Очередной учебный год начался. В школы, колледжи и вузы направились тысячи и тысячи учащихся, грызть гранит «аполитичных» наук. Но в классовом обществе, расколотом на наемных работников и олигархов, «аполитичность» подразумевает не что иное, как идеологию господствующего класса - капиталистов. Школы, колледжи и вузы воспитывают новых обывателей, которые становятся опорой сложившейся в России общественно-экономической системы, носителями буржуазного сознания.
Казалось бы, что можно поделать с таким положением вещей? Разве можно соперничать со столь мощной и отлаженной воспитательной машиной? Но, как понимает читатель, коммунисты не ставят себе задачу разбить голову о стену или выстроить вровень с буржуазной системой образования собственную - это невозможно. Но коммунистическому движению необходимо выдвинуть на передний край науки собственные кадры, набрать определенный теоретический вес, для практической работы с трудящимися.
Кто-то громко рассмеется: коммунисты - на переднем крае науки? Что они там забыли? Однако смеяться здесь не стоит. Речь не идет о том, чтобы коммунисты начали кустарно подготавливать физиков-ядерщиков, биоинженеров и нанотехнологов, с этим справляются по мере надобности буржуазные институты. Речь идет о подготовке из студентов и наемных работников грамотных коммунистических лидеров, агитаторов и пропагандистов, которым не обойтись без знания философии, политэкономии и истории, усвоенных с классовых позиций. Именно эти науки после буржуазной контрреволюции в СССР подверглись выхолащиванию и извращению. Но они же объясняют организацию общества, формируют научное (диалектико-материалистическое) мировоззрение. Все это - фундамент марксизма-ленинизма, который обязан знать представитель пролетарского авангарда.
Откуда берется этот пролетарский авангард? Из обычных обывателей. Несправедливое устройство буржуазного общества заставляет многих наемных работников, студентов и даже школьников задумываться о причинах несправедливости. В поисках ответов, порой весьма зигзагообразным способом, люди приходят в марксистские кружки, левые политические движения и партии, где надеются заняться “серьезным делом”, но не находят такового в силу объективных обстоятельств. Тогда новоиспеченному коммунисту советуют: учиться, учиться и еще раз учиться. Только вот, где и как - большой вопрос!
Насколько хорошо поставлена в России работа по подготовке грамотных коммунистических кадров? Такая работа поставлена из рук вон плохо. Подавляющая масса молодых левых занимается самообразованием, но из них систематически занимаются единицы. Бывает так, что все самообразование сводится к спорадическому почитыванию той или иной марксистской литературы, а бывает наоборот и человек читает все подряд (нужное и ненужное). Другие левые сбиваются вместе в кружки для самообразования (он-лайн или офф-лайн), изучение в которых проходит так же бессистемно: без плана, без проверки знаний, без профессиональных преподавателей по изучаемым предметам. Занятия ведут активисты данного объединения, ведут старательно, но в силу нехватки времени и профильных знаний - поверхностно.
Зачастую молодые левые и целые марксистские кружки по неопытности попадают под влияние «марксистских гуру» - лиц чем-то зарекомендовавших себя в левой среде. Получается удивительный симбиоз, когда людьми, плохо понимающими марксизм, руководит человек, понявший марксизм по-своему. В таких «симбиотических союзах» рост образованности участников очень медленный, т.к. это потенциально вредно для «марксистского гуру», ведь поумневшие птенчики могут выпорхнуть из гнезда и не принять заветов наставника. А для участников положение усугубляется тем, что, во-первых, они заняты изучением работ своего «гуру» и у них не остается времени для самообразования; во-вторых, они находятся под влиянием «гуру» и плохо воспринимают критику со стороны. Секта Кургиняна, давно ставшая правой, наиболее яркий, но далеко не единственный пример такого «симбиоза» в России.
Нельзя не сказать пару слов об образовательной работе с кадрами в партиях-старожилах. Редко в каких из них подобная работа ведется систематически специалистами, а образовательная сеть представлена хотя бы несколькими городами. Поэтому попадание в подобную партию ищущего приложения собственным силам человека, в большинстве случаев приведет к снижению возможности для самообразования, т.к. на человека навалится ворох партийной работы.
Картина получается следующая: одни «самодостаточные» кружки окукливаются самостоятельно, другие обособляются под давлением авторитета «гуру», третьи считают ниже своего достоинства заниматься теорией, отдавая предпочтения незатейливой публицистике. Левые партии и движения предаются своей “секретной” работе, в основном, публицистике и акционизму. Уровень знаний даже среди участников одной организации может существенно разниться и не выправляться с течением времени, а авторское понимание марксизма разными “гуру” полнит и так захламленный левый теоретический спектр все новыми и новыми антинаучными гипотезами. Поэтому коммунистическое движение в России стало похоже на разбросанную мозаику или пазл, края картинок которого не стыкуются вместе.
Но не все так безнадежно, как кажется на первый взгляд. Есть отдельные активисты, кружки и движения, которые хотят наладить образовательное взаимодействие друг с другом, подойти к проблеме научно, выбрать из предшествующего опыта СССР оптимальную программу обучения или составить новую, и как можно шире распространить ее среди кружков. Так или иначе, дело упирается в кадры, которые должны выбранную программу реализовать. В большинстве случаев нагрузка ляжет снова на активистов, т.е. на непрофессионалов, что даже при новой программе не гарантирует качество. Есть и другая проблема. Например, в СССР тот или иной курс из партийной школы органично наслаивался на качественное школьное и вузовское образование. Сегодня же у людей просто не хватает элементарных знаний, чтобы адекватно воспринять более сложную информацию. Т.о. пробелы в истории, философии, политэкономии, логике, иногда в умении прочесть книгу правильно, составить конспект, необходимо восполнить, а на это у левых кружков, движений и партий не хватает ни времени, ни ресурсов.
Выход есть! Воспользоваться помощью преподавателей и ученых со стороны.
Сегодня ведутся переговоры между представителями Рабочего университета им.Хлебникова* (см. ниже) и Клубом Левых Историков и Обществоведов** (КЛИО, см.ниже), чтобы открыть в Москве офф-лайн курсы по дисциплинам: история, философия и политэкономия. Это будут лекционные и семинарские занятия, с домашними заданиями и регулярной проверкой знаний. Пока планируются занятия один раз в неделю с чередованием предметов, т.е. слушатели смогут записаться и посещать сразу два курса, например, историю и философию (политэкономию и историю; политэкономию и философию). Есть информация, что курсов по истории может быть два: История России с образования государства и История СССР (от Октября до ВОВ). Философия для слушателей начнется с курса Истории Философии (лектор А.В. Харламенко).
*Рабочий университет имени И.Б. Хлебникова - общественное объединение, созданное в 1993 году учёными-коммунистами с целью марксистского образования рабочих. Свою задачу видит в просвещении, выработке у слушателей коммунистического мировоззрения, подготовке агитаторов и пропагандистов. На протяжении долгих лет в РУ преподавался ежегодный курс по отечественной истории, политической экономии и социальной философии. Основатель и научный руководитель РУ - доктор философских наук, профессор МГУ Ричард Иванович Косолапов. Первый ректор РУ (1993-1999) - учёный-обществовед, друг и ученик Р.И. Косолапова Игорь Борисович Хлебников. Со временем часть слушателей влились в Совет РУ. Наряду с просвещением РУ ведёт обширную деятельность в рамках сотрудничества с Республикой Куба, со странами «левого поворота», левыми и коммунистическими группами в Европе и Латинской Америке. Также занимается издательской деятельностью (издаёт документальный многотомник «Сталин. Труды»).
**КЛИО - это объединение левых историков и обществоведов, которые выступают в поддержку науки против реакции, против лжи и фальсификаций истории. “История - это строгая наука, не терпящая дилетантизма и передергивания фактов!” - такого мнения придерживаются участники КЛИО. Клуб образован в 2018 году, проводит исторические дискуссии, круглые столы и конференции различной тематики. Председатель А.И.Колпакиди. Участники: Ю.Н.Жуков, М.И.Мельтюхов и другие.
Пока нарисована только общая канва будущих курсов, возможно, к данному начинанию подключатся и профессионалы от других наук, контакты налаживаются. Есть идея подготовить видеолекции курсов для регионов, чтобы товарищи, которые хотят учиться, могли получить знания дистанционно, а проверять их непосредственно у лекторов будущего марксистского университета. Планируются прямые трансляции. В дополнение к видео, возможно, будет выпускаться электронный или печатный журнал с дополнительными пояснениями к пройденным темам, ответами на вопросы и прочим подспорьем. Т.о. приблизительно за один год еженедельных занятий заинтересованные товарищи могут существенно подтянуть свои знания, кто-то восполнить пробелы, кто-то заложить образовательный фундамент. И все это под присмотром профессионалов.
Сколько будет стоить один год обучения в подобном марксистском университете? С одной стороны, для многих трудящихся и студентов было бы замечательно, чтобы занятия проходили на безвозмездной основе. С другой стороны, нам всем известно отношение к халяве в России, если это ничего не стоит, значит не жалко пропустить или записаться и не прийти. Поэтому, как вариант, можно собрать со слушателей определенную страховку на первые три месяца и, кто пропустил определенное количество занятий, страховку не возвращать. Но это мнение автора.
Кто возьмет на себя оплату помещения: Университет или слушатели? Вопрос пока открытый. Если занятия будут проходить один раз в неделю в одном помещении, то средств у Университета хватит, а если желающих учиться будет больше и аудиторий понадобится больше, то, скорее всего, Университет будет делить оплату пополам со студентами. Все зависит от размера потока.
Как будет производиться набор, еще один немаловажный вопрос. Должны ли это быть известные узкому кругу лиц участники марксистских кружков, левых движений и партий? Или широкие массы, которые тянутся к знаниям? Смогут ли московские марксистские организации дать достаточное количество слушателей или лучше сделать смешанный набор? Насколько большими делать группы? Отдать предпочтение охвату и собирать аудитории битком или отдать предпочтение проработке тем и контролю знаний и ограничиться группой в десять человек?
Вопросов много, их еще предстоит решить. Но главный вопрос - это востребованность самих курсов. Нужно ли коммунистам “университетское” образование или по старинке - в кружках, или с книгой под одеялом? Ответ может дать только практика, ждать осталось недолго, занятия начнутся в октябре, а набор за пару недель до занятий.
К.Поляков