лет назад, и если что-либо изменилось с тех пор, то только ассортимент наиболее выгодных товаров. Ни одна капиталистическая компания не наживалась так на производстве и на поставках вооружения, как наживается американская компания Дюпона на производстве атомного оружия.
Горький видел и другую причину бешеной гонки вооружений и преступной подготовки новой войны: попытки магнатов капитала предотвратить угрозу экономического кризиса. “Чего хотят короли промышленности, снова организуя всемирную бойню? Они воображают, что война поможет им выскочить и тисков экономического кризиса, созданного анархией производства, идиотизмом страсти к наживе”.
Деятель и строитель передовой культуры, Горький с особой остротой ощущал ту опасность, которую для демократической культуры предоставляет пропаганда империалистической агрессии и подготовка разбойничьей войны. Горький показал в своих статьях, как финансовые короли с помощью продажного кино, развращенной литературы, проституированной прессы оболванивают народ, насаждают тупоумную покорность, вытравливают всякий интерес к большим проблемам современности. Американский образ жизни - это образ рабьего существования, отупения, обезличенной покорности. Горький видел, как на капиталистическую Европу надвигается из-за океана эта чума “цивилизованного” одичания, не менее страшного и губительного чем германский фашизм.
В американской буржуазной “культуре” Горький видел процесс дегенерации, вырождения, наиболее отчетливо проявляющийся в верхах капиталистического общества, но проникающий и в круги буржуазной интеллигенции, в научную, литературную, артистическую среду. Горький писал в 1934 году: “Если бы кто-нибудь написал историю фабрикации буржуазией ее политических вождей - мы получили бы яркую картину интеллектуального истощения ожиревшего класса. В наши дни это истощение сил особенно ясно…”
Горький призывает всех тех, кому дорога культура, сплотиться в борьбе против надвигающейся угрозы империалистического варварства, против фашистского погрома всех культурных ценностей, созданных передовым человечеством. Горький был инициатором антифашистских конгрессов деятелей науки и искусства. Его страстный призыв: “с кем вы “мастера культуры”?” - стал лозунгом сплочения всех прогрессивных сил и сохраняет всю свою жизненность и в наши дни.
Учитель и пропагандист пролетарского гуманизма, Горький своими страстными произведениями воспитывал и воспитывет ненависть к поджигателям войны. Некий американский корреспондент писал ему: “В Европе мы с глубокой горечью почувствовали, что европейцы ненавидят нас”. Это было в 1932 году, и тот же корреспондент мог бы ныне, в 1951 году, сказать, что американских захватчиков теперь еще сильнее ненавидят не только в Европе, а и в Азии, и в Африке, и всюду, где они грабят свободолюбивые народы, стремятся уничтожить силы демократии и социализма.
Ненависть к захватчикам, к агрессорам соединена в памфлетах и в статьях Горького с великим презрением к ним. Эти замечательные произведения укрепляют веру трудящихся в победу, призывают повысить бдительность против наступления реакции. В них миру империалистов противопоставлены могучие силы демократии и социализма, непобедимый Советский Союз, в укрепление которого Горький вложил много сил. Противопоставляя цветущий советский строй капиталистическому миру, Горький воспитывал своих читателей в духе советского патриотизма. В достижениях советского народа, в мощи социалистического государства - источники жизнетворного оптимизма, пронизывающего все выступления Горького. Безмерен его гнев против международных военных преступников, но безгранична и его вера в силы народа, его уверенность в том, что капиталистические преступники жестоко расплатятся за свои злодеяния.
Исход второй мировой войны оправдал ожидания Горького. Силы демократии оказались более мощными, чем силы международной реакции, и помощь американских банкиров Гитлеру не спасла его от гибели. За последние годы неизмеримо выросли силы международного лагеря мира и демократии. От мира капитализма откололся целый ряд стран, твердо ставших на путь социализма. Движение сторонников мира, став организованным движением сотен миллионов людей, превратилось в могучую силу. Как радовался бы Горький, видя рост авторитета родной советской страны среди народов мира!
С энтузиазмом приветствовал Горький победы сталинских пятилеток. Он писал в 1935 году:
“Это почти чудо. Но - чудес не бывает, и это - естественный результат работы людей, которые, владея комплексным - всесторонним - знанием прошлого, понимая все явления настоящего, точно и ясно определив цели будущего, смело принялись за работу реализации указаний истории. Это - люди высочайшего напряжения творческой энергии, ученики, соратники и друзья Ленина. Они во главе с Иосифом Сталиным, человеком могучей организаторской силы, дружески воспитывают в бывшей “варварской” и “нищей” стране нового, культурного хозяина - социалиста.
Этот новый хозяин, бывший наемный рабочий и батрак, отлично понимает, что ценнейшая творческая, все разрешающая, всепобеждающая энергия есть энергия социалистически организованного разума”.
Всемирно-историческая победа советского народа в Великой Отечественной войне открыла новые величественные перспективы дальнейшего движения вперед, по пути к коммунизму. Опираясь на опыт и мощь Советского Союза, с ним идут свободные народы стран народной демократии. Им сочувствуют, их поддерживают миллионы и миллионы сторонников мира на всем земном шаре. Есть в мире сила, способная предотвратить новую угрозу войны, покарать агрессоров!
Произведения Горького, посвященные борьбе за мир и демократию, и самый пример великого писателя, пламенного трибуна, вооружают движение сторонников мира могучими средствами борьбы против поджигателей войны. В этом огромная ценность сборника статей и памфлетов Горького.
Д. Заславский
(М. Горький. За мир и демократию. Очерки, памфлеты, статьи, речи, письма.
1951 г. Издательство Академии наук СССР. Стр.269. Цена 10 р.)